Болотные километры
Сейчас Авраамиев остров, место упокоения старца, находится в глубине национального парка «Припышминские боры», расположенного в Тугулымском районе Свердловской области, куда доступ людей категорически воспрещен. Но с разрешения руководства парка мне приходилось бывать в этом малодоступном месте несколько раз. Памятно, конечно, самое первое посещение.
Лесные тропинки узенькие, извилистые, что тебе морщинки на старческом лице. Идем ходко. Но вот уже ноги начинают мягко ступать по мху. Проводник, егерь Сергей Павлович, оборачивается: «Жива?» — «Жива вроде бы», — через силу улыбаюсь я. Эти окаянные болотные километры нескончаемы! Еле заметная лосиная тропа, по которой ведет егерь-богатырь, давно уже превратилась в полосу мучений. Все чаще и чаще ноги проваливаются в болотную няшу, поэтому приходится прыгать с кочки на кочку. Но прежде батожком надо постучать по ней. Как черные молнии, разлетаются в разные стороны гадюки, принимающие в пушистой мягкости сухой травы солнечные ванны. Болотистые испарения с удушающим запахом багульника кружат голову, пот застилает глаза. Тук-тук, тук-тук — бешено колотится сердце, словно выскакивая из груди, да к тому же донимает гнус. Скоро стало уже и не до прыганья — премся напролом, то и дело проваливаясь со всего маху в болотную жижу.
Какие же мы все-таки хлипкие по сравнению с предками! Ведь только в 1865 году была прорублена просека и на топкую болотину настелили гать — даже на телеге, говорят, по ней проезжали, везли немощных на Авраамиев остров. А до этого ходили так же, как и мы, и преодолевали эту невозможную «дорогу» пешком.
Стал давить страх. Будет ли когда конец этой трясине… Намаявшись в болоте, я не сразу разглядела спасительный лес впереди — Авраамиев остров! Сил хватило отползти всего на несколько шагов. Какое-то время просто лежала в изнеможении на долгожданной спасительной тверди.
Святая глушь и тишина…
Вдруг я ощущаю себя над землей, как птица, парю над ней. То есть тело мое распласталось у кромки болота, а душа воспарила. Земля внизу такая маленькая-маленькая… Необыкновенное чувство. Переведя дыхание, стала осматриваться. Вот рядом сосна, в стволе которой топором вырублена ниша для иконы. Видимо, прежде здесь молились богомольцы, одолевшие тяготы болотного пути. Сквозь густую хвою празднично искрится солнышко, играя на лапах сосен.
Святость тишины на месте, где уже многие десятилетия не звучала молитва, все равно явно ощущается. Умиротворяющие волны проходят по всему телу…
Сергей Павлович, по-хозяйски обошедший свои владения, мягко понуждает подняться: «Ну что, передохнула? Давай тронемся дальше, к избушке старцев. Сейчас будет протока, разделяющая Пустынный и Авраамиев острова, умоешься, напьешься. Совсем оживешь». Таков мой проводник. С ружьем наперевес, свой тяжеленный рюкзак за спиной, еще и мои котомки прихватил — и ни следа усталости. Привычка — егерь, лесной человек.
Следуем далее. Сочная, нежно-зеленая густая трава никем не примята. Все нездешнее, нетронутое. Какое-то сказочное, неземное. Навсегда впитался в память запах вечной свежести — пихтовой, с горчинкой, пряности. Набыться здесь просто невозможно! Вот мшистая ель упала, видимо вырвало ее ветром, выворотило с корнем. Погладила шершавые складки коры — одна труха. Сколько ей лет, помнит ли она старца? Первобытный лес шумит и качается, скрипят отжившие свой век сухие деревья. Медленно бредем, пробираясь через сучковатый валежник.
Вот и протока. Родниковая свежесть воды оказалась настолько живительной, что усталости как не бывало, откуда и силы взялись? Еще несколько минут ходьбы, и мы у избушки. Вернее, того, что осталось от нее. Видимо, еще в начале 90‑х здесь побывали вандалы, сожгли избу, рядом разбросан вывороченный сруб колодца. Сергей Павлович рассказал, что даже предполагаемую могилу Авраамия, расположенную недалеко от жилья, осквернили. «Предполагаемую» потому, что старожилы рассказывали: в 1921 году власти, пытаясь прекратить паломничество к старцу, планировали его тайно перезахоронить. Узнав об этом, крестьяне близлежащих деревень их опередили. Но никто из участников перезахоронения тайну, где теперь покоится старец, не раскрыл. Где теперь находится могила ученика протопопа Аввакума, никто точно не знает. И чьи это разбросаны кругом людские косточки — инока Авраамия или его друга старца Иоанна? Сергей Павлович их бережно собрал и уложил обратно в могилку, засыпав землей.
Как бы там ни было, мы земно поклонились святому острову, старцам, которые обитали здесь непрерывно с конца XVII века вплоть до советских времен.
Опубликовано в журнале Уральский следопыт
Автор: Тепышева Татьяна
Цикл статей
"Ирюм - один из четырех главных центров урало-сибирского старообрядчества"
- Инок Тарасий
- Из дали лет
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях