Найти в Дзене

Как микробизнесу использовать нейросети в SMM и email-маркетинге

Оглавление

Редакция ВЭШ разбиралась, как применять нейросети в SMM и email-маркетинге для создания текстов и изображений.

Содержание

  • Нейросеть для создания текстов: что такое ChatGPT
  • Какой ChatGPT выбрать
  • Как использовать ChatGPT в маркетинге: сценарии
  • Что обязательно стоит знать, работая с ChatGPT
  • Нейросети для создания изображений
  • Инструкция: как создать изображение с помощью нейросети

В ноябре прошлого года на рынок вышел ChatGPT и вскоре стал самым быстрорастущим приложением в истории. Чат набрал 100 млн пользователей за месяц. Для сравнения — у TikTok ушло на это девять месяцев, а у Instagram * — 2,5 года.

Мы протестировали ChatGPT, проверили, как он работает: с какими задачами справляется, а какие ему лучше не доверять. Заодно ещё посмотрели нейросети, которые создают изображения. В этой статьей показываем наши результаты и выводы.

Нейросеть для создания текстов: что такое ChatGPT

ChatGPT разработала американская компания OpenAI. По замыслу основателей, миссия компании — создавать безопасные и полезные обществу системы искусственного интеллекта.

OpenAI (компанию, создавшую ChatGPT) основали в 2015 году вот эти двое — Сэм Альтман и Илон Маск
OpenAI (компанию, создавшую ChatGPT) основали в 2015 году вот эти двое — Сэм Альтман и Илон Маск

ChatGPT — это алгоритм обработки естественного языка на основе машинного обучения. Работает в режиме диалога с пользователем, может отвечать на любой открытый вопрос. Доступен на разных языках, в том числе на русском.

Интерфейс ChatGPT. Выглядит всё так, словно вы с кем-то переписываетесь: отправляете сообщение и получаете ответ
Интерфейс ChatGPT. Выглядит всё так, словно вы с кем-то переписываетесь: отправляете сообщение и получаете ответ

ChatGPT создаёт уникальные тексты на любые темы по вашему запросу.
Это открывает бизнесу много возможностей: можно быстрее и качественнее производить контент для соцсетей и email-рассылок, делать поисковую оптимизацию сайтов и т. д.

Но многие эксперты критикуют ChatGPT за плохое качество текстов. В этой статье мы не будем разбирать все возможные применения ChatGPT, а ограничимся сферой маркетинга.

ChatGPT: какой выбрать и как использовать в маркетинге

Какой ChatGPT выбрать

ChatGPT работает на сайте OpenAI. На сайте доступны две версии чата: бесплатная GPT-3.5 и платная GPT-4 за 20 $ в месяц. Для наших задач мы не заметили существенной разницы, поэтому можно выбрать любую.

Кроме того, ChatGPT можно найти в виде ботов в телеграме или встроенным в какой-то сервис, например в «Алису» от «Яндекса». Разработчики дают открытый доступ к программному интерфейсу приложения (API), это даёт возможность встраивать ChatGPT в другие программы. Мы будем говорить про оригинальный ChatGPT.

Доступ к ChatGPT запрещён для пользователей из России. Чтобы пользоваться ChatGPT из России, нужны VPN, иностранная сим-карта и иностранная банковская карта, если нужен платный доступ.

Как использовать ChatGPT в маркетинге: сценарии

В маркетинге ChatGPT можно использовать для любых задач, связанных с текстами, например:

  • описать целевую аудиторию бизнеса,
  • составить контент-план для соцсетей,
  • написать пост,
  • написать продающее письмо,
  • придумать заголовок,
  • найти идеи для визуала,
  • найти идеи для улучшения сайта.

Чтобы получить годный текст, нужно написать точный запрос. Специалисты называют запросы к нейросетям словом «промт».

В промте стоит указывать:

  • тему текста,
  • формат — например, продающее письмо или пост для соцсети,
  • роль автора — например, маркетолог или SMM-менеджер,
  • тон — грустный, весёлый, сдержанный, восторженный и т. д.,
  • аудиторию и её боли — например, молодые мамы, которые хотят занять детей и освободить время для себя,
  • любые другие требования, которые сочтёте важными для текста.

Например:

«Выступи в роли SMM-менеджера. Напиши пост для соцсети на тему „Как заинтересовать ребенка дошкольного возраста рисованием“. Целевая аудитория поста — молодые мамы, которые хотят занять детей, чтобы освободить время для себя и домашних дел».

Вот что по такому запросу напишет ChatGPT:

-4

Этот текст не идеален. Во втором абзаце не стоит писать, что малыш будет создавать произведения искусства. Он будет делать рисунки, у которых нет художественной ценности. «Рисовательная сессия» звучит неуклюже, лучше заменить на «арт-вечеринку». И может быть, не стоит советовать маме не бояться беспорядка, а лучше подсказать, как его избежать.

К текстам ChatGPT можно придираться, но написать текст с помощью нейросети и немного поправить его будет быстрее, чем писать текст с нуля. Для руководителя микробизнеса, который хочет вести соцсети, но не может тратить на это много времени, ChatGPT станет хорошим вспомогательным инструментом.

Вот ещё примеры промтов на другие маркетинговые тексты:

Найти идеи для визуала: «Напиши 5 идей, как можно проиллюстрировать этот пост…» — и после двоеточия добавьте текст поста.

Написать заголовок поста или тему для письма: «Напиши 5 вариантов заголовка для продающего поста. Заголовок должен быть коротким, 3–4 слова. В заголовке отрази выгоду читателя. Вот пост…» — и вставьте текст поста. СhatGPT напишет пять вариантов, а вы выберете наиболее удачный.

Определить целевую аудиторию бизнеса: «Я владелица небольшого салона красоты из Екатеринбурга. Мы предлагаем женщинам услуги: стрижку, окрашивание и профессиональный уход за волосами. Опиши портреты моих целевых клиентов». Описания необязательно будут удачными, но эти идеи стоит обдумать.

Составить контент-план для соцсетей. Например: «Я владелица арт-студии для детей дошкольного возраста. Моя аудитория в соцсетях — родители. Они считают, что детям нужно всесторонне развиваться, для этого приводят ко мне детей. Вторая их задача — найти ребёнку занятие, чтобы освободить время для себя. Напиши контент-план для соцсетей. В соцсетях нужно рассказывать, как занятия в арт-студии решают задачи родителей».

Найти идеи для улучшения сайта: «Напиши, как можно улучшить главную страницу сайта. Вот её текст…» В промт нужно вставить текст главной страницы сайта. Для этого выделите весь текст на странице левой кнопкой мыши, потом скопируйте его в буфер, нажав Ctrl + C, и вставьте в промт, нажав Ctrl + V.

У ChatGPT есть ограничение на размер запроса — около двух страниц текста. Если чат выдаст ошибку на ваш запрос, попробуйте его сократить — например, исключить из запроса какой-то длинный текст. Если запрос будет приемлемой длины, то чат выдаст рекомендации по улучшению вашего сайта.

Ограничения ChatGPT

На некоторые темы ChatGPT пишет хорошие интересные тексты, на другие — льёт воду. Вероятно, это результат того, на каких текстах обучалась нейросеть. Если какая-то тема была мало представлена в обучающей выборке, то чат не может глубоко писать на эту тему. Здесь стоит руководствоваться здравым смыслом: попробуйте сгенерировать текст, если нравится — используйте.

Воспроизводит человеческие предрассудки. ChatGPT не понимает смысла текстов так, как его понимаем мы, люди. Нейросеть составляет наиболее вероятную последовательность слов, согласно закономерностям, которые выявила при обучении. Если в обучающую выборку попали распространённые заблуждения людей, то чат их повторяет.

Низкая достоверность текстов. Нейросеть может выдумывать факты — например, написать историю несуществующей музыкальной группы. Всё, что вы узнаете от ChatGPT, стоит перепроверять в других источниках, чтобы не ввести в заблуждение подписчиков и клиентов.

Нейросети для создания изображений: Midjourney, Kandinsky, Lexica и Playground

Нейросети могут делать фотореалистичные изображения, стилизованные рисунки, постеры и логотипы. Героями могут быть люди, животные, персонажи фэнтези, комиксов.

Мы протестировали несколько нейросетей, и больше всех нам понравилась Midjourney от компании с таким же названием. В Midjourney можно быстрее, чем в других нейросетях, добиться хорошего результата. Из минусов: платная подписка от 10 $ в месяц, для оплаты нужна карта иностранного банка.

