Приветствую вас друзья! С самого начала второй мировой войны вермахт использовал штурмовое орудие StuG III, вооруженное 75-мм пушкой. Этого считалось достаточно, пока шли быстрые наступательные операции. Но к осени 1941 года положение изменилось. Восточный фронт все больше обрастал эшелонированными линиями обороны, нашпигованными артиллерией и противотанковыми ружьями. Для взламывания хорошо оборудованных позиций советских войск и боев в лабиринтах каменных зданий городов требовались надежно бронированные самоходные артсистемы большого калибра.
Собственно самоходки с орудием крупного калибра у немцев были. Сделаны они были на базе легких танков PzKpfw I и PzKpfw II, на которой в открытой сверху легкобронированой рубке устанавливалось 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33. Однако легкое и неполное бронирование исключало их использование для штурмовых действий.
Инициатором создания нового тяжелого "штурмгещюца" выступил доктор Фердинанд Порше, председатель танковой комиссии министерства вооружения и боеприпасов. В качестве базы предполагалось шасси основного танка PzKpfw III с всё той же пушку sIG 33 в полностью забронированной боевой рубке. За изготовление взялась фирма "Alkett". В итоге получилась 21-тонная машина с полностью бронированной боевой рубкой с 50-мм лобовой броней позже усиленной до 80-мм, которая помимо орудия несла оборонительный пулемет в шаровой установке. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов. Небольшая партия этих САУ, получивших название "Sturmlnfanterie- Gеschutz 33" (StuIG 33), была выпущена в течение лета 1942 года и успешно действовала во время боев в Сталинграде, где прекрасно расправлялись с кирпичными стенами зданий, неуязвимыми для орудий меньших калибров. Удачное бронирование машины хорошо защищало ее экипаж от пуль и артогня советских пушек и танков. Масса положительных отзывов из войск о действиях StuIG 33 привели к тому, что в сентябре 1942 года спешным порядком взялись за изготовление еще 12 таких машин. Но в Сталинград они уже не попали и были отправлены весной 1943 г. на оснащение 22-й танковой дивизии.
В ноябре 1942 года министр вооружений Третьего рейха А. Шпеер представил Гитлеру эскизы новой машины "Sturmpanzer 43", к разработке которой приступила все та же фирма "Alkett". В основу конструкции на этот раз было положено шасси среднего танка Pz.IV. Фюрер потребовал в кратчайшие сроки изготовить 40 — 60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более мощным фугасным снарядом. Поскольку мощности танковых заводов были загружены до предела и поступления вновь изготовленных шасси в больших количествах ожидать не приходилось, для изготовления САУ решили использовать шасси боевых машин, прибывавших для капремонта.
Основным вооружением нового штурмового орудия должна была стать короткоствольная 150-мм гаубица, разработанная фирмой "Шкода". Её разработчики за основу взяли тяжелое пехотное орудие sIG 33, у которого позаимствовали баллистическое решение. А вот противооткатные устройства и маска-установка были разработаны заново, чтобы уменьшить габариты и массу орудия, а также уменьшить величину отката при выстреле. В марте 1943 года были готовы первые шесть экземпляров.
Прототип новой боевой машины был продемонстрирован Гитлеру 15 мая 1943 года на полигоне Arys. Фюрер не вполне был доволен установленным вооружением и настаивал на установке орудия калибром не менее 210-мм Однако военные отклонили эту идею - такой нагрузки шасси среднего танка просто не выдержало бы. В итоге машина была принята на вооружение под официальным наименованием Sturmpanzer IV (Sd.Kfz. 166).
В войсках солдаты между собой называли машину "Штупа" (StuPa) — сокращение от официального Sturmpanzer. Более известное прозвище "Brummbär" (с нем. — "ворчун"), самими немцами практически не использовалось а было данно разведкой союзников. В советских документах времен войны данные САУ именовались как "Медведь". В некоторых источниках встречается также наименование "Гризли".
В плане устройства Sturmpanzer в целом сохранил компоновку базового танка Pz.Kpfw.IV. Корпус был сварен из катаных броневых листов с поверхностной цементацией. По компоновке его условно можно разделить на совмещённое трансмиссионное отделение и отделение управления в лобовой части, моторного отделения — в кормовой, а боевого отделения — в средней части машины.
Основным отличием от танка стало размещение орудия не во вращающейся башне, а в шаровой установке лобового листа неподвижной броневой рубки. Толщина лобовой брони рубки достигала 100 мм, бортовой - 60 мм. Лобовой и бортовые броневые листы устанавливались под рациональными углами наклона.
