Найти тему
Мир Музея

Дом в Старо‑Татарской слободе

Виктор Пашкин, «Дом в Старо‑Татарской слободе» (Мир Музея, 2019. N 9. С. 41-43).

Открытый в 2018 году после почти двухлетней реконструкции Литературный музей Габдуллы Тукая в Казани явил совершенно новый образ поэта, которого называют ярчайшим бриллиантом в духовной сокровищнице татарского народа. Многое в обновлённом музее заставляет произнести слово «впервые».

Фактически целая эпоха минула с тех пор, как в 1986 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Габдуллы Тукая, в Казани в честь 100‑летия поэта был открыт тукаевский музей.

Здание Литератур­ного музея Г. Тукая.
Здание Литератур­ного музея Г. Тукая.

Общественные перемены и активные научные изыскания открывали новые грани видения «татарского Пушкина». Пополнялась тукаевская коллекция Государственного объединённого (с 2001 года — на­ционального) музея Татарстана, чьим структурным подразделением стал Литературный музей Г. Тукая. И закономерно, что через каждые 10 лет в ознаменование очередного юбилея поэта (в 1996-­м и в 2006-­м) здесь проводились реэкспозиции.

Однако в 2010‑х годах всё отчётливее стала вырисовываться необходимость кардинальной «перезагрузки» — как в свете новых аспектов тукаеведения и общественных запросов, так и на фоне развития музейных технологий. По сути, встала задача создать современный интерактивный музей, который бы позиционировал Тукая как бренд, представляющий весь татарский народ, а сам бы входил в топ культурно‑туристических объектов столицы Татарстана. А для этого наряду с поиском креативных форм в экспозиции необходимо было вдохнуть вторую жизнь в музейное здание — одно из красивейших в исторической части Казани.

Дом‑памятник требовалось полностью отреставрировать для воссоздания в нём целостного исторически сложившегося образа Старо‑Татарской слободы, неразрывно связанного с эпохой Габдуллы Тукая. Это был важный посыл в новой концепции музея, которая делала акцент именно на казанском периоде жизни поэта. В Старо‑Татарской слободе, включая улицу, которая названа в честь Тукая и на которой расположен музей, о поэте напоминает многое, и всё это звучит в информационном контексте музея. Но теперь была цель показать тукаевскую Казань во взаимосвязи конкретных экспозиционных тем с интерьером и архитектурой музейного здания — как определённый срез культуры татарского населения Казани начала ХХ столетия.

Кроме того, здание музея нуждалось в капремонте. В течение нескольких десятилетий советской эпохи в этом старинном особняке размещались коммунальные квартиры. Лишь в 1981 году дом был поставлен на охрану как объект культурного наследия регионального значения, жильцов расселили. В середине 1980‑х годов, в преддверии открытия музея, здесь прошли восстановительные работы; впоследствии ремонтировались фасады и некоторые помещения. Но ведь зданию уже больше века, происходил его дальнейший износ, создавая для музея определённые проблемы.

Ремонтно‑реставрационные работы начались в конце 2016 года. Были укреплены строительные конструкции, заменены инженерные сети, отремонтирована кровля. При этом реставраторы постарались максимально сохранить в здании материалы и технологии прошлого. По оставшимся фрагментам воссоздали аутентичные детали интерьера. Какие‑то элементы были утрачены навсегда, им нашли замену по архивным фотографиям и документам. По старинным образцам сделали витражи на окнах.

В обновлённом виде музей открылся 30 августа 2018 года — в День Республики Татарстан.

Новую экспозицию творческий коллектив Национального музея Республики Татарстан и Литературного музея Г. Тукая разрабатывал вместе с ведущими тукаеведами республики.

Отправной точкой в концепции стало то, что именно в Казани Тукай достиг своего творческого расцвета, создав почти все свои самые знаменитые произведения; здесь вышли в свет его прижизненные издания, и многие из этих раритетных книг впервые представлены музеем. В Казани поэт стал свидетелем и участником судьбоносных перемен в татарском обществе —поэтому столь важное место отведено друзьям и единомышленникам Тукая, его коллегам по перу, издателям, людям искусства, составившим цвет татарской интеллигенции в ту переломную эпоху (среди них Ф. Амирхан, Г. Кариев, Г. Камал и другие). Вспомнив о развитии музейного комплекса на малой родине Тукая — в Арском районе Татарстана — и об открытии тукаевского музея в Уральске (2006), «духовной родине поэта», можно сказать, что Литературный музей Г. Тукая, наиболее ёмко представив поэта на фоне лучезарной Казани, занял свою уникальную нишу.

