Работу свою Костя не любил. Понятное дело: вытрезвитель – не самое лучшее место на Земле. Сто раз хотел уйти, но четко осознавал: в их небольшом районном центре достойную работу он точно не найдет.
А здесь, пусть и неприятно возиться «с этими», но зарплата неплохая и платят исправно. Соцпакет, опять же.
Кто знает, что будет дальше? Девяностые заканчиваются, скоро XXI век. Каким он будет? Что ждет впереди? Никто не знает. Так что лучше синица в руках, чем журавль в небе.
«Поработаю пока, а там видно будет, – решил Костя в очередной раз, – просто не буду ни на что обращать внимания. Или я не мужик? Тридцать пять стукнуло! А я до сих пор бурно реагирую на всякую ерунду».
А реагировать было на что. Впечатлений на работе у Кости хватало. Особенно негативных. Большинство людей, перебравших спиртного, вели себя неадекватно: кричали, скандалили, бросались в драку. Выглядели безобразно. Тех, кто тихо и мирно спали всю ночь, а утром стыдливо прятали глаза встречалось значительно меньше.
В последнее время на «реабилитацию» все чаще привозили женщин. Сослуживцы Кости, а это были в основном мужики от тридцати, всегда насмехались над ними. Это доставляло представителям сильной половины человечества какое-то необъяснимое удовольствие.
Скабрезно подшучивали, провоцировали, и если «жертва» попадалась на крючок, начинала спорить заплетающимся языком или оскорбляла в ответ, все откровенно ржали. Зрелище было отвратительное. Костя в подобных «развлечениях» никогда не участвовал.
В тот день он пришел на работу не в свою смену: друг попросил подменить. Идти не хотелось: день был праздничным (гарантия, что «клиентов» будет много), но отказать Витьку Костя не мог. Все-таки друг детства.
Смена началась как обычно. Постепенно стали подвозить «уставших» от праздника горожан. Большинство шумели, возмущались, что им не дали «нормально отдохнуть», грозились пожаловаться «куда следует».
Лишь одна молодая женщина стояла молча, прислонившись к стене. Стояла с трудом, низко опустив голову. Когда у нее спросили фамилию, имя, она никак не отреагировала. Скорее всего не слышала.
– Эй, дамочка, – Костин напарник решил развлечься, – давай знакомиться?
Женщина не шелохнулась.
– Брезгуешь? – цеплялся тот, – а, если налью, подружимся?
Женщина даже не подняла головы, чтобы взглянуть на «собеседника». Ей было не до него.
– А хочешь, заберу тебя отсюда? Поедешь со мной? – не унимался «благодетель».
– Да отстань ты от нее! – не выдержал Костя, взял женщину под локоть и вывел из кабинета.
Она шла, еле переставляя ноги, по-прежнему не поднимая головы.
Костя отвел ее в женское отделение и пошел обратно.
«Странно, – пронеслось в голове, – хорошо одетая, ухоженная. Чего человеку не хватает? Это ж надо так набраться, чтобы никого вокруг себя не слышать».
Работы в тот день, как и ожидалось, было предостаточно. Работники вытрезвителя не присели до утра. О странной незнакомке Костя, разумеется, забыл. И, скорее всего, не вспомнил бы, но через несколько дней, теперь уже в его смену, ее снова привезли: она заснула на скамейке в парке.
На женщине был тот же костюм, правда теперь он выглядел значительно хуже. Да и сама она была ему подстать: грязная, помятая, синяки под глазами, остатки когда-то шикарного маникюра и характерное амбре, способное превратить трезвого человека в пьяного.
Несчастная привалилась к стене, чтобы не упасть, и как в прошлый раз низко опустила голову. Как ни пытались местные «весельчаки» ее «оживить», она не реагировала. Один из сослуживцев Кости разошелся не на шутку: попытался поднять голову женщины, грубо взяв ее за подбородок:
– В глаза смотри! – приказал он, – третий раз за неделю! Ты что, прописаться здесь решила? Говори, а то…
– Хватит! – Костя больше не мог на это смотреть, – ну чего ты к ней пристал? Видишь: плохо человеку. Сам что ли не напивался? Святой? Мало ли, что у нее случилось? Зачем издеваться!
– Был бы ты б@бой, стал бы матерью Терезой, – хохотнул сослуживец, но в сторону все-таки отошел: знал, что кулаки у Кости покрепче, чем у него.