В дальнейшем в целях усиления защиты бортов на машины устанавливались противокумулятивные бортовые экраны.
В крыше рубки располагались люки для посадки-высадки экипажа, колпаки вентиляторов и смотровых приборов. В кормовом листе рубки имелся двустворчатый люк для погрузки боеприпасов и демонтажа орудия. В бортовых листах имелись лючки для стрельбы из личного оружия.
Экипаж машины изначально состоял из четырех человек. Водитель, как и на базовом танке, размещался в передней части слева. Командир сидел задней части рубки, пользуясь для выбора целей перископом. Там же в рубке находились наводчик и заряжающий. Позднее в экипаж добавился помощник заряжающего, поскольку в одиночку управляться с тяжелыми снарядами было трудновато.
Силовая установка состояла из 12-цилиндрового, карбюраторного,V-образного, двигателя Maybach HL 120TRM жидкостного охлаждения, мощностью 265 л.с. и трансмиссии, состоявшей из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов.
Ходовая часть была аналогична таковой у базового танка и
состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четырех сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков на каждый борт. Поскольку из-за нового вооружения и усиления бронирования масса машины выросла на пять тонн по сравнению с линейным танком (28,2 тонн против 23,5 тонн), то в результате перегрузки резиновые бандажи стали быстро разрушаться, что приводило к выходу САУ из строя. Поэтому на "бруммберы" третьей серии стали устанавливать опорные катки со стальными бандажами. Поначалу ими заменили обрезиненные только в первой тележке подвески, затем в двух передних. На большинстве машин позднего выпуска все опорные катки ходовой части имели стальные бандажи. Применение таких катков ускоряло износ гусениц, но все же он не был таким быстрым, как разрушение резины.
Основным вооружением стала 150-мм штурмовая гаубица 15-cm Sturmhaubitze 43. Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание и горизонтально-клиновой затвор. Длина ствола составляла 1810 мм, масса орудия — 1850 кг. Максимальная дальность стрельбы - 4300 метров. Шаровая установка имела углы горизонтального наведения 18° на сторону от оси, вертикального — от -8° до +30°. Для прицеливания использовался оптический прицел Sfl.Zf. 1a.
В боекомплект входили выстрелы с осколочно-фугасными снарядами JGr 33 и JGr 38 массой 38 кг и начальной скоростью 240 м/с, а также с кумулятивными снарядами Gr 39 Н1/А массой 25 кг и начальной скоростью 280 м/с, пробивавшие 160-мм броню. Укладка боекомплекта располагалась по левому и правому бортам рубки. В качестве оружия для самообороны машина укомплектовывалась пулеметом MG-34 в обычном пехотном исполнении. На машинах первой и второй серий пулемет устанавливался на крыше боевой рубки (подобно StuG III), но на САУ третьей серии он располагался уже в шаровой установке в верхней части лобового листа. Помимо этого в бортах рубки имелись лючки для стрельбы из личного оружия.
Радиостанции, переговорные устройства и электрооборудование в целом было аналогично базовому танку. Командирские машины оснащались УКВ-радиостанцией модели Fu 5 и приёмником Fu 2. Линейные танки оснащались только приёмником Fu 2. FuG5 имела мощность передатчика 10 Вт и обеспечивала дальность связи 9,4 км в телеграфном и 6,4 км в телефонном режиме. Внутренне переговорное устройство было рассчитано на четверых членов экипажа.
Производство самоходок началось в апреле 1943 года, как только "Шкода" наладила выпуск орудий, сдав в апреле 40, а в мае ещё 14 штурмовых гаубиц. Соответственно, было выпущено и шестьдесят "штурмпанцеров": 20 в апреле и 40 — в мае 1943 года. Для 52 из них использовались
вновь изготовленные шасси танка Pz.IV Ausf.G, для остальных — шасси поступивших в ремонт танков Pz.IV Ausf.E и Ausf.F. Сборка самоходных установок, проходила на ремонтном заводе сухопутных войск в Вене при участии фирм "Saurer" и "Simmering-Graz-Pauker".
Выпуск следующей серии самоходок начался в декабре 1943 года. В качестве базы использовалось шасси среднего танка Pz.IV модификации
Н. В конструкцию и форму рубки были внесены незначительные изменения. В частности, в увеличенной рубочке механика-водителя вместо заимствованного у танка "Тигр" прибора наблюдения Fahrersehklappe 80, смонтирован перископ. Кроме того, с февраля 1944 года на боевых машинах начали устанавливать орудие 15-cm Sturmhaubitze 43/1 с удлиненным броневым кожухом ствола. Увеличилось число и расположение вентиляторов и люков на крыше рубки. Всего было выпущено 73 Sturmpanzer IV данной версии.
