Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Пытаются ли немцы сегодня оправдать действия своих подводников? Вопрос интересный

По крайней мере, звучит мотив, что многие из их преступлений были раздуты пропагандой противника, а на самом-то деле это было "роковое стечение обстоятельств".

Давайте посмотрим, как это выглядит на одном из немецких сайтов, посвящённых подводным лодкам.

"Когда 3 сентября 1939 года U-30 под командованием капитан-лейтенанта Фрица Юлиуса Лемпа без предупреждения потопила британский пассажирский пароход «Атения», в результате чего погибло 112 мирных жителей, в основном женщин и детей, имидж немецких подводных сил в мире стал еще более негативным, чем прежде.

Газеты выходили с кричащими заголовками. Британская:

Американцев такой масштаб потерпевших не устраивал, давай больше:

-2

Немцев этот эпизод войны никак не устраивал. Геббельсовская машина пропаганды напирала на то, что уж командиры-то немецких подлодок ошибиться никак не могут и что Германии это потопление было совсем не выгодно, а вот англичанам - весьма, недаром указывается количество американцев на борту, что ещё больше могло подвигнуть США на вступление в войну.

"Кроме того, командование подводных сил допустило ошибку, категорически отрицая произошедшее. "Никакой атаки вообще не было". Бортовой журнал лодки был сфальсифицирован, и Лемп не был привлечен к ответственности".

На самом деле фальсификация была произведена топорно, поскольку записи по расходу торпед не были изменены, на Нюрнбергском трибунале всё это всплыло. Лемп отделался допросом в Берлине и домашним арестом, во время которого должен был изучать силуэты иностранных судов. Позже, торпедировав и выведя линкор "Бархэм" из строя на 6 месяцев. он удостоился лишь Железного креста 1 степени. Рыцарский крест он получил только через 10 месяцев после "Бархэма", когда счёт отправленных на дно его торпедами и минами кораблей и судов достиг 19.

Командующий подводными силами Карл Дёниц и Фриц-Юлиус Лемп на мостике U 30 после вручения последнему Рыцарского креста
Командующий подводными силами Карл Дёниц и Фриц-Юлиус Лемп на мостике U 30 после вручения последнему Рыцарского креста

Далее пишется:

"Однако тот факт, что «Атения» была затемнена и двигалась зигзагообразным курсом — как военный корабль или вражеское грузовое судно — сегодня вообще не упоминается в большинстве книг о подводных лодках. В результате Лемп ошибочно обратил внимание на «Атению» и увидел в ней пароход с войсками или боеприпасами."

И тут же кивок в нашу сторону: "Потопление «Вильгельма Густлова» советской подводной лодкой упоминается ещё реже".

Идём дальше.

До этого (случая с "Атенией") субмарина обычно появлялась перед вражеским грузовым судном, предупреждала экипаж (не используйте радио!) и давала им время покинуть корабль, прежде чем он будет торпедирован. Однако в течение 12 месяцев война немцев отменила все международные правовые соглашения: с 20 августа 1940 года каждый корабль, независимо от национальности, выслеженный у Британских островов, мог быть потоплен без предупреждения! Тем не менее: истории о том, что немецкие подводные лодки неоднократно таранили или стреляли по спасательным шлюпкам, являются просто ложью и основаны на пропаганде союзников.

А если и было, стреляли, то без злого умысла:

"
Большая часть историй о беспомощных людях, потерпевших кораблекрушение, обстреливаемых подводными лодками, также возникла из-за того, что особенно молодые и неопытные экипажи еще не умели хорошо обращаться с тяжелыми палубными орудиями. Точность прицеливания на покачивающейся лодке (особенно в бурном море) не всегда была особенно хорошей. Снаряды и осколки, которые, конечно, предназначались для корабля, а не для спасательных шлюпок, были эффективно «раздуты» в пропагандистском плане.
Один из таких инцидентов произошел во время битвы за Конвой SC7, которая стала известна как «Ночь длинных ножей»:

Теперь первая подводная лодка, с которой «Клинтония» вступила в поединок, снова подошла и обстреляла корабль. Людям в спасательных шлюпках предстала невероятная сцена: ... пока один немец открыл огонь, другому пришлось быстро отступить, потому что в противном случае он оказался бы на линии огня. Поскольку немцы целились не очень точно, попадание получили и люди в лодках.

Другой немец - это был Кречмер на U-99. Несколько снарядов с U-123 разорвались чуть ли не в 10 метрах от его лодки, что позже Кречмер оценил в весьма нелестных выражениях по адресу артиллерийского расчёта товарищей по оружию.