Женщина медленно подняла голову, обвела присутствующих неожиданно осознанным взглядом. Все поняли: она ищет того, кто за нее заступился.
– Вот твой спаситель! – сослуживец указал на Костю, – давай, благодари. Если бы не он, устроил бы я тебе воспитательный момент. На всю жизнь запомнила бы!
Женщина ничего не сказала, снова уронила голову и застыла как изваяние.
Утром Костя ушел домой, но весь день не мог переключиться, все думал: «Кто она? Совсем не похожа на наших постоянных «клиентов». Взгляд такой потерянный. И вид – не дай Бог. Как же все достало! И в выходной покоя нет. Черт бы побрал этот вытрезвитель. Надо искать другое место».
Через десять дней утром незнакомка сама пришла в вытрезвитель. Ее было не узнать: стильный, дорогой костюм, тонкий макияж, развевающиеся светлые волосы и абсолютно трезвый взгляд. Единственное, что напоминало ее прежнюю – бледность, которую, не смог скрыть даже тональный крем.
– Здравствуйте, – обратилась она к Косте, – я пришла поблагодарить... Вы единственный, кто пожалел меня… За последнее время… А еще, вы мне надежду вернули, что вокруг живут не только подлецы и предатели.
– Я…, – Костя не знал, что ответить.
– Спасибо вам, – женщина повернулась, чтобы уйти, но Костя остановил ее:
– Подождите. У меня смена как раз заканчивается. Давайте выпьем кофе? Подождете? Пять минут.
Женщина кивнула.
Костя вернулся в кабинет, забрал свои вещи и пошел к выходу. Почему-то сильно волновался…
– Ну вот, я готов. Меня, кстати, Константином зовут.
Женщина улыбнулась:
– А я – Настя.
Они просидели в кафе четыре часа.
Поначалу разговор не клеился. Настя заметно нервничала: Костя видел ее в таком неприглядном виде. Костя тоже смущался, сам не зная почему. А еще терялся каждый раз, когда встречался с Настей взглядом...
Наконец, неловкость куда-то улетучилась и разговор стал более доверительным.
– Вам, наверно, интересно, что со мной приключилось? Как я… дошла до жизни такой? – неожиданно спросила Настя прямо в лоб.
– Не то, чтобы интересно, – отозвался Костя, – я не собирался спрашивать. Но, если вы хотите рассказать – расскажите.
– Хочу. Честно говоря, мне самой нужно проговорить все это вслух. Чтобы разложить по полочкам…
– Тогда слушаю, – Костя был весь внимание, – только… Давайте на «ты», а то я себя как на работе чувствую.
Настя кивнула и, немного подумав, начала свой рассказ:
– Я вышла замуж сразу после школы. Влюбилась без памяти! Андрей был старше на пять лет и тоже любил меня.
Первое время все хорошо было, отношения прекрасные. Мы много путешествовали, передружили наших друзей, принимали их у себя, сами часто ходили в гости.
Он знал обо мне все, всегда был рядом, оберегал. Я уверена была: любит! И наслаждалась своим счастьем.
Так прошло пять лет. Пролетели как один день. Я сына родила. Андрей был на седьмом небе от счастья!
Он работал. Много и допоздна. Я с ребенком сидела.
Ничего не подозревала. Ни о чем плохом не думала, пока подруга мне глаза не открыла. Однажды, заикаясь и пряча глаза, она рассказала, что видела моего Андрея с другой женщиной.
Ошибиться Юлька не могла. Она была свидетельницей на нашей свадьбе, часто приходила в гости, иногда ночевала у нас.
Андрея я ни о чем не стала спрашивать. Забрала сына и уехала к родителям.
Те на меня набросились, мол, ты что творишь? Езжай к мужу, налаживай отношения, а внук пусть с нами побудет, пока вы между собой не разберетесь.
Я вернулась, а Андрея нет. День нет, два, неделю. И не только дома. На работу звонила – там тоже никто ничего не знал. Может, говорить не хотели.
Думала с ума сойду. Рыдала сутками. Спасибо Юльке. Приходила каждый день, сидела со мной. Успокаивала. Однажды предложила расслабиться, выпить по бокальчику. Я тогда спиртного практически не пила, но тут согласилась. И очень быстро втянулась.
