Уж на что я не любитель показываться во всех своих «лейбах», (к тому же как ни работай, всё мне кажется, что «отстаю» от планки), – как же ещё привлечь внимание дорогого читателя к моему блогу?
Участникам канала я искренне благодарна за наблюдение и поддержку моих публикаций!
Статья не совсем обычная для меня, т.к. в ней открыто делюсь очень личными соображениями о её наболевшей теме.
Вступление в духе «giocoso»
(ит. весело, игриво)
Прошу дорогую аудиторию немного набраться терпения и наслаждаться задорным слогом взбодрённого автора.
И подумалось мне, не скучновата ли лента моего канала? Как-то всё правильно здесь, как в дневниках покладистых школьников.
Однако и в моём дневнике были замечания типа «сорвала урок»; «нецензурно выражалась»; «ходила ногами по учительскому столу» (ну в беленьких носочках же, это было важное выступление ‘‘лидера’’ творческого кружка).
Моя любимая учительница по литературе и русскому языку восклицала: «Оторва!». Но по литературе всегда было железобетонное «отлично».
По русскому – «хорошо», т.к. домашние задания если и выполнялись, то исключительно на переменах или на подоконнике лицейского туалета вместо отсиживания последних 15 минут на уроке геометрии (здесь моё «отлично» удавалось исключительно за счёт интуиции, что не прошло с алгеброй). Ну ушла в уборную и ушла, мало ли что.
Дома уроками заниматься было некогда – всё время посвящалось работе за фортепиано.
Иногда так уходила с 3 урока и до 6 не появлялась, сбежав и затаившись в каком-нибудь свободном кабинете, штудируя очередную сонату Бетховена или сочиняя музыку.
Жаль, диспетчер-ключница всё же сдавала меня «властям» и меня частенько находили преподаватели, «давали люлей» и возвращали за парту.
К чему всё это?
Не всё, что считается «неправильным» может оказаться в итоге плохим именно не по оценочным суждениям, а с точки зрения опыта и пользы движению.
Личное преодоление внутренних стереотипов мышления «так должно быть» и «должен» – показатель сильной внутренней интенции, устремления по возрастающей личного развития.
И с точностью до наоборот то, что принято называть «отличник»/«прилежная ученица» иногда (иногда) лишь характеризует состояние застоя.
Как это проявляется на сегодняшний день в рамках проблематики кризиса мировой элитарной (академической) культурно-музыкальной (отечественной в том числе) индустрии?
Элитарное музыкальное искусство, как тлеющая роскошь утраченных ценностей
Ловлю помидоры и даже готова к камешкам. Но я понимаю, о чём говорю. И думаю, не только я.
Застой происходит, когда определённая составляющая процесса отмирает, останавливает своё движение, что аналогичным образом сказывается на единстве целого и его характеристике.
В итоге выходит так, что фасад остаётся, а за ним...
Бизнес: личные бренды (имена исполнителей и залов), ведь в них и остаётся интерес, не в Моцарте и даже не в Чайковском. Ведь как же они надоели за эти столетия, так ведь? [ловлю булыжники]
А если за фасадом не то, что он сам из себя представляет – он начинает сыпаться т.к. питаться ему фактически нечем.
В данном случае это связано с ценностной системой, с тем насколько академическое искусство отражает то, чем уже не живёт мировой менталитет (извините, если пафосно выражаю мысли).
И за маской статичной, элитарной безупречности (лицом «отличника») сокрыто постепенное угасание.
Просто академическая музыкальная культура изживает себя на глобальном, мировом уровне, превращаясь в ту печальную пыльную статуэтку на дальнем мраморном столе, на которую лишь иногда падает взор настоящего, проходящего мимо со всеми своими заботами, социально-экономической и прочей «эволюцией».
Но статуэтка эта всё же остаётся прекрасной, неся в себе всё ту же историю и по-истине привлекая к себе узкий круг людей с созвучной личной системой ценностей или же просто ценителей брендов.
Здесь нет победителей, и нет проигравших.
Идём ко дну, господа! Пора пить виски.
