Найти тему

Невозвращенец (но не всё так просто)

Думаю, что после прочтения предыдущей части, вы ждёте рассказа о том, как утончённый любитель русской старины (а он и на самом деле был таковым) Константин Горбатов с порога не принял русскую революцию. Однако, факты свидетельствуют об обратном. В 1918 художник становится одним из соучредителей «трудового профсоюза художников». Но это поступок, скорее нейтральный. А вот, другой – в 1919 (разгар т. наз «военного коммунизма») Константин Иванович становится профессором Академии Художеств (естественно, уже не «императорской») и остаётся в этой должности вплоть до самого отъезда в 1922.

Уголок музея (Академия художеств):

1
1

Посмотрите несколько работ этого периода. Вольно или невольно в его творчестве появляется тема «большого города», которую он до этого старательно обходил стороной.

Новая Деревня. Петербург. 1919

2
2

Пейзаж с ростральной колонной на фоне домов. 1922:

3
3

Окрестности Петербурга. 1920:

4
4

Петербург. Канал Грибоедова. 1919:

5
5

Петербург. Нева. 1921:

6
6

Сумерки на Неве. 1921:

7
7

А вот эта картина так и вовсе «показательная»

Красный флот на Неве 28 октября 1918 года. 1919:

8
8

Это вовсе не карнавал и не праздник. Вот что написано в поясняющей табличке выставки: «28 октября 1918 года – начало отступления армии Юденича от Петрограда. Действия Красной армии были поддержаны артиллерийским огнём кораблей, стоящих на Неве. Однако, не зная этого, трудно предположить, что на картине речь идёт о военных действиях. Судно под алыми парусами на переднем плане, спускающиеся сверху красные стяги и тёмное небо, расцвеченное фейерверками, создают праздничное настроение картины». Как видите, вполне советский сюжет, хотя и в несколько старомодном исполнении.

Создается впечатление, что Константин Горбатов если и не без труда, то довольно неплохо вписался в новую реальность. Собственно, далеко не все стремились уехать. Многие его современники вполне нашли себя, продолжали работать – Игорь Грабарь, Исаак Бродский, Константин Юон, Михаил Нестеров (вот уж кто бы мог подумать). Но в 1922 наш герой выезжает в командировку, в Берлин, официально, от Академии, вместе с женой. Кстати, указанное обстоятельство свидетельствует о том, что художник был на хорошем счету у новой власти, абы кого в заграничные командировки не посылали, даже тогда. Домой он (физически) не вернётся больше никогда.

Мне кажется (впрочем, это не только моё мнение, и уж точно не открытие) что его разногласия с новой эпохой носили не столько политический, сколько эстетический характер.

Сирень, 1921:

9
9

Старые мелодии все тише и тише звучали в громком и бравурном марше советского авангарда. До расцвета соцреализма, означавшего возможность, как это сейчас модно говорить «перезапуска карьеры», чем, например, успешно воспользовался М. Нестеров, надо было ждать ещё лет 10, да и кто мог в 1922 предвидеть этот расцвет? Я думаю, что Константин Горбатов просто не нашёл себе места в новом художественном мире. Конечно, не исключен и простой человеческий мотив беспокойства за личную безопасность, однако, в биографических данных об этом ничего не говорится.

Остаётся вопрос: «А что он там (то есть за границей) нашёл?» Вот об этом и поговорим в следующий раз.

Продолжение:

O Sole mio или след Буревестника и дух Щедрина

Serenissima. Есть в природе места, где красота разлита всюду

Не замечая приближающейся беды

Российская литература
0