Летом я впервые стала писать о том, что каждая новая трудовой иммиграции из Средней Азии приносит нам все меньше схожих с нами по менталитету и образованию горожан и все больше сельских жителей, которые росли в глухих селах, часто в горах, без всеобщего школьного образования.
А в понедельник у меня вышла ведь целая колонка об этом. И вот сегодня эксцесс в Нахабино: мигрант ударил девушку за то, что шла на пробежку в шортах, он считает, что женщина не может носить шорты и заниматься спортом, он такого не видел. Где он жил? Он наверняка жил в горном селе, как множество других трудовых мигрантов последних лет.
Это такой закон: в кризис из страны первым бежит городское население. Оттуда именно убежала в 90-е русская и немецкая (в Средней Азии было много немцев) интеллигенция. Мой бывший муж, художник, относился к ее числу - художник. Я общалась с теми беженцами его круга в Москве и Владимире, много русских из Таджикистана осели во Владимире (а также узбеков, узбеки в 90-е бежали из "Таджикии", как и русские). Это были сплошь ученые, писатели, художники, архитекторы, режиссеры, журналисты. В стране практически не осталось нетаджикской интеллигенции, потому что узбекская и памирская тоже бежала, а именно эти четыре народа составляли костяк интеллигентов в Таджикистане.
Потом, уже в качестве трудовых мигрантов, из страны уехали образованные таджики. Таджикская трудовая эмиграция конца 1990-начала 2000-х была самой образованной, самой близкой нам: это горожане, учившиеся в светском СССР, росшие вне религии. И они были горожанами!
Именно этих таджиков вы сегодня уже не отличаете от россиян: они быстро устроились, прекрасно говорят на русском и принимают современную жизнь во всей ее полноте
Но год от года отток таджиков из городов уменьшался. В Узбекистане, Киргизии, Азербайджане действовали те же законы, просто уже сразу со второй стадии, без массового бегства русских и без беженцев. Просто сначала из этих стран уехали все горожане, которые хотели и могли. В городах остались те, кто не может выехать или не захотел. Города Таджикистана к концу 2000-х отдали практически всех городских пассионариев, мечтавших о новой и лучшей жизни, там остались старики и и те, у кого, грубо говоря, все хорошо: есть работа, дом.
Число горожан, конечно, в Таджикистане растет, рождаются новые. Но и ситуация в городах там меняется к лучшему: немного растет комфорт, появляется работа, страна развивается худо-бедно. Но развития хватает на города. В деревнях жизнь все еще тяжелая. И именно оттуда едут к нам сейчас граждане. Цена выезда уменьшилась, плюс появилось много вернувшихся, кто объясняет и готовит дехкан к трудовой эмиграции. Так и в других странах-донорах рабочих рук.
Сегодня к нам едут самые темные. Кто мало учился в школе и только на родном языке. Кто не застал светское государство и формировался под постоянным прессом ваххабизма, проповедуемого в глубинке
Это люди из романа Владимира Медведева "Заххок", о котором я писала на днях.
Сейчас повалили заголовки, будто ударивший девушку в Нахабино мигрант болен шизофренией. Дескать, это не норма, а единичный случай болезни, мы его выдворим и все будет отлично.
Но нет, это не шизофрения. Это типичный приезжий из числа молодых жителей Средней Азии. Посмотрите видео допроса: он спокойно говорит, что ударил девушку, дабы спасти от греха - она, видите ли, занималась небогоугодным делом, носила шорты и бегала
Это не шизофрения. Это люди, которых государство спокойно впустило. Они верят, что женщина должна соблюдать чистоту, сидеть дома, что ее нужно воспитывать кулаками, что бесы и грехи изгоняются кулаками, что увидевший женщину без присмотра мужчина волен воспитывать ее, как хочет, потому что если она идет одна и легко одета, это для него сигнал, что женщина беспутная, брошенная семьей. Он не встретил на дороге гражданку России, направлявшуюся на пробежку в парке - для него это выброшенная на обочину женщина, от которой отказались муж, отец, братья, ведь иначе почему она в штанах и бегает?
Это типичное мировоззрение молодежи из тех краев. Можно сколько угодно драпировать ее в слова о единочном случае и шизофрении, но эти люди уже здесь и проблемы с ними будут только нарастать.
У нас тоже такие есть. И были случаи, когда в Дагестане девушками в брюках или сарафанах делали замечание. И ко мне такой в Петербурге приставал, ему не понравилось, что в полночь я шла из продуктового магазина.
Это проблема, но это наша проблема, мы против нее бессильные, если государство не очнется. Но данного товарища в Нахабино импортировали!
Он не родился с нами, его сюда подсадили. И в наших силах требовать, чтобы такую культуру к нам не ввозили. Я пишу об этом второй десяток лет: любой народ вправе запретить ввоз чужеродной или сниженной культуры. Вправе, и все, это не обсуждается.
Мы в прошлом десятилетии активно следили за ситуацией с беженцами в Европе и осуждали их власть за то, что она ввозит в страну людей, не спрашивая согласия населения. Меж тем у нас то же самое. Ноль отличий. Кончились потоки городских образованных мигрантов из Средней Азии - теперь едут только такие. Эксцессы с ними лишь начались. Будет страшнее.
И совсем страшно станет в исконно мусульманских регионах, где эти люди могут либо войти в конфликт с российскими мусульманами, либо радикализировать их. То и другое принесет ворох проблем.