Новые переживания – новые идеи – новая жизнь
Таким образом можно прийти к выводу: нужно что-то менять (вот это открытие!) Как снаружи, так и внутри. И происходить это должно очень гармонично.
Что это значит?
В сфере композиторской школы такие попытки происходят каждое столетие, даже десятилетие. Но в итоге они привели лишь к отказу от тональности, метра, формы и т.д. –музыкального языка в принципе.
Иногда этот процесс поиска новых средств выражения напоминает интеллектуальное состязание и становится самоцелью. Пожалуй это увлекает, но музыка это всё же мощнейший проводник человеческой мысли и чувства(!) во внешний мир.
Для этого необходимо содержание, острая потребность в выражении опыта переживаний. Но...
Где чувства? Что чувствует мир? Странный вопрос, не так ли?
Для новых переживаний сперва необходимо признать необходимость в том, чтобы отойти от понимания старой школы как единственной приемлемой для академического искусства.
Но это вовсе не значит, что нужно уйти от музыки. Наоборот. Время вернуться к ней.
Не бояться в средствах выражения быть простым, ясным, понятным, доступным, открытым и т.д. Но при этом сохранять свою духовность, связь с божественной природой человека, что позволит наполнить всё смыслом.
Возродить значение мелодии, значение её качественной интонационной стороны.
Ведь человек, это поющее существо. Естественность, это его природа. Уйти от естественности равно что уйти от человеческого начала. Это тупик.
Здесь, возможно, поможет переосмысление старой музыкальной нотной литературы, уход от канонического восприятия и воспроизведения многовековых наработок исполнительской школы.
Важно, чтобы в современном обществе роль человеческого естества вновь стала первичной.
Не актуализация оцифровки действительности, когда человек становится вовсе ненужным, замещаясь роботами и искусственным интеллектом.
А вновь человек должен стать важным в этом мире! В чистом виде, с тем, с чем он приходит и уходит из него: с умом и душой.
А разве есть что-то ещё?
Тогда обществу, человеку захочется быть ближе к себе, ощущать, а не оценивать. Вдохновляться искусством, культурой, а не покупать бренды лишь чтобы обозначить свою принадлежность к тому или иному номеру на своём рукаве, который в итоге определяет не он сам.
Спастись нельзя погибнуть
Где же поставить запятую?
Выбор за человеком.
Как известно, государственная система, которая не идёт по пути модернизации, идёт по пути кризиса к конечной точке – полному развалу до основания и дальнейшему вложению коллосальных сил (насколько много их останется) для выстраивания чего-то нового на пустыре, фактически останках невозвратной жизни [надеюсь не получу люлей от историков].
То же самое происходит с музыкой. Уничтожить её, конечно, невозможно т.к. её и так не существует на материальном уровне. Но можно просто ждать её полнейшей деградации. Точнее деградации общества, в которое она транслируется [ну всё, надо бежать, где мои кроссы].
А чтобы не дожидаться печального и окончательного упадка, как минимум, академистам нельзя опускать руки!
А кто, если не мы?
Как академический композитор могу сказать своё мнение, что будущее искусства зависит от того, насколько современная школа элитарной музыки готова отказаться от нагромождения иллюзорных средств и принципов своей идентификации.
Здесь очень хочется процитировать Леонардо да Винчи:
"Простота, это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения".
То есть вычурность в сегодняшней ситуации ни к чему.
И если в процессе работы над музыкальным материалом где-то возникает хоть наималейшее ощущение пустоты, напрасности, будто что-то не так, не то, не о том или ни о чём вовсе – сразу что-то менять, отказываться от нашкарябанных часами эпизодов – не жалеть свой труд и себя. Ибо так же это ощущение возникнет у слушателя.
Нотное графоманство искоренить полностью, путём открытости своим переживаниям и конкретной мысли, которую нужно претворить в жизнь. Нет мысли, нет музыки.
Вывод
Создание музыки есть духовный акт. Ведь она, не кроссворд. Работа с ней – часть очень сложной миссии, в некотором смысле непосильной в современных условиях. Но важно идти к её реализации налегке, без тяжких грузов излишних профэлитарных рамок. Ведь идти в гору!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Подробнее о моём канале: