Найти тему
Хроника христианина

Апокалипсис в действии господа-товарищи, но последнее слово... только за нами

Существует две точки зрения на Апокалипсис. Первая, если так можно выразиться - «статичная». То есть, существует день и час, когда эта «космическая» драма с неотвратимостью «дамоклова меча» обрушится на головы бесчисленных сонмов грешников.

Вторая. Опять же с оговоркой - «динамическая» (вариативная), которая предполагает постоянное перетекание человеческого рода из состояния звериного и божественного (как правило, всегда мимо состояния человеческого). В то время как большинству людей внушают, что всё под контролем, человечество идёт правильным путём бесконечного прогресса, сама бесконечность готова в любую секунду изрыгнуть неудобоваримое и смертельно больное человечество. Мне ближе второе представление, хотя разбивать лоб за полное отрицание первого, я не намерен. Я полагаю, что Апокалипсис в том смысле, в котором он понимался древними, уже протекает.

Исторически Откровение св. евангелиста Иоанна Богослова уже состоялось. Оно открыто. Понятно, что в силу нашей разности и непохожести, комментов на это Откровение великое множество. Но само оно уже свершилось. Это как «большой взрыв». Всё остальное просто развёртывается в исторической перспективе.

Не могу пройти мимо замечательного размышления о «природе» Апокалипсиса А.Ф. Лосева в его «Диалектике мифа»: «Совершеннейшей безвкусицей и полнейшей беспредметностью надо считать всякие попытки богословов «разгадать» повествование Моисея с точки зрения современных научных теорий. Общеизвестны также вольные упражнения «богословов» в «толковании Апокалипсиса».

Несмотря на то, что классическая патристика старательно избегала такого толкования, несмотря также на то, что под сложные образы Апокалипсиса можно подставить сотни исторических фактов, – все-таки число этих «апокалиптиков» не уменьшается, но, пожалуй, даже увеличивается. Обычно, кто из «верующих» не умеет философски и диалектически-догматически мыслить, тот занимается «толкованием Апокалипсиса», ибо мечтать всегда было легче, чем мыслить. Никак не хотят понять, что миф надо трактовать мифически же. Мифическое содержание мифа само по себе достаточно глубоко и тонко, достаточно богато и интересно и что оно имеет значение само по себе, не нуждаясь ни в каких толкованиях и научно-исторических разгадываниях. Кроме того, Апокалипсис есть «откровение». Какое же это будет откровение, если вместо буквального понимания всех этих поразительных апокалиптических образов мы предоставим право каждому подставлять под любой образ любую историческую эпоху или событие».

Действительно, с этим трудно не согласится. Падение Византийской империи, как и русская революция, а затем последовавшая за ней братоубийственная война — воспринимались многими современниками этих ужасающих событий как
апокалиптическое завершение мира. И в этом правда того времени. Правда того (ушедшего, погибшего) особого и неповторимого мира. Просто не стоит забывать о том, что Апокалипсис одной исторической эпохи может стать рождением совершенно другой. А вот это возможное рождение — напрямую и зависит только от нас. Как впрочем... и наша окончательная погибель!


Апокалипсис в действии господа-товарищи, но последнее слово... только за нами.

ПО ТЕМЕ: