Встречаем мужей, за плечами которых трудное детство под звуки гамм для фортепиано и прочих клавишных.
***
Лето заканчивается (!!!), масса хлопот, вот и не получается запустить в прокат окончание сериала "Самые узнаваемые гитаристы" (третий сезон). Этих "самых" целая толпа в очереди, и каждый норовит попасть в мою заметку.
К счастью, великих рок-клавишников меньше. Насчитал человек тридцать, легко составил первую десятку.
Получился список лучших пианистов-органистов эпохи развитой рок-музыки. Исключение - пятидесятник Джерри Ли Льюис. Главный критерий - все тот же: свой стиль, манера игры, звук. Самые узнаваемые клавишники - хоть ночью разбуди, "назову имена, пароли, явки".
В списке - одни мужики. Для великой Джони Митчелл одного инструмента маловато будет, другим девчонкам типа Тори Амос еще расти и расти до узнаваемости в наших ушах.
Опробую новую схему авторского рейтинга - с раздачей призовых мест. Итак, встречаем мужей, за плечами которых трудное детство под звуки гамм для фортепиано и прочих клавишных.
10. Майкл Пиндер (Michael Pinder)
Человек-мелотрон, основатель и постоянный клавишник группы The Moody Blues с первого альбома Go Now (1965) по "Октаву" (1978).
Душа "Муди Блюз". Тот самый парень, кто вместе с гитаристом Джастином Хейвордом создал и закрепил в памяти миллионов неповторимый образ, явивший себя в полный рост в начале 70-х на волне успеха альбомов A Question Of Balance (1970) и Every Good Boy Deserves Favour (1971). Кстати, автор Melancholy Man, одной из самых памятных песен этой группы.
Ключевая пластинка - Seventh Sojourn ("Седьмое пребывание", 1972), восьмой альбом "Мудиз" и седьмой для состава музыкантов, участвовавших в записи. На мой вкус - одна из вершин творчества группы и лично Майкла Пиндера.
Когда-то в середине 60-х Майк купил свои первые электромеханические клавиши - подержанный мелотрон, предок современных сэмплеров, созданный для имитации разных инструментов и даже целых струнных ансамблей. Пиндер подошел к процессу творчески: стер записанные на пленки, встроенные в мелотрон, спецэффекты (свистки и гудки поездов, кукареканье и прочую чушь), удвоил записи струнных секций. Получился ровный и, одновременно, гармоничный "ансамблевый звук", который прекрасно подошел под фоновое оформление новых творений The Moody Blues. Находку сразу пустили в дело - первая песня Love And Beauty (автор - Майкл Пиндер) с мелотроном была записана в 1967 году. Пиндер познакомил с новинкой своего друга Джона Леннона, и вскоре инструмент зазвучал в битловской Strawberry Fields Forever.
В 1972 году во время создания Seventh Sojourn Пиндер использовал клавиши Chamberlin - предшественник мелотрона, который имел схожий набор возможностей, но был менее прихотлив в концертно-студийном быту. Именно звук Chamberlin, плюс мастерство и концентрация на тембральных нюансах гитариста Хейворда, плюс набор первоклассных песен (восемь шедевров - ни одного проходного номера!) помогли Seventh Sojourn пять недель стоять во главе штатовского хит-парада и превратили эту пластинку в один из редчайших примеров идеального альбома.
Благодаря Майклу Пиндеру "мелотронные" клавиши стали фирменным знаком целой музыкальной эпохи.
9. Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis)
Поколение спустя на сцену выйдут Кит Эмерсон и Элтон Джон, но основы образцово-показательного рок-хулиганства во время концертов были придуманы Джерри Ли задолго до них. Это он ввел в моду 50-х игру ногами и другими частями тела на клавишах.
Музыкантом Джерри Ли был отменным: пел не хуже Элвиса, ну а играл так, что среди участников рок-цирка ему до сих пор нет равных. Его исполнительскую манеру и звук "миллиона молоточков, бьющих в одну точку", не спутать ни с кем. Первый симпатичный дикарь рок-н-ролла.
