За окном брезжил рассвет, жена спокойно спала в своем номере, а Михаил так и не уснул – вся его жизнь предстала ему этой ночью в другом цвете, перевернулась с ног на голову!
А ведь он считал себя счастливым человеком! И Алевтину считал самой лучшей женой…
Да она и есть лучшая! Столько лет они прожили душа в душу. И ни разу она на него голос не повысила, не устроила истерики. Обижалась, конечно, не без этого – на его увлеченность работой, на неинтересные ей футбольные матчи и рыбалку с ее отцом, которые сопровождались обильными возлияниями… Был за ним такой грех! Но обиды ее были недолги – он проспится, и она уже и не напоминает.
И детей родила! Не хотела второго рожать, но уступила его желанию – она всегда ему уступала.
Они в Турции познакомились. В первый день Михаил увидел ее в строгом закрытом платье и в очках, будто прямо с заседания вышла, но Тина – так он ее звал – быстро преобразилась, накупила себе нарядов, соответствующих обстановке отдыха и развлечений. Он ее даже не узнал в новом обличье! То бежевое платье, в котором она была в вечер их знакомства, он хранит до сих пор. Они каждый год отмечали этот день, а не день свадьбы – он казался им важнее. В первые годы после женитьбы он просил надевать его в этот день, а потом, когда оно перестало быть ей впору, он просто доставал его и вешал на стул.
С замужеством она тоже ему уступила. Пришла вдруг к нему и сказала, что согласна уехать с ним в Питер. Решительно так сказала, он даже растерялся – не планировал так быстро жениться. Но счастья своего не упустил, понял, что другого случая может и не быть.
И все у них было хорошо, замечательно просто – детей вырастили, внуков уже нянчили, в Москву вернулись, чтобы родителям помогать, пока те живы были. И детям помогали, и внукам… А правнука Тина уже не знает… Год назад, незадолго до его рождения, она заболела - память потеряла. Ударилась головой и все забыла. Если бы хоть авария была! Так нет, ничто не предвещало такой трагедии. Врачи говорят, что ее мозг устал и отключил память, чтобы уменьшить информацию и таким образом выжить.
Внешне она все та же, выглядит по возрасту, живет обычной жизнью пожилого человека, только ничем не интересуется, и не узнает, ни его, ни детей – общается с ними как с посторонними.
Дети настаивают, чтобы он вернулся домой, жил нормальной жизнью – он ведь еще не старый, он крепкий, и даже работоспособный!
А он не может оставить ее одну в пансионате… А как же иначе? Они же клялись быть вместе в горе и в радости, в болезни и здравии…
По большому счету, он ей и не нужен здесь – в пансионате прекрасные условия, вышколенный персонал, опытные врачи, а то, что он - ее муж, она все равно не помнит.
Врачи уже не дают ему надежды на благополучный исход, и как долго она проживет в таком состоянии, неизвестно. Другим не заметно, а он видит, как она угасает. Мозг отключил ее память, а заодно и интерес к жизни, а без этого жизнь прекращается.
Последняя попытка достучаться до ее памяти - это чтение старых писем, просмотр фотографий. Так старый фельдшер посоветовал, а Михаил за любую соломинку готов уцепиться.
Неделю назад сын привез альбомы, а писем у них и не было – они не расставались, всегда вместе были. Только открытки поздравительные, да еще сын привез старую тетрадь в твердом переплете – дневник Тины, который она начала вести еще в школе. Она говорила об этом, но сам дневник он не видел и не читал.
Стал читать ей вслух, и поначалу ничего не происходило – Тина внимательно слушала историю о девочке с косичками, которую все обижали. Нахмурилась, когда читал он про Дениса, ее первую любовь, но не более – просто некрасивая история с некрасивой девочкой. К себе она это не отнесла.
Все началось с того момента, когда она стала работать помощником президента известной компании – а попросту его секретаршей.
Михаил читал, а она плакала… Неужели вспомнила? Но на его вопрос она не ответила.
Его и самого история их любви с начальником (а это, несомненно, была любовь!) взволновала. Он вдруг понял, что совсем не знал свою жену! Ее душа, ее сердце остались для него тайной. Может быть, она и не любила его? Играла роль верной жены, а не любила?
Он считал ее сдержанной в чувствах, а их может быть, просто и не было?
А чувственная и страстная она была не с ним, а с тем, с другим – с Алексеем?
Как же она жила? Одна жизнь - внешняя, всем понятная, правильная жизнь порядочной женщины, а другая – скрытая глубоко в сердце, спрятанная ото всех, не находящая выхода…
Немудрено, что ее мозг не выдержал.
Так или иначе, но он должен использовать этот шанс. Это очень тяжело, но он попробует. – Он поедет к ее бывшему начальнику, он попросит его увидеться с Алевтиной – вдруг ее память оживет?
Секретарша уговаривала его не ждать – Алексей Иванович очень болен, он может не приехать на собрание акционеров!
Но тот приехал, и Михаил увидел его, все еще стройного, красивого, с седой шевелюрой без признаков лысины (не то, что у него…).
Первый вопрос Алексея, после того, как секретарша доложила, кто его ожидает, был:
« Что с Алей?» - из чего Михаил заключил, что его жена не безразлична этому мужчине, и он правильно сделал, приехав сюда. А еще он понял, почему она не разрешала называть ее Алей…
Их разговор не был долгим – как-никак они оказались соперниками.
Михаил изложил свою просьбу, Алексей не раздумывая, согласился ее исполнить.
Уходя, Михаил положил на край стола дневник, и визитную карточку пансионата.
часть первая
часть вторая