Семь детей было у Зои и Тимофея, но не на кого они не перекладывали их содержание и воспитание. Сами всё делали для них и ни на кого не надеялись. И получали дети в этой многодетной семье не меньше, чем дети в других семьях этой деревне.
Звание «Мать-Героиня» Зоя не получила, так как не все родившиеся дети выжили. Шура, старшая дочь, умерла в годы войны.
Когда Тимофей уходил на фронт, в семье было трое детей, а вернулся в 43-м по ранению, их осталось двое. Ранение было серьёзным и Тимофей едва мог передвигаться. Трудно было Зое в то время, надо и за детьми следить, накормить , одеть и обуть, а тут ещё и муж-инвалид. За ним, как и за маленьким ребёнком уход и забота нужны.
Но это не помешало ей родить ещё ребёнка. Сын родился, Валентином назвали. Лежит в люльке агукает, внимание к себе требует. Не хватало сил у женщины, не знала, за что хвататься, а помочь некому.
Зато какой сыночек родился! Сам ещё маленький, а уже такой красивый! Не знала тогда Зоя, что Валентин немым будет. Да и никто не знал.
После Валентина другие дети пошли. Маленькому сыночку ещё и двух лет не исполнилось, когда родилась доченька Зина, а за ней Нюся и Нина. Все девочки, как и Валентин, были красавицами, вся деревня любовалась ими. В мать пошли, говорили, Зоя красивая была. А Тимофей — простой мужик. И старшие сыновья в него, тоже такие же, как и он, с простой внешностью.
Со временем, дети становились старше, а мужу становилось легче, от ран вылечили, стал ходить почти нормально, а вскоре его в трактористы из сторожей в колхозе перевели. Зое стало гораздо легче, хотя времени для того, чтобы посидеть на завалинке с другими женщинами, у неё никогда не было. Сожалела Зоя, что будучи неграмотной, не могла помочь детям с домашним заданием. А вот к труду приучать, это у неё получалось и дети росли в труде.
В то послевоенное время, в деревне, где жила эта семья, ни у кого не было сада. Это потому что в войну много деревьев было вырублено на дрова для отопления, но и после войны люди не торопились высаживать деревья, так как берегли землю для посадки картошки, именно картошка была главной кормилицей в тех местах.
А у Зои и Тимофея большой сливовый сад. Никаких других деревьев, только сливы были в их саду. был большой, но росли там только сливы. Это Зоя так захотела и настояла на этом. Она знала, что сливы могут дать гораздо больше, чем картошка. Сливы можно продать и на вырученные деньги купить вдоволь картошки, так что на всю зиму хватит.
Так было в семье её родителей, так она сделала и в своей семье. Сливы продавали и хватало не только на картошку, но и на покупку чего-то из одежды. Росли сливы разные, были те, что зрели рано, были и поздние сорта, как начнут зреть в июле, так до самых морозов они есть. Сливы помогали. Дети нарвут несколько вёдер, Зоя их на рынок отнесёт, продаст и купит то, что надо.
Со сливами легче. А с картошкой работы больше, а результат меньше. Да и жили участок их выходил не к реке, где картошка росла хорошо, а к горе, где она была совсем мелкой и урожай хороший не бывал. Соседи выращивали, так им самим не хватало, не то, чтобы продать.
А о капусте, огурцах и помидорах волноваться не приходилось, их в колхозе на трудодни давали достаточно много.
Семья выращивала гусей, держала кур и корову. И везде дети в полную силу работали, белоручками не были.
Девчонки подрастали – загляденье, вся деревня любовалась, до чего же красивые были. Красота Зины и Нины была яркой, бросающейся в глаза, Нюся же обладала красотой спокойной, нежной, не сразу заметной. Да и характер у Нюси был спокойный, молчаливый, в отличии от характеров сестёр, которые были бойкими и разговорчивыми.
Яркой красотой обладал и Валентин. Глухим он не был, но был немым, потому в первый класс пошёл в обычную школу. Хорошо писал, научился читать, освоил всю программу начальной школы лучше сестёр, хорошей учёбой не отличающихся.
В пятый класс его отдали в интернат для немых детей, который находился довольно далеко, поэтому Валентин приезжал лишь на каникулы.
В выпускном 10-м классе, прислал Валентин письмо и попросил родителей принять на каникулы и его друга Николая. Как сообщил Валентин, они с Николаем получили предложение остаться после окончания школы в интернате в качестве воспитателей. Ребята сейчас обдумывают это предложение. У Николая родителей нет, он сирота и ехать ему не к кому, потому он твёрдо решил остаться, тем более, он хорошо рисует, будет ещё и рисование вести.
Валентин пока ещё колеблется, ему домой хочется, быть вместе с родными. Но чем он будет заниматься в своей деревне? А в интернате ему нравится и остаться хочется, но и домой вернуться тоже хочется.
Была середина июня, когда ребята приехали. Валентин был и раньше красавцем, а сейчас - глаз не отвести, и на лицо красив и фигура, как у Аполлона. Спортом не зря занимался. Его и в интернате хотят оставить тренером или преподавателем физкультуры.
А Николай имел обычную внешность, а рядом с другом казался совсем невзрачным. В общем, ничего особенного, парень, каких много. До интерната Николай воспитывался в детском доме. Думает, что родители отказались от него, узнав, что сын глухой и немой.
И вот этому Коле понравилась сестра Валентина. Да не одна из двух ярких красавиц, понравилась Нюся, отличающаяся не броской, а нежной красотой, которую не сразу разглядишь. А он разглядел буквально только увидев. Было тогда Нюсе только 13 лет. Свои чувства Николай не мог выразить словами, он же был немым, но его взгляд, останавливающийся на Нюсе, всё говорил без слов.
Зоя, Нюсина мама, не могла не заметить этих взглядов. Конечно, заметила. Заметила и стала волноваться по этому поводу. И как тут не волноваться? Нюся такой кроткий ребёнок.
Сказала Зоя о своих переживаниях Валентину, а тот даже обиделся, посчитав, что мать волнуется из-за того, что Коля немой, а с немым нечего и знаться. Отчасти он и прав, но на этом волнения матери не заканчивались. Она потеряла покой и сон. Только и думала, как бы чего не вышло.
О Музее в Москве, который почти никто не знает. Где находится? И почему открыт для всех только два дня?