Найти тему
Анастасия Миронова

Прошли с Дуней по району: рассказываем, сколько на самом деле получают мигранты, когда уедут и как страдают здесь от культуры махали

Вот мы и петербуржцы снова спустя столько лет. Уже ходили с Дуней в строймагазин. Чем ближе к "Петровичу" и Софийской овощебазе, тем больше встречается жителей дружественных республик. За Южным шоссе, кажется, исключительно они. Я и не подозревала, что в городе столько приезжих работников, назовем их так.

Во дворах сидят с бутылочками на жердях ограждения палисадников. Не на скамейках, а на жердях сварных решеток. Очень необычно. Я в такое время никогда в городе не бывала, в рабочий чай пик. Обычно, если я оставалась ночевать в квартире, то из-за наплыва дел приезжала сюда к полуночи: вот тогда много было "иностранцев" в маршрутках и на улицах. Я думала, что это предел, что они работают допоздна. Но работают, судя по всему, они в обычном графике, потому что с семи до восьми вечера их еще больше.

В субботу вечером под окнами был шурум-бурум, ходили большими компаниями, громко говорили. Вроде, и не хулиганят, не кричат, но разговор на полных оборотах в полночь в жилом квартале...

Впрочем, надо сказать, наши пьяницы тоже отметились: шаталась по двору какая-то девица, ждала подружек, прооралась вдоволь. "Наташ, ключи у меня!" Ок.

У новоприбывших есть отличительная черта - чрезвычайная зависимость от коллектива. Это культура махали. Общины. В городах у них более или менее налаживается, городские приехали к нам первыми и ассимилировались. Не надо упрекать меня в нехорошем, я второй год пишу: мигранты предыдущих волн, которые безотрывно живут в городе, мало отличаются от нас, потому что в основном ехали городские. Новые потоки - это дехкане. Дети гражданской войны и конца 90-х. Дети вот из этой книги

У них есть отличительная особенность, характерная вообще для всех провинциальных обществ в любой стране: крепкая связь с общиной, потому что без общины, без взаимовыручки не выжить. У наших провинциалов я это тоже не раз подмечала. Особенно такая проблема (а это проблема) бросается в глаза, когда люди из глубинки едут в путешествие: только поезд тронулся, начинается обзвон родни, друзей, соседей.

Мигранты говорят с родней все время. В дороге, на работе. Замечали, что кассирши в супермаркете постоянно в Вотсаппе, сотрудники торговых залов - тоже? Везет курьер продукты, поднимает на шестой этаж окна - он всегда на телефоне. Дома они, все дела переделывают под разговоры с родней, летом при открытых окнах слышно.

Такие звонки отнимают уйму времени и жизненных сил. Людям некогда учиться, читать. Другим тоже доставляют неудобство: постоянное бормотание, обязательно по видеосвязи. Только-только они начали пользоваться наушниками. Это их же собственная беда. Все ее тяжесть я могу оценить еще на примере иммигрантов в Британии, которых видела в 2000-е:

кто крепко связан с семьей и родиной, не успевает адаптироваться, ведь все ресурсы он тратит на поддержание этих связей. Все вечера - на телефоне, в отпуске летят только к родне, им некогда читать, получать новое образование, путешествовать

В этом лежит едва ли не основная причина тяжелой ассимиляции. Люди выраженной культурой махали никогда не ассимилируются, как этого не делают в той же Британии приезжие из Бангладеш и Пакистана, но делают индийцы и малазийцы.

Но это отступление. Я про город. В городе оказалось очень много мигрантов. Больше, чем я предполагала. Но буквально за последние дни их число уменьшилось. Сужу по овощным лавкам возле дома. У нас три в ряд точки с овощами и фруктами. Так вот, еще с месяц назад там работали исключительно мигрантки. А с позавчерашнего дня я вижу на двух из трех лотках наших продавщиц. Даже спросила, где прежние.

Уехали! Собрались за пару дней и уехали домой, вот так. Уезжают те, кто должен на родине содержать стариков и детей, остаются молодые и несемейные

Я, между прочим, спросила, как зарплата, нравится ли. Одна женщина была занята, к ней повалили покупатели, толком поговорить не успели, зато вторая ответила, что зарплата хорошая, работа возле дома, раньше не устроиться было, они брали только своих.

Это к вопросу о дешевизне рук мигрантов. Давно уже развенчан этот миф множеством аналитиков: мигранты зарабатывают больше в низовых отраслях. Это еще связано с тем, что в секторах, которые "держат" мигранты, конкуренция ниже, они не берут на работу местное население, соответственно, конкурируют лишь между собой. Это еще одна неприятная правда, которую не хотят проговаривать вслух. Но вернемся к ней позже. Может, завтра...