В июле 1944 года начался выпуск третьей серии самоходок,
продолжавшийся до марта 1945 года. Теперь в качестве базы использовалось шасси Pz.IV Ausf.J. Кроме того, существенно изменилась боевая рубка. Она получила более простую четырехугольную в плане форму. В лобовом листе над рубкой механика-водителя в шаровой установке Kugelblende 80 был смонтирован пулемет MG-34 с боекомплектом в 600 патронов. На крыше рубки вновь изменились количество и форма вентиляторов и люков. Добавилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG III Ausf.G. Кормовая двухстворчатая дверь рубки теперь располагалась в сдвинутом к левому борту броневом выступе. Всего до марта 1945 года было изготовлено 298-306 штурмовых орудий Sturmpanzer IV.
Небольшое количество самоходок второй и третьей серий использовались
в качестве командирских танков Befehlsturmpanzer IV. От обычных они отличались установкой дополнительной радиостанции и антенны.
Sturmpanzer IV состояли на вооружении штурмовых танковых батальонов
— Sturmpanzerabteilungen. Каждый батальон состоял из 3 линейных рот, каждая по 14 машин, и штаб батальона с 3 машинами и имел по штату 45 штурмовых танков и 85 других машин. Личный состав батальона насчитывал 611 солдат и офицеров. Всего штурмпанцерами было укомплектовано три штурмовых танковых батальона и две отдельные роты штурмовых танков.
Основной задачей этих подразделений была непосредственная огневая поддержка пехоты особенно во время уличных боев, разрушение полевых укреплений — блиндажей, дзотов, пулеметных гнезд, траншей, окопов, огневых точек оборудованных в капитальных зданиях и т.д. Штурмпанцеры должны были действовать непосредственно в боевых порядках пехоты, а пехотинцы, в свою очередь, обеспечивали прикрытие машинам.
Первое подразделение — Sturmpanzerabteilung 216, получившее на вооружение штурмовые танки, было сформировано в апреле 1943 года. В 216-й штурмовой танковый батальон поступили 50 из 60 танков первой партии, десять машин осталось в резерве. Сразу после сформирования
батальон был направлен во Францию, где личный состав приступил к освоению новой техники. На Восточный фронт батальон прибыл 10 июня 1943 года. Боевое крещение он принял в составе 656-го полка истребителей танков (Panzerjager Regiment 656) на Курской дуге. 656-й полк истребителей танков действовал в составе группы армий "Центр". В первый бой солдаты и офицеры 216-го батальона штурмовых танков пошли 5 июля. Батальон вводили в сражение частями —
последние его подразделения появились на поле боя 18 июля. После окончания боев на Курской дуге потрепанный 216-й батальон был отведен на отдых в тыл.
В конце августа 1943 года батальон находился в районе Днепропетровска, где на местном танкоремонтном заводе приводил в порядок оставшуюся материальную часть. В сентябре батальон вступил в бой неподалеку от Запорожья. В ноябре "Бруммберы" вместе с "Фердинандами" 653-го дивизиона вели оборонительные бои в районе города Никополь, а в середине декабря 1943 года личный состав отправился в Австрию за новой техникой. Получив 28 новых машин, в феврале 1944 года батальон был переброшен в Италию, где сражался с союзниками под Анцио и Неттуно. Затем было отступление к Риму, бои в районе Болоньи. В апреле 1945 года экипажи подорвали последние исправные "Бруммберы" в окрестностях итальянского озера Гарда, после чего 216-й батальон фактически прекратил свое существование.
217-й батальон штурмовых танков был сформирован 20 апреля 1944 года на полигоне в Графенвёре. Первоначально батальон представлял собой только личный состав без матчасти - первые 19 штурмпанцеров прибыли лишь в конце мая. В середине июля батальон отправился в Нормандию. Поскольку союзная авиация основательно проутюжила местные железные дороги пришлось выгрузиться в Конде-сюр-Нуаро, и дальше двигаться своим ходом около 170 км до линии фронта. Много машин батальона вышло из строя во время марша из-за поломок. 7 августа батальон впервые вступил в бой возле Кана.