Вот примеры работ, которые может создавать Midjourney

Все эти изображения сгенерировала нейросеть по запросам от пользователей
Все эти изображения сгенерировала нейросеть по запросам от пользователей

Если не хотите пользоваться платным сервисом, попробуйте бесплатные, например: Kandinsky, Lexica или Playground. В этих нейросетях тоже можно делать иллюстрации, просто будет немного сложнее составить хороший промт, и на создание картинки уйдёт больше времени.

Инструкция: как создать изображение с помощью нейросети

Шаг 1: придумайте идею для визуала.

Нейросети не понимают абстрактные запросы вроде: «Проиллюстрируй, настолько важно для компании иметь чёткую стратегию». В ответ на такой запрос нейросеть может изобразить нечто странное:

-6

Чтобы не получить ерунду, нужно точно описать, что хотите увидеть на картинке. Если сложно придумать композицию, поищите примеры в поисковике по ключевым словам, например: «акция», «повышение цен». Или спросите у ChatGPT: «Напиши 10 идей для иллюстрации этого поста…»

Шаг 2: напишите промт для генерации.

Опишите текстом, что хотите увидеть на картинке:

  • Выберите персонажей: мужчина, женщина, группа детей, офисные работники, пожарные, викинги, Илон Маск.
  • Опишите, какие они: грустные, улыбаются, одеты в повседневную одежду, в деловой костюм.
  • Добавьте важные детали: светлые волосы, голубые глаза, красная помада.
  • Опишите, что на фоне: офис, городской пейзаж, лес, поляна.
  • Укажите время: 2020-е, 1990-е. Иногда это важно для интерьера на картинке и для стиля изображения.
  • Укажите стиль и особенности изображения: реалистичный, минимализм, геометрические линии, плоский рисунок, черно-белый, монохромный, пастель, минимализм, стилизованный, векторный.
  • Укажите имя художника, стиль которого хотите повторить.

Составить хороший промт и получить предсказуемый результат помогают базы промтов. В базе можно выбрать иллюстрацию, стиль которой вы хотите повторить, скопировать промт и отредактировать его под вашу задачу. Вот несколько баз:

Шаг 3: переведите промт на английский.

Желательно обращаться к нейросети на английском. Результаты получаются лучше, чем с русскоязычными запросами. По отзывам пользователей, точнее всего переводит DeepL Translator.

Шаг 4: сгенерируйте первое изображение.

Если не получили хорошее изображение с первого раза, это нормально. Отредактируйте промт и попробуйте снова.

Попробуйте добавить «волшебные» слова. Нейросеть обучали на большой базе размеченных изображений. Если вы добавите слова, которые часто встречались в описаниях тех изображений, результат будет лучше.

«Волшебные» слова можно добавлять в запрос через запятую, по одному или несколько сразу:

  • unreal engine,
  • octane render,
  • highly detailed,
  • studio lighting,
  • professional.

Шаг 5: проверьте изображение на реалистичность.

Нейросети могут ошибаться в деталях, например изобразить человека с семью пальцами. Пользователи называют это галлюцинациями нейросетей. Вот на этой картинке у двух девушек не хватает ног:

-7

* Instagram — проект компании Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.

Вывод: сейчас нейросети подходят для решения контентных задач как вспомогательный инструмент

ChatGPT для создания текстов. Если у вас небольшой бизнес, вы хотите заниматься маркетингом, а ресурсов не хватает, то ChatGPT вам поможет. Это многофункциональный вспомогательный инструмент: пишет тексты, помогает изучать целевую аудиторию и т. д. Чат предлагает свежие идеи и помогает экономить силы, время и деньги.

Нейросети для создания изображений. Если научиться правильно ставить им задачу, то они могут сгенерировать оригинальное качественное изображение. Они не смогут работать в рамках строгого фирменного стиля. Если у вас есть периодические задачи, например подготовить обложки для поста и баннер, нейросети предложат вам хорошие варианты.

Нейросети пока не заменяют копирайтеров и дизайнеров. Но они сокращают время на выполнение задач, дают новые возможности, подсказывают свежие идеи. Сейчас стоимость этих решений стала низкой, а многие инструменты и вовсе бесплатные. Поэтому даже микробизнес может позволить себе оптимизацию с помощью нейросетей — пользуйтесь.