8. Matthew Fisher/ Gary Brooker
Славу и всемирную узнаваемость Метью Фишеру принесли первые три альбома группы Procol Harum и орган Хэмонда в песне A Whiter Shade Of Pale (1967), пианисту Гэри Брукеру - почти все альбомы PH, даже не буду выделять свои любимые (A Salty Dog, Grand Hotel, Exotic Birds And Fruit, Procol's Ninth), авторство музыки (и вокал, но речь не о нем) A Whiter Shade Of Pale, великой песни с "искрой Баха внутри".
Фишер и Брукер - две стороны золотой медали под названием Procol Harum. Органист Крис Коппинг (заменил Фишера в 1971 году) тоже очень хорош, но он сразу попал на вторые роли.
Фирменный стиль группы сформировали фано (Брукер) и орган (Фишер). Периодически, особенно в альбомах Home (1970) и Broken Barricades (1971), перетянуть одеяло пытался гитарист Робин Тра(о)уер, но в итоге майка лидера навсегда осталась у Гэри Брукера. Трауер покинул группу после "Баррикад", Фишер - на два альбома раньше.
Несмотря на все перипетии, именно Фишер остается ответственным за главную составляющую узнаваемости A Whiter Shade Of Pale, одной из самых влиятельных песен в истории рока.
Орган Хаммонда (модель Hammond M-102) из "Бледнее бледного" в руках Фишера звучит потрясающе, ну как... саксофон Алексея Могилевского в "Гудбай, Америка" ("Наутилус"). В чистом виде вселенская скорбь-ностальгия по несбывшимся мечтам-желаниям, по чужой завидной судьбе, которой никогда не стать твоей собственностью.
7. Грег Оллмен (Gregg Allman)
Что слушать: все пластинки The Allman Brothers Band имеют значение, Грэг есть везде + его сольное творчество. Ключевые альбомы - At Fillmore East (1971), Eat a Peach (1972), Brothers and Sisters (1973) и потрясающий концертник The Gregg Allman Tour (1974) с участием гостевой поддержки команды Cowboy.
Для меня вопрос: можно ли назвать "слабой" хоть одну пластинку TABB? Неважно, студийную или "живую", вплоть до мощного Hittin' the Note (2003), 12-го и последнего альбома этой замечательной команды.
Грег прекрасный композитор, автор песен, выдающийся блюз-рок певец, и своего величия парень достиг, объединив все это с виртуозным владением клавишными инструментами. TABB невозможно представить без органа и фано братишки Грега, и чтобы прочувствовать этот важнейший момент всеобщей музыкальной истории, предлагаю освежить в памяти Stormy Monday с альбома At Fillmore East.
Прозрачная органная фактура напоминает сказку о живой воде (человек слушает и оживает) и просто воду, которая тихо и спокойно заполняет все пространство вокруг. Для органа Грега Оллмена нет пределов и преград.
6. Кен Хенсли (Ken Hensley)
Что слушать: весь Uriah Heep с участием Хенсли. Ключевые альбомы: Look At Yourself (1971), Demons And Wizards (1972), The Magician's Birthday (1972). Любимая песня с клавишами и голосом Хенсли - Rain.
Что касается July Morning… В противовес сиропному пафосу минимуга Манфреда Манна, с легкой руки продюсера Джерри Брона загостившегося в этой композиции, предпочитаю концертную Хаммонд-версию с альбома Uriah Heep Live (1973). Авторский талант клавишника Кена Хенсли в полную мужскую силу! И не надо нам сладостей, вредно для здоровья.
5. Рэй Манзарек (Ray Manzarek)
Что слушать: все альбомы The Doors, сольные пластинки - The Whole Thing Started With Rock & Roll Now It's Out Of Control и The Golden Scarab (1974), амбициозный и не менее интересный альбом Carmina Burana (1983) и Love Her Madly (2006).
В случае с "Дорз" и Манзареком у каждого свои "ключевые моменты". Мои - это The Crystal Ship и другие вещи с первого альбома, When The Music's Over, Waiting for the Sun, Queen of the Highway, L.A. Woman, Riders on the Storm и еще дюжина песен. По меркам рока, Манзарек - великий исполнитель и композитор с моментально узнаваемым стилем и звуком, и этому наследию не грозит забвение и переменчивая мода музыкальных эпох.
4. Рик Уэйкман (Rick Wakeman)
Что слушать: альбомы групп Strawbs и Yes, сольньники The Six Wives Of Henry VIII (1973), Journey To The Centre Of The Earth (1974), The Myths And Legends Of King Arthur... (1975), No Earthly Connection (1976), альбом Anderson Bruford Wakeman Howe (1989) с коллегами по группе Yes.
Мелотрон Рика Уэйкмана в Space Oddity (1969) Дэвида Боуи - тот самый случай, когда один инструмент может превратить песню в яркий фрагмент большой музыкальной истории.
Ключевые моменты: вершина арт-рока, идеальный альбом Close To The Edge (1972) и сочный концертник Just A Collection Of Antiques And Curios (Live At The Queen Elizabeth Hall, 1970) группы Strawbs. Ответ на вопрос "Где мечты твоей юности?" Уэйкман знал уже в 1970 -м, на заре своей блистательной карьеры.
3. Джон Лорд (Jon Lord)
Что слушать: весь Deep Purple с его участием и сольные проекты Лорда.
Самый узнаваемый и любимый клавишник в наших отечествах. Народный артист РФ и СССР. В других представлениях Джон Лорд не нуждается.
2. Кит Эмерсон (Keith Emerson), по-народному - Кейт Эмерсон
Что слушать: все пластинки группы The Nice и супер-трио Emerson, Lake & Palmer, концертные бутлеги и выступления EL&P вплоть до самых последних их дней. Апофеоз творчества EL&P - шесть альбомов (1970-74), включающих два концертника, в т.ч. "Картинки с выставки".
Самый техничный, скоростной, предприимчивый и энергичный рок-клавишник. Создатель настоящего цирка на концертной арене. Кит спускался с потолка вверх ногами, сидя за фальшивым пианино (пустым внутри, один корпус) и делая вид, что играет, хотя это была цирковая пантомима. С энтузиазмом пьяного грузчика ворочал на сцене орган Хаммонда, скакал на инструменте, извергал адские звуки, заодно метал ножи, используя мишень, прикрепленную перед колонками. И т.д., и т.п.
Несмотря на трюкачество, Кит оставался великим музыкантом. От показного сумасшествия Эмерсон тут же переходил к своим фирменным виртуозным и очень приятным на слух "токкатам".
На сцене и в студии использовал все известные на момент расцвета EL&P клавиши, включая самопальный концертный Monster Moog весом в 250 кг, площадью 5 кв. метров, с километрами проводов и осциллографом на верху конструкции. Дальше - больше. Эмерсон купил синтезатор Yamaha GX1 весом около 300 кг. Говорят, эта "Ямахи" стоила в районе 60 тыс баксов - огромные деньги по тем временам, на которые можно было купить полтора десятка новых авто.
В 1971 году Кит Эмерсон и его супер-трио выпустили концертник "Картинки с выставки", вернули великого Мусоргского на родину. В то время отношение к классике среди молодежных масс первой социалистической страны мира было ниже плинтуса. Знакомство в начале 70-х с пластинкой Pictures At An Exhibition пробуждало великодержавную гордость, замешанную на чувстве благодарности группе Emerson, Lake & Palmer.
Пора ставить памятник на псковской земле (родина Модеста Петровича) с надписью: "Киту Эмерсону, пропагандисту русской классики, от благодарных потомков Мусоргского".
1. Гарт Хадсон (Garth Hudson)
Что слушать: группа The Band - все студийные и "живые" альбомы, включая бутлеги, два экспериментальных, очень интересных сольника Хадсона (1980, 2001), его записи в качестве сессионного музыканта.
The Band - самая народная группа в истории рока и, одновременно, коллектив неземного происхождения. Это когда в 60-70-е вокруг нет битлов, роллингов и прочих столпов, "а есть одна команда под простецким названием, затеряться легко" (авторская самоцитата). Оркестр живой музыки без оглядок на кого либо.
Такой же и клавишник "Бэнда" Гарт Хадсон - и самый народный, и вполне неземной. Последний из великих могикан.
Что, где, как и почему - подробно описано здесь: РОК-клавишник номер ОДИН
Самые узнаваемые клавишники рока. Часть 2
Самые узнаваемые гитаристы. Часть 1. Джентльменский набор
Самые узнаваемые гитаристы. Часть 2. Последние из гигантов
The BAND: вечно живая суть народного рока
Гудбай-привет, Америка! Саксофон в рок-песнях. Лучшее
Робби Робертсон, 1943 - 2023. Большая утрата
Лето. Отдых. Сериалы