"В начале войны экипажи подводных лодок даже пытались обеспечить выживших жертв припасами, морскими картами и компасом. В войне, которая велась все более жестоко с обеих сторон, с сентября 1942 года такая практика была запрещена.

Даже во время переговоров о съемках фильма «Das Boot» американская кинокомпания настаивала на сцене — не фигурирующей в романе, — в которой U-96 должна была стрелять по спасательной шлюпке. Как известно, этот фильм не снимался в США, поэтому такой сцены в нём нет. А вот в фильме «Операция в Северной Атлантике» с Х. Богартом, снятом во время войны ( Действие в Северной Атлантике,1943, Warner Bros.), естественно возникает такая пропагандистско-технически эффектная сцена с типично чопорным нацистским командиром в парадной форме (на борту подводной лодки!): «Вы, глупые американцы, мы вас уничтожим!»"

"Конечно, подводная лодка была прежде всего оружием против беспомощных жертв, но по ходу войны «беспомощные жертвы» вскоре научились управляться с установленными на палубе орудиями. Действовать по старому порядку, а значит, появиться и предупредить, было бы самоубийством для подводной лодки. Кроме того, союзники сделали все возможное, чтобы захватить или потопить все немецкие грузовые суда в мировом океане.

Тактика защищенных конвоев вскоре вынудила подводные лодки подкрадываться к своим жертвам и предпринимать скоординированные групповые атаки. Именно благодаря этой тактике сформировался имидж «серых волков». По мнению некоторых историков, обозначение «Волки» для немецких подводных лодок использовалось союзниками. основанный на тогдашнем негативном образе волков, придуманном и чуть позже принятом немецкой пропагандой как «серые волки» с немалой долей гордости. ( Кречмер, командир U-99, получил от союзников прозвище «Волк в Атлантике».)

Однако немецкая пропаганда тоже не дремала, и немцы сегодня
вынуждены отдать должное и ей.

"В ночь с 13 на 14 октября 1939 года лейтенанту Прину удалось проникнуть на U-47 в хорошо охраняемую гавань Скапа-Флоу и потопить британский линкор «Ройал Оук». Эта акция создала необходимую питательную почву для пропаганды подводного оружия, к которому до сих пор относились довольно сдержанно. Прин был возведён в статус народного героя. Погибло более 800 членов экипажа «Роял Оука».
Когда началось «великое вымирание» «серых волков» и союзники одержали верх благодаря превосходным технологиям и, казалось бы, бесконечным источникам материалов, а немецкие подводные лодки были больше озабочены тем, чтобы остаться в живых, а не атаковать вражеские конвои, каждый успех был раскручен нацистской пропагандой.

Успехи или неудачи подводного оружия были непонятны отдельному человеку. Не было ни смещающихся линий фронта, ни постоянных «тактических отступлений для перегруппировки», как в Вермахте. Немецкому пропагандистскому аппарату удалось сохранить сказку о «серых волках-победителях» практически до конца."

Ну, и далее скупая слеза по подводникам.

"Только после окончания войны драма подводных лодок стала известна во всей полноте. На море не было ни руин, ни трупов разбитых армий. Никакого «Сталинградского котла», где безумие войны стало очевидным для всех. Лишь быстро тающее масляное пятно вновь и вновь возвещало о том, что в стальной трубе только что несчастным образом утонули более 40 человек. Ни один род войск в мировой истории не имел больших потерь, чем немецкие подводные силы во Второй мировой войне.
Ушло почти 39 тысяч водителей подводных лодок.
Более 27 000 так и не вернулись.
Это более 70%!
7 из 10 молодых людей были бессмысленно «сожжены» ради якобы блага немецкого отечества!"

В конце справедливости ради отдаётся дань погибшим на атакованных подлодками судах, не забывая и о немецких моряках, потопленных союзниками на германских транспортах:
"
С другой стороны, экипажи грузовых судов союзников (и, конечно, также экипажи немецких грузовых судов против подводных лодок союзников!) были почти беспомощны перед атаками подводных лодок. Многие подводные лодки были потоплены или, по крайней мере, сдерживались палубной артиллерией грузового судна, но, как правило, одно грузовое судно было беспомощно перед подводной лодкой. При попадании торпеды – особенно в танкер – корабль часто загорался. Горящая нефть была на воде. Те, кому удавалось покинуть судно, часто погибали от огня. Даже конвой не обеспечивал полной защиты. Десятки тысяч мирных жителей, простых моряков, стали почти забытыми жертвами войны."

Что сказать в итоге - и через много десятков лет пропагандистская возня вокруг событий войны продолжается. И будет продолжаться, иначе как же готовить новые поколения к будущим войнам?

Вот кстати, статья, как союзники старались деморализовать немецких подводников:

.................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: