Продолжаем, почти заканчиваем уже наш цикл по исследованию книги Екклесиаста (Пастора - Соломона). Помним, что он адресован всем людям, но что фокус его на грядущем Белом царе, и на нас - его поколении. Читаем вместе, учимся великой мудрости - трансформируем Слово в плоть и кровь:
Екклесиаст 11 глава
1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его.
2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
Это - замечательный совет всем нам. Надо помогать людям, помогать тем, кто просит о помощи, кто приходит к тебе. Возможно, вы не решите всех их проблем, но оказанная вами помощь, поддержка - бесценна. Конечно, это подразумевает затраты, деньги, хлопоты, но оно того стоит. Белый царь, согласно пророчества Льва Мудрого, принял этот совет, эту жизненную мудрость, и занимается этим: (ст. 53) Он дает и принимает милостыню.
Будущий Белый царь дает милостыню не для того, чтобы она к нему вернулась - а чтобы помочь. Но она к нему возвращается, как сказано у Соломона, и в пророчествах Льва Великого. Вернется и к вам.
Но есть в этих словах и иная, особенная мудрость - имеющая огромную значимость для всех нас и особенную значимость для помазанника, будущего Белого царя. Дело в том, что понятие "пускать по водам" в Священном Писании связано во-первых с Ноевым ковчегам, принесшим спасение, и во-вторых с появлением самого первого мессии, прообраза Белого царя - Моисея. А хлеб - это символ плоти, живой плоти. Ведь, если вы помните, Моисей ребенком был положен в просмоленную корзинку и пущен по реке.
Также и у Пушкина в Сказке о царе Салтане, которую мы только что закончили с вами разбирать, царское семя (образ зерна, "хлеба" жизни) было пущено по водам, в просмоленой бочке. Зачем? Зачем был пущен в корзинке Моисей? Зачем "пускать по водам" - то есть просать в море народов - царское семя Пятой дочери? Потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его.
Потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Увы, уже знаем, какая беда постигла нашу страну, когда она отвергла Бога, Царя и Отечество. И государь, и государыня знали это - и сделали свой маленький ковчег для спасения огромной Руси - в сокрытом ребенке. Но ковчег был сделан очень надежно. И Моисея не съели крокодилы. И Царь Гвидон сел царствовать, на радость людям. Ткачихи с поварихами со сватьями бабами Бабарихами думали, что избавились от царского семени. По прошествии многих дней опять найдёшь его. Уже - не многих. Читаем дальше:
3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт.
4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё.
6 Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
"Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь" - это не просто изложение некоего общеизвестного факта, но и напоминание об обетованном "позднем дожде", об излитии Святого Духа. Всему свое время. Это событие многое, если не все, переменит в земной истории. И время это обетовано с приходом Предтечи - то есть того, к кому (наряду с нами) обращается Соломон. А до того интересного времени Соломон предлагает делать то, что в наших силах делать.
Интересны слова об упадшем дереве - к чему они? Тут нужно только "расшифровать" текст, и это совсем не сложно. Дело в том, что "дерево" в Писании означает (без исключений) на пророческом языке могущественного человека, правителя, иногда даже помазанника. Вспомните самый первый Псалом:
"И будет он (праведник) как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет."
Но даже великие люди, великие правители и помазанники, могут пасть - будь то на север, или на юг... Вспомните пророческий сон Навухудоносора про дерево и его истолкование пророком Даниилом:
"Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле,
18 на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные,
19 это — ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твоё возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краёв земли." Даниил 4
Вот, у меня в саду в начале лета сломалась яблоня - на ветвях было много яблок, а тут пошел очень сильный дождь, подул ветер, и большой сук обломился. И остался лежать до осени - вот, собираю теперь с него плоды, яблоки дозревают даже на сломанной ветви.
К чему все это говорю? Излитие "позднего дождя" - или Духа Святого - обещано во времена Предтечи "на всякую плоть". Был и царь Саул "во пророках", когда сошел на него Дух Святой. А потом Саул отверг Бога и Его Духа - и упал. Такое, оказывается, тоже возможно. Я думаю, что указание на этот Дождь и на деревья падающие - есть предостережение всем тем людям, на которых (то есть всем - буквально "всякой плоти") изольется Дух Святой. На меня изольется. На вас изольется. На вашего соседа изольется, на алкоголика из соседнего двора изольется... Как всякий дождь - он падает везде, и на сорняки, и на картошку, и на деревья...
Но многие все равно падут. Кто-то, как Саул, отвергнет эту благодать - и падет. Так и Навухудоносор пал. Но покаялся, и был восстановлен. То есть, получается, даже пасть (даже царям!) можно очень по-разному! Можно упасть на север, а можно на юг. А лучше вообще не падать. Читаем дальше:
7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
8 Если человек проживёт и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях тёмных, которых будет много: всё, что будет, — суета!
Вот она - наша главная, и такая радостная, простая, счастливая обязанность перед Богом - веселиться, то есть быть благодарным. Это, по сути, все, чего желает от нас Отец: "Великое приобретение — быть благочестивым и довольным" 1-е послание Тимофею 6:6. Враг хочет нас обескуражить, напугать, испортить нам настроение - чтобы погасить наш дух. И слишком уж часто ему это удается. Но премудрый Соломон напоминает "царственному юноше" и всем нам:
9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд.
10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета.
Радоваться в этом мире есть чему. Слишком часто люди под радостью подразумевают "греховную радость". Только благодарное Богу сердце умеет радоваться и быть благодарным Богу за все, даже за кажущееся малым. Вспомните прекрасные слова Окуджавы:
Гляньте, какой пейзаж кругом, а домики, а храмы!
И чистое веселье, и чистое веселье...
Я не говорю о том, я не говорю о том,
какие у нас дамы, какие у нас дамы и мадемуазели...
А неблагодарное сердце не развеселят никакие даже самые прегреховные "радости". Поэтому будем удалять печаль от сердца нашего, и уклонять злое от тела. Сколько бы нам ни было сегодня лет - в преддверии Царства мы все дети и юноши, и нам предстоит либо сломаться, как тем деревьям, либо, как праведникам, зазеленеть:
1 Псалом Давида. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые: но они — как прах, возметаемый ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 1