1552 год, Третий Казанский поход и пятая по счёту осада столицы Казанского ханства московскими войсками. Первая успешная осада. Причины войны кроются отнюдь не в легендарно-сумасбродном характере Царя и Великого Князя. Воевали уже сто лет как, причём были времена, когда именно Московия была данником Казанского ханства. Ну а если смотреть шире, то всё гораздо прозаичнее - Волга-матушка река великая, но главное, в XVI веке это еще и важнейший торговый путь. Что мы знаем о торговых путях? Правильно – это денежки! А что мы знаем о денежках? Правильно – что ими не хочется делиться!
Если менее цветасто, то чем меньше посредников на пути товара, тем лучше последнему посреднику или конечному покупателю.
Волга несла свои воды через три государства. Тенденция к уменьшению количества государств – экономическая необходимость. Так сказать: «Извиняйте, ничего личного – исключительно бизнес».
«-Фамилия!
- Рюриковичи мы!»
Иван IV, прозванный Грозным (в других языках Ужасным) – это, пожалуй, один из самых одиозных и противоречивых персонажей Истории допетровской Руси. Но нельзя не отметить, что именно при его правлении Московское Царство максимально расширилось территориально - ни много ни мало, в два раза. И не удивительно – войны Иван, вёл во все концы – от заката (Запад) и до рассвета (Восток). Сам же Царь происходил по отцу от Рюриковичей, а по матери (Елена Глинская) от Мамая… Вот такой винегрет.
«Скажите, а таким методом можно стенку в любом магазине убрать?... ОЧЕНЬ полезное изобретение!»
Поход на Казань в 1552 году был очередным по счету, как мы уже и сказали, но было важное отличие от предыдущих – к нему готовились не в пример как лучше. Была просчитана даже возможность ночёвки под стенами крепости. Собственно крепость была серьёзная, защищена артиллерией, с наскока её взять было не реально.
Выступив в июне, к середине августа рать добралась до Свияжска – крепосцы, сооруженной за месяц в 1551 году, как опорного пункта и базы будущего похода.
15 августа началась переправа через Волгу. Казанский хан Ядыгар-Мухаммед выехал в поля встретить дорогих гостей. Но три часа боя показали, что десятитысячное ханское войско недостаточный аргумент против москвичей – переправа продолжилась.
К 23 августа все полки стояли у стен города, плотно взяв крепость в кольцо. У Ивана IV был пятикратный перевес в живой силе (примерно 150 тысяч против 30-35), не забудем и превосходство в артиллерии. Состав осаждавших был разношерстным – кроме собственно стрельцов и войск московских, много было «дружественных» ханов, с войском, были и казаки – куда без них.
Осада длилась относительно не долго, но была богата на события. Осажденные развлекались знатно, всячески старались прорвать кольцо как изнутри, из города, так и снаружи – нападения союзников казанцев сильно беспокоили войско царское. Пришлось даже предпринять пару походов в соседние городки, дабы втолковать сопредельным народам, что негоже мешать историческому мероприятию. Народы огребли и притихли. Осаждающие тоже не скучали – вели активную, причем результативную, пальбу из орудий (не зря же в такую даль тащили); отбивали вылазки; и, тихой сапой пытались повредить стены города.
К слову выражение «тихой сапой» имеет осадно-фортификационные корни. Изначально взятое из итальянского языка слово «цаппа» (заступ, лопата), во французском трансформировалось в «сап» (отсюда же и слово «сапёр» появилось). Кроме того «сапой» называли подкоп, который вели под стены крепости. Подкопавшись, образовывали камору (типа комнату) под стенами, в которую стягивали пороха побольше, всё это взрывали (не так громко, как современные фейерверки в Москве в новогоднюю ночь, но зато явно результативнее). Собственно, в те времена это был один из основных способов подготовки штурма, дело долгое, но надежное. Когда пыль от подрыва оседала, в пролом лезли солдаты, с обеих сторон. Резня, кровища, и кто-то праздновал победу… Романтика.
Ну а «тихая» сапа - потому как ежели осажденные слышали, где роется подкоп (а они слушали), то копали контрподкоп навстречу, и, встретившись, или подрывали шумно копающих, или происходили подземные стычки в замкнутом пространстве, жуть которых сложно представить.
Вернёмся к осаде. Надо сказать, что Иван предлагал осажденным сдаться, но они решили, что не сдаются не только русские в фильме «Брат-2», но и татары в Казани. Предложение было отклонено. Жизнь не компьютерная игра: «сохраниться» нельзя, возможности передумать - тоже, и еще раз ответить на предложение у казанцев не было. Иван шутить не любил – полетели ядра, а наёмные инженеры взялись за сапы. Говорят, там даже англичанин затесался, Бутлер, если память не изменяет. В общем – интернационал. Исторический момент приближался.
Кроме сап, строились и осадные башни – туры (именно так, нетрадиционно, называют ладью в шахматах, притом, что как раз фигурка изображается явно туру, а не ладью… ну да ладно).
К концу сентября практически все туры стояли у стен Казани. Только ров всё еще сдерживал осадные башни, но и эту преграду во многих местах засыпали. Подкопы были завершены, и 30-го числа прогремело несколько взрывов, разрушивших стену. А вот штурм не задался – нападавшие смогли лишь в одном месте закрепиться непосредственно на стенах (район Арских ворот), в город прорваться не удалось. Дневная передышка пошла на пользу всем.
2 октября 1552 года в прорыв пошли казаки, при поддержке других полков, конечно. Возглавить решающий штурм должен был царский полк, но… Царь молился, и полк «опоздал» к началу штурма – когда стрельцы подошли к стенам, город уже был взят. Бывает, «промашка вышла», как пел Высоцкий.
«Вот что крест животворящий делает!»
В самом штурме и последующими за ним событиями геройство переплетается с откровенным паскудством. Кто-то лез на сабли и рубился не щадя себя, кто-то «прилёг», сказался раненым и убитым, и только после того как отважные, сломив отчаянное сопротивление защитников, ворвались в город, «убитые» ожили и полезли в город грабить мародерствовать и … ну вы поняли.
К слову, это дало шанс защищавшимся – они насели на притомившихся рубак. Мародеры, столкнувшись с контратакой, паниковали и не добавляли порядка в и без того не стройные ряды московитов. Бедлам почище Содома. Но царские полки решили проблему – мародеров начали вырезать наравне с жителями. Это сразу положительно сказалось на мероприятии в целом. Город пал. Последним оплотом обороняющихся была мечеть ханского дворца. Ожесточенный бой у её ворот не мог изменить итога, но был очень кровопролитен.
«Испей и ты из моего кубка…»
Казань пала. Всех погибших в те сорок дней осады (41, если быть точным) и предлагаю помянуть. Каждый выбирает напиток по своему вкусу. Я предпочту казанскую водку. Её упоминает уже в XVI веке, практически современник событий, секретарь персидского шаха Аббаса I Орудж-бек Баят: «нет иного вина, кроме того, которое они выделывают из пшеницы и ячменя, оно чрезвычайно крепко, так что пьющие быстро приходят и опьянение». Учитывая повод, пригублю беленькой марки «Старая Казань». О тех давно минувших днях помышляя, так сказать. Пьём!
PS Надеюсь, Вы узнали откуда цитаты и заголовки, ну а мне осталось напомнить, что именно во славу взятия Казани, построен храм Василия Блаженного в Москве.
Подписывайтесь на Пьём помин!