На 19 августа, батальон имел 17 исправных машин и ещё 14 в обслуживании. Большей части батальона удалось выскользнуть из Фалезского котла и отступить к северо-востоку. В октябре исправными оставались только 22 машины, которые были разделены между 1-й и 2-й ротой; лишние экипажи были отправлены в Panzer-Ersatz Abteilung 18. Далее была Арденнская операция, где штурмпанцерам удалось продвинуться только до Сен-Вита. Батальон постоянно отступал до конца войны и был окружен в Рурском котле, где и капитулировал в апреле 1945 года.
219-й батальон штурмовых танков начал формирование в сентябре 1944
года в Дёллерсхайме на основе 237-й бригады штурмовых орудий и 4-й роты 216-го батальона штурмовых танков. Имея только десять машин батальон был поднят по тревоге 15 октября для участия в операции "Железный кулак", немецкий государственный переворот для предотвращения попытки Венгрии выйти из войны. Все машины были переданы первой роте и отправились в Будапешт на следующий день. Из-за повреждения железной дороги бомбардировками прибытие задерживалось до 19 октября, к этому времени участие батальона больше не требовалось. В январе 1945 года в составе 23-й танковой дивизии батальон принимал участие в боях за Будапешт. К марту батальон
полностью потерял свою матчасть, после чего личный состав вывели в Чехословакию, где 1-я рота была вооружена трофейными советскими танками. В конце марта 2-я рота получила, наконец, десять "Бруммберов" и вернулась в Венгрию, в оперативное подчинение тяжелого
танкового батальона "Feldherrenhalle". В апреле, после повторной потери всей техники, личный состав батальона влился в формируемые подразделения 123-й бригады истребителей танков.
Две отдельные штурмовые танковые роты (Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 218 и Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 2/218) были сформированы в августе 1944 года. В каждой имелось по десять САУ. 218-я рота в августе 1944 года участвовала в подавлении восстания в Варшаве. Позднее имелись планы на ее основе развернуть 218-й батальон штурмовых танков, но они остались на бумаге. В последующих боях с частями Красной Армии рота была практически уничтожена, в ней остался один исправный "Бруммбер". Оставшийся личный состав встретил конец войны в боевой группе
"Гроссдойчланд" в Восточной Пруссии.
Рота z.b.V 2/218 в августе 1944 года была переброшена в район Парижа. Ее
дальнейшая судьба неизвестна. На рубеже 1944 — 1945 годов оставшийся личный состав прибыл в расположение 18-го запасного танкового полка, где послужил основой для формирования 218-го батальона штурмовых танков. Развертывание этой части началось в январе 1945 года. Предполагалось укомплектовать батальон 45 "бруммберами"- только вот где бы их было взять. В итоге в марте 1945 года батальон получил сорок три штурмовых орудия StuG III с которыми и провоевал до окончания войны в составе восстановленной 7-й танковой дивизии.
Учитывая ее специализацию "Brummbär" можно считать довольно неплохой боевой машиной, даже несмотря на некоторую перегрузку ходовой части. Равная ей по классу советская средняя САУ СУ-122 уступает "Бруммберу" как по мощности основного вооружения так и по бронированию, особенно в лобовой проекции. По совокупности характеристик немецкая САУ ближе к советской тяжелой СУ-152, относительно которой она также имеет преимущество в толщине лобового бронирования, большем угле возвышения орудия, позволявшем вести навесную стрельбу с закрытых позиций, а также наличием оборонительного пулеметного вооружения. Однако Штурмпанцер ощутимо уступает нашей "сушке" в максимальной дальности стрельбы (4300 м против 6200 м) и начальной скорости снаряда, вследствие чего советская СУ-152 могла успешнее поражать тяжелую бронетехнику. Помимо этого "Бруммбер" имеет меньший запас хода по шоссе (210 км против 330 км у советской САУ). Но в принципе машины по характеристикам сопоставимые. У союзников же ничего подобного вообще не было.
Серьезным недостатком "штурмпанцера", от которого так и не удалось избавиться, была теснота боевого отделения, особенно после того, как добавился помощник заряжающего, и связанный с этим ограниченный возимый боекомплект. Но и в советских самоходах рубки не были через чур просторными, а боекомплект был еще меньше - 20-21 снаряд. Так что в целом у немцев получился вполне мощный и довольно хорошо защищенный танк-штурмовик, предназначенный для выполнения соответствующих задач - устранение препятствий на пути атакующей пехоты.
Источники: М. Барятинский "Штурмовые танки Второй мировой", М. Свирин "Самоходная артиллерия Вермахта", W. Trojca, M.Jaugitz "Sturmtiger and Sturmpanzer in Combat".
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!