Найти тему
Открытая семинария

Царь: "по прошествии многих дней опять найдёшь его". Екклесиаст 11 глава

Продолжаем, почти заканчиваем уже наш цикл по исследованию книги Екклесиаста (Пастора - Соломона). Помним, что он адресован всем людям, но что фокус его на грядущем Белом царе, и на нас - его поколении. Читаем вместе, учимся великой мудрости - трансформируем Слово в плоть и кровь:

Екклесиаст 11 глава

1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его.
2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.

Это - замечательный совет всем нам. Надо помогать людям, помогать тем, кто просит о помощи, кто приходит к тебе. Возможно, вы не решите всех их проблем, но оказанная вами помощь, поддержка - бесценна. Конечно, это подразумевает затраты, деньги, хлопоты, но оно того стоит. Белый царь, согласно пророчества Льва Мудрого, принял этот совет, эту жизненную мудрость, и занимается этим: (ст. 53) Он дает и принимает милостыню.

-2

Будущий Белый царь дает милостыню не для того, чтобы она к нему вернулась - а чтобы помочь. Но она к нему возвращается, как сказано у Соломона, и в пророчествах Льва Великого. Вернется и к вам.

Но есть в этих словах и иная, особенная мудрость - имеющая огромную значимость для всех нас и особенную значимость для помазанника, будущего Белого царя. Дело в том, что понятие "пускать по водам" в Священном Писании связано во-первых с Ноевым ковчегам, принесшим спасение, и во-вторых с появлением самого первого мессии, прообраза Белого царя - Моисея. А хлеб - это символ плоти, живой плоти. Ведь, если вы помните, Моисей ребенком был положен в просмоленную корзинку и пущен по реке.

Также и у Пушкина в Сказке о царе Салтане, которую мы только что закончили с вами разбирать, царское семя (образ зерна, "хлеба" жизни) было пущено по водам, в просмоленой бочке. Зачем? Зачем был пущен в корзинке Моисей? Зачем "пускать по водам" - то есть просать в море народов - царское семя Пятой дочери? Потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его.

-3

Потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Увы, уже знаем, какая беда постигла нашу страну, когда она отвергла Бога, Царя и Отечество. И государь, и государыня знали это - и сделали свой маленький ковчег для спасения огромной Руси - в сокрытом ребенке. Но ковчег был сделан очень надежно. И Моисея не съели крокодилы. И Царь Гвидон сел царствовать, на радость людям. Ткачихи с поварихами со сватьями бабами Бабарихами думали, что избавились от царского семени. По прошествии многих дней опять найдёшь его. Уже - не многих. Читаем дальше:

3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт.
4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё.
6 Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
-4

"Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь" - это не просто изложение некоего общеизвестного факта, но и напоминание об обетованном "позднем дожде", об излитии Святого Духа. Всему свое время. Это событие многое, если не все, переменит в земной истории. И время это обетовано с приходом Предтечи - то есть того, к кому (наряду с нами) обращается Соломон. А до того интересного времени Соломон предлагает делать то, что в наших силах делать.

Интересны слова об упадшем дереве - к чему они? Тут нужно только "расшифровать" текст, и это совсем не сложно. Дело в том, что "дерево" в Писании означает (без исключений) на пророческом языке могущественного человека, правителя, иногда даже помазанника. Вспомните самый первый Псалом:

-5

"И будет он (праведник) как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет."

Но даже великие люди, великие правители и помазанники, могут пасть - будь то на север, или на юг... Вспомните пророческий сон Навухудоносора про дерево и его истолкование пророком Даниилом:

"Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле,
18 на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные,
19 это — ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твоё возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краёв земли." Даниил 4

Вот, у меня в саду в начале лета сломалась яблоня - на ветвях было много яблок, а тут пошел очень сильный дождь, подул ветер, и большой сук обломился. И остался лежать до осени - вот, собираю теперь с него плоды, яблоки дозревают даже на сломанной ветви.

К чему все это говорю? Излитие "позднего дождя" - или Духа Святого - обещано во времена Предтечи "на всякую плоть". Был и царь Саул "во пророках", когда сошел на него Дух Святой. А потом Саул отверг Бога и Его Духа - и упал. Такое, оказывается, тоже возможно. Я думаю, что указание на этот Дождь и на деревья падающие - есть предостережение всем тем людям, на которых (то есть всем - буквально "всякой плоти") изольется Дух Святой. На меня изольется. На вас изольется. На вашего соседа изольется, на алкоголика из соседнего двора изольется... Как всякий дождь - он падает везде, и на сорняки, и на картошку, и на деревья...

-6

Но многие все равно падут. Кто-то, как Саул, отвергнет эту благодать - и падет. Так и Навухудоносор пал. Но покаялся, и был восстановлен. То есть, получается, даже пасть (даже царям!) можно очень по-разному! Можно упасть на север, а можно на юг. А лучше вообще не падать. Читаем дальше:

7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
8 Если человек проживёт и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях тёмных, которых будет много: всё, что будет, — суета!

Вот она - наша главная, и такая радостная, простая, счастливая обязанность перед Богом - веселиться, то есть быть благодарным. Это, по сути, все, чего желает от нас Отец: "Великое приобретение — быть благочестивым и довольным" 1-е послание Тимофею 6:6. Враг хочет нас обескуражить, напугать, испортить нам настроение - чтобы погасить наш дух. И слишком уж часто ему это удается. Но премудрый Соломон напоминает "царственному юноше" и всем нам:

9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд.
10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета.
Помните эту песню из "Соломенной шляпки"?
Помните эту песню из "Соломенной шляпки"?

Радоваться в этом мире есть чему. Слишком часто люди под радостью подразумевают "греховную радость". Только благодарное Богу сердце умеет радоваться и быть благодарным Богу за все, даже за кажущееся малым. Вспомните прекрасные слова Окуджавы:

Гляньте, какой пейзаж кругом, а домики, а храмы!
И чистое веселье, и чистое веселье...
Я не говорю о том, я не говорю о том,
какие у нас дамы, какие у нас дамы и мадемуазели...

А неблагодарное сердце не развеселят никакие даже самые прегреховные "радости". Поэтому будем удалять печаль от сердца нашего, и уклонять злое от тела. Сколько бы нам ни было сегодня лет - в преддверии Царства мы все дети и юноши, и нам предстоит либо сломаться, как тем деревьям, либо, как праведникам, зазеленеть:

1 Псалом Давида. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые: но они — как прах, возметаемый ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 1