Теперь я с нетерпением ждала каждого визита подруги, чтобы «расслабиться». Потом ждать перестала. Сама себя «расслабляла». Бывало, целыми днями. Иногда вечерами выходила в город за добавкой.
Андрей явился неожиданно. Пришел, с презрением посмотрел на меня, далеко не трезвую, и устроил скандал. Кричал, что я его позорю, что таскаюсь по городу в непотребном виде, что с него хватит и он подает на развод.
Как проходил развод плохо помню. Все как в тумане. Слава Богу, ребенка у меня не отобрали. Андрей, спасибо ему, тогда не стал акцентировать внимание на том, что я стала выпивать. Ограничился формулировкой: «Не сошлись характерами». А меня предупредил: «Не прекратишь – заберу сына».
Так я осталась одна. Сын по-прежнему жил у родителей. Я, конечно, думала, что легко перестану «расслабляться» подобным образом, но не тут-то было.
Иногда мне удавалось продержаться почти неделю, но появлялась Юлька, и я срывалась. Не удивительно: боль и обида не отпускали, было очень жалко и себя, и ребенка, но самое страшное – пропало желание жить. Хотелось спрятаться куда-нибудь, чтобы даже я сама себя не нашла.
Иногда казалось, что я всегда так жила, а прежняя, счастливая жизнь мне просто приснилась.
Родители не пытались меня понять. К сыну не пускали. Я их понимаю: незачем ребенку видеть маму в таком состоянии.
Знаешь, весь этот кошмар длился всего пять месяцев, а казалось, что прошло несколько лет – так я устала.
В какой-то момент взяла себя в руки. Обратилась к врачу. Прошла курс лечения от невроза. Да, это был именно он. Оказывается, многие именно алкоголем пытаются его блокировать. Лечение пошло на пользу. Я окончательно пришла в себя, забрала сына и начала новую жизнь.
Постепенно все наладилось. Я даже стала забывать тот страшный период моей жизни.
И вдруг, две недели назад узнаю новость: Андрей женился! Как ты думаешь, на ком? На Юльке!
Я не поверила, но самообладание потеряла. Отвела сына к соседке, а сама в магазин. Сутки рыдала с бокалом в руке. Новость не укладывалась в голове. Ночью пошла в ночник за добавкой. Там меня и забрали…
А потом я не выдержала и поехала к ней. К Юльке. Мы, конечно, поругались. Зато я узнала, что женщиной, с которой муж мне изменял, была именно Юлька! Моя ближайшая подруга. Подруга детства! Почти сестра!
Но и это еще не все. Она призналась, что специально меня спаивала! Хотела, чтобы Андрей подал на развод: он тогда еще сомневался. Так вот: она мне подливала, пользуясь тем, что я не в себе, а ему напевала: «Настя пьет, шляется где попало. Тебе это надо?»
Выскочила я от нее, забежала в магазин, вина купила, села в парке на скамейку и залпом выпила. Очнулась у вас. Когда все насмехались надо мной, я плохо понимала, что вокруг говорят. Слышала только омерзительный хохот.
«Ну и пусть», – думала я. Мне и правда было все равно.
И вдруг ты. Твои слова. Простые, человеческие. Это было как озарение: «Нет! Не все люди такие как Юлька, как Андрей. Есть другие! Настоящие!»
Это было всего лишь мгновение, но оно врезалось в память. Всю неделю я держалась за твои слова, как за спасительную соломинку. Поэтому и пришла. Спасибо тебе еще раз.
– Да ладно, нормально все, – смутился Костя, которого рассказ Насти тронул до глубины души, – только ты это… В дальнейшем ищи другие способы расслабляться. Хорошо?
– Договорились, – улыбнулась Настя…
***
После того, первого разговора прошло 24 года. Костя и Настя – счастливые супруги.
У них четверо детей. Старший сын (от первого брака Насти) – офицер, служит в милиции. Дочь – год назад вышла замуж и уже подарила родителям внука. Два сына-близнеца – в текущем году окончили университет, стали программистами.
Воистину: не было бы счастья, да несчастье помогло!
Вы спросите: «А что стало с Андреем, с Юлей? Как живут они?»
Они давно развелись. Детей в браке не нажили. Юля уехала куда-то за границу, а Андрей…спился.
Настя видит его по воскресеньям возле храма с протянутой рукой… Когда она бросает несколько монет в его пакетик, Андрей ее не узнает…
P. S. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал