Увидев в интернете старую фотографию с изображением Соборной площади, я решил, что было бы здорово к юбилею города сделать снимок с той же точки.
Но для начала обратился в Мартьяновский музей, чтобы выяснить, в каком году было сделано фото и кто его автор. Мне повезло — фотография есть в фондах музея, на обороте надпись: «Соборная площадь в 1886 г.». Автором значится В.В. Федоров.
На первом плане слева можно увидеть здание, принадлежавшее купцу Смирнову, на момент съемок еще в стадии незаконченного строительства (ныне в этом здании располагается военкомат).
Следом за ним – дом Шипилиных, он был построен в 1870-х – 1880-х годах, снесён в 1985-м. Сейчас на этом месте небольшая площадка с памятником жертвам Чернобыля и других радиационных катастроф.
Далее — угловой деревянный дом, в начале 1900-х участок с этим домом купил В. Федоров, а в 1907 году на этом месте в еще недостроенном двухэтажном кирпичном доме на первом этаже был открыт кинотеатр.
Еще дальше виден двух-этажный деревянный дом Солдатовых, в котором в 1886 году останавливались путешественники-американцы – журналист Джордж Кеннан и художник Джордж Фрост. Дом был снесен всего несколько лет назад.
Вдалеке видна Троицкая церковь, построенная в 1885 году. Она была разрушена в начале 1950-х, на её месте появилась школа (ныне школа № 5).
На правой стороне фотографии угловое двухэтажное здание, выстроенное предположительно во второй половине 1870-х годов для окружного казначейства. Сегодня здесь размещаются городской отдел культуры и библиотека им. В. Яна.
Разузнав всё о старинном фото, я отправился в Спасский собор, чтобы сделать современный снимок с той же точки — ведь поначалу я был уверен, что мой предшественник более ста лет назад снимал именно со звонарни собора.
Получив разрешение и благословение, поднимаюсь по узкой лесенке, выглядываю за перила звонарни и понимаю, что ошибся — половину кадра с этой точки занимает крыша собора. Оглядевшись, прихожу к выводу, что нужная точка съемки находится на левом крыле крыши собора, и спускаюсь с колокольни.
Спрашиваю у священников, как попасть в нужное место. В ответ мне показывают металлическую лестницу, взбегающую вверх по одной из стен храма. Высоты я не боюсь, но и взбираться по подобным лесенкам в последний раз мне доводилось едва ли не в детстве. А потому поднимался я, признаюсь, с молитвой на устах. Однако вид, открывшийся с крыши собора, стоит любых переживаний.
Сделав видео- и фотосъемку, тут же отсматриваю кадры, и… снова немного не то! Провожу на глазок «баллистическую экспертизу», и по моим прикидкам выходит так, что мой предшественник-фотограф в девятнадцатом веке ради эффектного кадра забрался… на шатер колокольни! И ведь мало того, что забрался сам, так еще и свой громоздкий фотоаппарат затащил. Снимаю шляпу, если так. Но другого варианта (квадрокоптер с учетом эпохи не в счёт) я не вижу. Спасибо, Василий Васильевич, за замечательную фотографию!
Но, как мне кажется, сегодня нам бы не пришлось краснеть перед предками за родной город. После реставрации Минусинск дивно похорошел. И в свои 200 лет выглядит одновременно и по-купечески солидно, и по-дворянски элегантно.
С юбилеем, любимый город!
Евгений ДАШКЕВИЧ, главный редактор газеты «Власть труда»
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №33 (18.636) от 17.08.2023