116 подписчиков

100 лет прошло, а ... Николай Огнев "Дневник Кости Рябцева"

Да, сто лет прошло, а школу все "потрясают и сотрясают" изменения, впрочем, каждый на месте многоточия может подставить своё.

Хотите знать, почему "капустник" назвали капустником, кто такой лорд Дальтон и почему его план утопия, почему шкрабы "ничего не делают", как решить половой вопрос, нужна ли городу ссылка с деревней? Читайте книгу Николая Огнева (Михаила Розанова), опубликованную в 1927 году..

Фото автора
Фото автора

Она про время перемен, про взросление и про реформу школы. Записи из дневника относятся к 1923-1924 учебному году. Именно в двадцатые годы учителя стали шкрабами (школьными работниками), а в школы пришел Дальтон-план. "Это такая система, при которой шкрабы ничего не делают, а ученику самому приходится все узнавать. Я так, по крайней мере, понял. Уроков, как теперь, не будет, а ученикам будут даваться задания. Эти задания будут даваться на месяц, их можно готовить и в школе, и дома, а как приготовил -иди отвечать в лабораторию. Лаборатории будут вместо классов. В каждой лаборатории будет сидеть шкраб, как определённый спец по своему делу..."

И дальше: " Дело в том, что лаборатории стоят пустые. А по-настоящему надо, чтобы в каждой лаборатории был полный набор книг и пособий по данному предмету Тогда ученик может свободно распоряжаться и действительно подготавливать задания". (Просятся сравнения, но не буду). ' А теперь на ученика смотрят, как на костёр, который только разжечь, а дальше уж сам гореть будет". И в конце концов все поймут пользу Дальтон-плана. Хотя Костя бесхитростно восклицает: "Я вот до сих пор не понял".

Живым языком эпохи, наполненным просторечиями и жаргонизмами (что создаёт эффект подлинности дневника) писатель рисует новую социалистическую эпоху. Чтобы расширить границы изображаемого, писатель насыщает дневник всевозможными отступлениями (вырезка из газеты, записи из личного дневника девочки со странным именем Сильфида, стихи из стенгазеты и пр.)

Читать непросто. Пятнадцатилетний подросток от имени которого ведётся повествование, понравится не всем. У него достаточно своеобразный характер взаимоотношений с ровесниками и взрослыми. Он дитя своего бурного времени: пролетарские ребята только после Октября 17 года получили доступ к настоящему образованию, и теперь решительно заявляют о своих новых правах, данных революцией.

Фото автора
Фото автора

Поступки не всегда понятны и правильны. Костя противоречив, иногда откровенно груб и невежествен. Оценки, которые он дает окружающим и происходящему, в целом , категоричны. Иногда откровенность дневника кажется излишней. Но подкупает его искреннее желание разобраться в себе и в том, что творится вокруг. Путём проб и ошибок герой учится у главного учителя - Жизни.

Кстати, я почему-то совершенно не помню это произведение, хотя сборник "Школьные годы" выпуск 1 у меня уже давно, и остальные повести знакомы. И если бы раньше меня заинтересовала фигура главного героя, то сейчас внимание привлекли типы учителей и сама система образования.

А как вы относитесь к школьным реформам?