Он родился в 1923 года в селе Виндрей Тамбовской области в крестьянской семье. В 1940 году его призвали в Красную Армию. По комсомольской путевке поступил в военно-морское училище в Ленинграде. Отечественная война застала его на военно-морской базе в Либаве, где он проходил практику после первого курса училища. Воевал в объединенном курсантском батальоне на Ленинградском фронте. С января по март 1942 года лечился в госпитале после ранения. Затем его вернули в училище, эвакуированное в Астрахань. После ускоренного обучения он в звании лейтенанта был направлен в стрелковый полк. Командовал взводом, ротой и батальоном автоматчиков. В сорок третьем участвовал в освобождении Донбасса. За мужество и отвагу в боях Ахромеев был награжден орденом «Красная Звезда». Войну он закончил в звании капитана… После Победы будущий маршал окончил Высшую офицерскую школу самоходной артиллерии, а в 1952 году - академию бронетанковых и механизированных войск с золотой медалью. В 1960 году он командует танковой дивизией в звании полковника, а через девятнадцать лет стал первым заместителем начальника Генштаба в звании генерала армии. Ему поручили разработку планирования и ввода советских войск в Афганистан. В зону боевых действий он вылетал несколько раз. В 1983 году он стал маршалом и вскоре занял должность начальника Генерального штаба. Не оспоримы его заслуги в оснащении вооруженных сил новейшими видами оружия… Пришедший к власти Горбачев назначил его своим военным советником. Ахромееву по должности приходилось участвовать в международных военных переговорах. В сложных и довольно скользких переговорах с американцами был положен конец холодной войне. Однако Ахромеев быстро разобрался, что лозунги Горбачева о миролюбии и гласности – краснобайство. Он объяснял президенту, что его военная реформа направлена на ослабление советской военной мощи в угоду американцам и критиковал его перестройку. Миролюбивый Горбачев отправил маршала в отставку. Но он еще оставался депутатом Верховного Совета СССР…
В августе 1991 года маршал Ахромеев вместе с супругой отдыхал в военном санатории в Сочи. О ГКЧП и планах его участников он узнал утром 19 августа из передач по телевидению. Сразу же вылетел в Москву. Встретился с вице-президентом Янаевым и вошел в состав штаба ГКЧП. Начал собирать и анализировать информацию о военно-политической обстановке в стране. И пришел к печальному выводу: ГКЧП обречен на поражение. Он написал короткое письмо Горбачеву, который в это время находился в Крыму на правительственной даче. «Я был убеждён, как убеждён и сегодня, что наша страна идёт к гибели. Вскоре она окажется расчленённой» … Произошло все так, как и предполагал маршал. ГКЧП оказался спектаклем, в курсе которого был сам Горбачев. Но это не помогло ему удержаться у власти. Его сковырнул с трона Ельцин и вколотил гвоздь в крышку гроба советской державы…
24 августа Ахромеева нашли в его кабинете повешенным. Он был в военной форме со всеми регалиями. Разбирался с ЧП следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Прошкин. Все увиденное он зафиксировал на пленку. Маршал сидел у окна кабинета на полу. Его шея была перетянута синтетическим шпагатом, привязанным к ручке оконной рамы. На столе Ахромеев оставил письма и записки: послание Горбачеву, объяснение причины ухода из жизни: «Не могу жить, когда гибнет моё Отечество и уничтожается всё, что я всегда считал смыслом в моей жизни. Я боролся до конца», и письмо родным: «Всегда для меня был главным долг воина и гражданина. Вы были на втором месте. Сегодня я впервые ставлю на первое место долг перед вами. Прошу вас мужественно пережить эти дни»...
Прошкин пришел к заключению, что Ахромеев свел счеты с жизнью по своей воле. Гибель Сергея Фёдоровича Ахромеева прошла незамеченной. Победившая «демократия» старалась не афишировать смерть маршала. Но среди офицеров и военных журналистов поползли слухи, что маршалу помогли умереть … Ссылаюсь на статью в «Военном обозрении» за 19 февраля 2013 года и предлагаю небольшие ее фрагменты в сокращении. «В деле содержится много нестыковок и противоречий, которые были зафиксированы в ходе следствия… Во-первых, вызывает вопрос сам способ самоубийства – маршал повесился сидя. Данный способ обычно применяется в криминальном мире, так вешаются в тюрьмах из-за архитектурных особенностей камер. Мало того, что Ахромеев сам дошел до такого способа, он проигнорировал традиционный вариант с потолком, на котором будто специально были оборудованы крюки для тяжелых люстр. Во-вторых, другие следователи в течение длительного времени не допускались к месту происшествия, и им не разрешили брать с понятых, которыми в итоге стали сотрудники КГБ, дежурившие в том же здании… В третьих, непосредственно перед трагедией 23 августа Ахромеев завершил работу над текстом своего выступления на сессии Верховного Совета, которая должна была состояться 26 августа. Он собирался донести до общественности сведения и факты предательства высшими чиновниками из руководства страны интересов государства. Зачем ему было вешаться 24 числа?..».
Будучи советником Горбачева, он знал, куда, кому и кто продает советское вооружение, как разворовывается техника и средства западных групп войск. Его компромат был убойным для чиновников самого высокого ранга, включая правительство…
Похоронили маршала Ахромеева без маршальских почестей на Троекуровском кладбище в Москве.