Московский музей «Собрание» обладает большой коллекцией механических музыкальных игрушек, шкатулок, часов и автоматонов, которые пользовались большой популярностью в XIX веке. Создание таких механических диковин началось, конечно, намного раньше. Знаменитая утка французского изобретателя Жака де Вокансона взмахивала крыльями, плескалась в искусственном пруду, ела и «переваривала» пищу. А в 1738 году Вокансон представил в Париже своего флейтиста – фигуру в рост человека, внутри которой были устроены пружины и меха, проводившие воздух в различные части механизма так, что губы автомата и его пальцы совершали естественные движения. Механизм действия флейтиста Вокансон изложил в брошюре «Le mécanisme du fluteur automate».
Знаменитый швейцарский механик Пьер Жаке-Дро (1721—1790) прославился своими интерьерными анимированными часами с поющими птицами и фонтанами, музыкальными шкатулками с поющими птицами и автоматонами-андроидами, механическими игрушками и приборами, имитирующими движения людей и животных. Он основал фирму «Jaquet Droz», которая и поныне специализируется на выпуске изысканных механических класса «люкс».
Похожая клетка с поющими птичками имеется в коллекции музея "Собрание". Все музыкальные шкатулки и автоматоны, представленные в этой подборке, можно посмотреть в действии на сайте музея в разделе "Видеоархив".
Механические часы «Певчая птичка в клетке», высота 62 см, Жаке Дро, Швейцария, около 1780 г., из коллекции музея «Собрание».
Механическая певчая птичка из посеребренной меди, высота 13,5 см, Блез Бонтем, Париж, 1880 г., из коллекции музея «Собрание».
Эта птичка, свободно стоящая на двух лапках, внешним видом и размером похожа на чёрного дрозда. Внутри корпуса, собранного на винтах из двух половин, смонтирован кулачковый механизм с одним свистком. Во время работы механизма головка птички поворачивается из стороны в сторону, клювик открывается и закрывается в такт со щебетаньем. Механизм приводится в движение пружиной.
Создатель этой редкой механической птицы, парижский мастер Блез Бонтем (1814-1893 гг.), был одним из самых известных производителей механических певчих птичек своего времени. Семейное дело продолжили его сын Шарль Жюль и внук Люсьен.
Шкатулка «Две поющие птички», высота 54 см, Блез Бонтем, Париж, 1860 г., из коллекции музея «Собрание».
Музыкальная карусель, высота 50 см, «Bornand Frères», Швейцария, около 1904 г., из коллекции музея «Собрание». В цоколе автомата находится музыкальный механизм с пружинным заводом, звуковой гребенкой и программным валиком. Механизм запускается монетой, опущенной в прорезь стойки.
Шкатулка музыкальная с программным валиком, длина 48 см, Швейцария, около 1880 г., из коллекции музея «Собрание».
В валиковых музыкальных шкатулках звук был «записан» на цилиндрах с шипами, которые приводили в действие механизм, подобный карильонам (набор колоколов определенного строя) в башенных часах городов Западной Европы, известных с XV века. Первый патент на «карильон без колокольчиков и молоточков» был выдан швейцарскому часовщику Антуану Фавру в 1796 году.
Принцип действия валиковых музыкальных шкатулок.
Серебряная позолоченная музыкальная шкатулка с эмалью и бирюзой, длина 13,5 см, Густав Магнус Окерблом, Россия, Санкт-Петербург, 1857 г., из коллекции музея «Собрание».
Автоматон в виде страуса с поющей птичкой, высота 38,5 см, J. Kurz & Co, Германия, конецXIX – начало ХХ века, из коллекции музея «Собрание».
Часы-автоматон в форме черепахи c поющей птичкой, высота 10 см, J. Kurz & Co, Германия, начало ХХ века, из коллекции музея «Собрание».
Музыкальный письменный прибор в виде рояля в серебряном позолоченном корпусе с эмалью, длина 17,8 см, Карл Рёсслер, Вена, вторая половина ХIХ века, из коллекции музея «Собрание».
Под крышкой рояля скрыты часы и две чернильницы.
Каминные музыкальные часы, высота 42,5 см, Джеймс Кокс, Лондон, 1769-1773 гг., из коллекции музея «Собрание». Часы Джеймса Кокса отделаны агатовыми панелями, за которыми находится отделение с небольшим маникюрным набором.
Музыкальная шкатулка для хранения сигар, высота 30 см, Швейцария, из коллекции музея «Собрание».
В центре основания установлена вращающаяся панель с дверцами, расписанные зимними пейзажными миниатюрами, внутри на дверцах закреплены подставки для сигар.
Музыкальная шкатулка в виде рояля в серебряном позолоченном корпусе с эмалью и драгоценными камнями, длина 17 см, Италия, середина ХХ века, из коллекции музея «Собрание».