Восстановленный в доме Шамиля интерьер начала ХХ века.
Восстановленный в доме Шамиля интерьер начала ХХ века.

Главный зал повествует о Тукае как о поэте‑общественнике, публицисте, певце судьбы народа. Как антитеза главному залу мыслился раздел «Любовь поэта»: здесь представлен Тукай‑лирик с его историей любви и восхищением перед театральным искусством. Но в обоих залах через вещи‑мемории, предметы эпохи, фотографии, документы тукаевская тема связывается с проблематикой татарской культуры начала ХХ века — будь то реформа образования, развитие печатного слова или становление профессионального театра.

Фрагмент раздела «Любовь поэта».
Фрагмент раздела «Любовь поэта».

Самые ценные реликвии — вещи самого Тукая, все семь предметов, оставшихся от поэта, который ушёл из жизни в неполные 27 лет, не имея ни семьи, ни собственного дома, — впервые экспонируются в полном составе: тюбетейка, в которой Тукай запечатлён на одном из своих самых известных фото, шкатулка — подарок сестре, серебряные запонки, дорожная корзина, полотенце для рук, чернильница, сувенирный стакан. Каждая из этих вещей — частица биографии поэта, а также тех, кто эту вещь сохранил, благодаря кому мы её видим в музее.

Новый музей впервые решил важную концептуальную задачу — объединил тему Тукая с собственной историей здания, при том, что к Тукаю эта история отношения не имеет. Судьба здания, прозванного в народе «домом Шамиля», слишком примечательна, чтобы оставаться вне музейной составляющей. В своём нынешнем виде дом предстал в 1903 году, когда после крупного пожара в Старо‑Татарской слободе был перестроен архитекторами Г. Рушем и Ф. Амлонгом в псевдомавританском стиле.

Антураж эпохи эффектно представлен в зале «Созвездие Тукая», где и рассказывается история дома Шамиля. В своей автобиографической повести Габдулла Тукай вспоминал, как ребёнком вместе с приёмной матерью относил в подобные богатые дома заказы и как его поражало великолепие убранства. Зал наглядно иллюстрирует европейские веяния, которые вошли в татарский быт и моду на рубеже XIX – XX веков. В «Созвездии Тукая» среди «продвинутых» вещей, бытовавших в домах зажиточных татар (граммофон, часы с боем, пианино, декорированная мебель), представлены и вещи конкретных персон — известных деятелей Р. Фахреддина, С. Максуди, А. Хасани, предметы потомков купца Апакова — первого хозяина дома, фотографии его зятя М.‑Ш. Шамиля и его супруги.

Реставраторы, распутывая «клубок» пережитых зданием перепланировок, обнаружили в стене фрагмент арки начала ХХ века, остальное воссоздали, и теперь эта арка обрамляет нишу‑раздел «Последняя весна поэта». Пол ниши выложили подлинным паркетом, частично сохранившимся в доме Шамиля.

Библиотека «Тукай­-центр», раздел Литературного музея Г. Тукая.
Библиотека «Тукай­-центр», раздел Литературного музея Г. Тукая.

Пожалуй, самый креативный раздел музея — это интерактивная библиотека «Тукай‑центр», пространство, в котором отражена современная тенденция позиционирования Тукая как фигуры планетарного звучания. В центре композиции — большой глобус с планшетом для показа мест, куда дошло слово и имя поэта — издания книг, переводы, памятники, географические названия, творческие проекты. Здесь и европейские столицы, и многообразие стран и регионов Азии, и целая россыпь российских городов и весей — от Москвы и Санкт‑Петербурга до отдалённой глубинки. Обрамляют глобус стеллажи с множеством книг, старинных и современных — настоящая книжная вселенная Габдуллы Тукая. Почти все книги, кроме самых редких и ценных, находятся в открытом доступе. В этой подборке можно проследить истоки творчества Тукая — поэзия исламского Востока, шедевры русской и европейской классики, а также влияние Тукая на литературу тюркских народов. Есть здесь и первый татарский комикс на сюжет тукаевской поэмы «Шурале»... Всему этому богатству музей во многом обязан людям, которые поддержали акцию «Подари музею книгу».

Детская площадка-­студия, оформленная по мотивам сказок Тукая.
Детская площадка-­студия, оформленная по мотивам сказок Тукая.

Свои изюминки есть и в разнообразном техническом оборудовании музея (мэппинг, электронные киоски, планшеты, робот-­гид), которое даёт более подробную информацию посетителям и создаёт эмоциональный фон.