Найти тему

🔥 Птица в перьях и другие блюда банкета 17 века. Рассматриваем.

Как это бывает обычно у меня, дорогие читатели, искала совсем другое, но нашла эту картину, и через час поймала себя на том что я все еще сижу и рассматриваю ее детали.

Это просто подарок, когда попадается хорошая репродукция в высоком разрешении, которую можно увеличить и подробно рассмотреть.

Сколько деталей чужого, и давно забытого быта внезапно открывается!

Сегодня предлагаю их рассмотреть на картине голландского художника 17 века Бартоломеуса ван дер Хелста (ок. 1613-1670 гг.) искусство которого нравилось современникам даже больше искусства Рембрандта.

Картина называется Банкет гражданской гвардии Амстердама в честь Мюнстерского мира (1648 г.)

Я уже писала как-то, что в Голландии того периода были популярны коллективные портреты:

В данном случае перед нами один из таких портретов, которого, помимо мастерства художника отличают еще и размеры - в оригинале это огромное полотно, которое долго соперничало по популярности со знаменитым Ночным Дозором Рембрандта, имеет ширину 2,3 и длину - 5, 5 метров (с копейками).

Все изображенные лица хорошо известны, но нам они сегодня совершенно не нужны.

Мы сегодня рассмотрим не лица, а вещи, элементы быта, которые изображены на картине, ибо они весьма интересны, хотя рассказать вам о них развернуто я не в состоянии - я не специалист по быту и костюмам 17 века.

Но это не значит, что мы не можем с вами вместе посмотреть интересное и не поцокать языками от восхищения))

Раз у нас банкет - давайте посмотрим на стол.

Начнем с посуды.

А именно - с бокалов и кубков из которых участники банкета пьют вино.

-2

Первое, что бросается в глаза - все действующие лица - 24 мужчины и одна женщина, делятся как бы на три группы.

  • Это прислуга (подозреваю, что из прислуги в кадр попала только женщина - ну кто в здравом уме будет оплачивать на эпическом полотне физиономии лакеев?)
  • Это важные и уважаемые господа - они сидят за столом.
  • И это простые смертные гвардейцы, которым на банкете стульев не поставили.
-3

Впечатление, что посуду, из которой они собираются пить, каждый принес с собой свою - ну как раньше носили собственную ложку за голенищем.

Потому что она вся разная. Ну или такими вопросами тогда просто не заморачивались. Хотя верится в это слабо.

На 25 человек я насчитала 9 сосудов.

Из них 2 - оригинальные и страшно дорогие кубки, явно только для торжественных случаев

1. полностью из серебра:

-4

2. Из стекла и позолоченного серебра. Странной формы - как будто стакан поставили в подстаканник, сильно смахивающий на подсвечник:

-5

Остальное - видимо, более дешевый ширпотреб, которого я насчитала 3 вида. Собственно, все они представлены на первых двух иллюстрациях со стеклом.

На картине больше всего бокалов первого образца - с пупырчатой ножкой. Их 3. Остальные присутствуют по 2 штуки.

Как-то маловато на 25, пусть даже на 24 человека пирующих.

Понятно, что художник писал не сервировку стола, но так же понятно, что он писал с натуры. Впечатление, что наливали далеко не всем...

Чем и из чего едят участники банкета?

Здесь мы видим интересное.

-6

На столе блюда поданы на серебряных подносах. А опять - таки, некоторые участники застолья снабжены серебряными тарелками.

-7

Тарелки, видимо, играют роль мини - подносов. На них забирают приглянувшееся блюдо, чтобы не есть в общей толчее.

Есть, однако, тоже получается не у всех. Тарелок мало, а едоков - еще меньше.

Те же, кто все-таки добрался до питания, в качестве инструмента используют нож.

Только нож. Никаких ложек (супов нет) или вилок.

Тарелка, острый нож и собственная пятерня - вот и все, что было нужно для принятия пищи, даже на торжественном застолье:
-8

Причем, вид у ножей таков, что они, видимо, специально для этого и предназначены - это особые обеденные ножи. И они у всех разные. Опять впечатление, что каждый пришел со своим)

-9

Вилка у нас только одна - двузубая. И она не для еды, а для удобного разделывания блюда - на той стадии, когда оно находится на общем подносе:

-10

Блюда на столе напоминают видом и количеством знаменитые рассказы о праздниках, которые европейцы отмечают чипсами и орешками:

Самый счастливый персонаж сидит на переднем плане - он урвал кусок хлеба и рульку:

-11

У остальных есть:

апельсины,

булочки,

оливки,

жареная птица весьма странного вида - впечатление, что при жизни у нее было слишком много ног:

-12

Пирог, который, может быть и не пирог - его не разрезают обычным для нас способом, а что-то выковыривают изнутри. Причем, выковыривающий открыв рот смотрит куда-то в сторону, ясным взором, но если проследить линию его взгляда - там ничего нет:

-13

Просто, делает вид, что сильно занят и не замечает протянутой к нему тарелки...)

Но самое главное, царское блюдо, находится не на столе - а над головами пирующих. Подозреваю, что служанка введена в композицию, только ради вот этого гордого выноса:

-14

Вы можете эту птицу опознать?

У меня нет версий.
И нет версий, как это блюдо готовили и как его ели.
Как, к примеру, делалось чучело птицы в перьях? Может это сырая птица - для декора?
Как ее ставили в такую позу, чтобы голова и крылья не падали?
Если это приготовленная птица, к примеру, ее запекли - то как ее ели, и ели ли вообще такое?

Наши художники любят рисовать лебедей, которых вот примерно так же, в перьях, подавали на Руси к царскому столу - там те же самые вопросы...

Но, опять - таки, еда досталась не всем. Некоторые хвалятся рулькой, а некоторые, с весьма несчастным видом стоят по углам:

-15

У центрального персонажа на лице отчаяние - он понял, что его кормить не собираются! А парень рядом, готовится упасть в голодный обморок.

Что еще интересное привлекло мое внимание на картине?

Ну... вот, например, шортики с золотой каемочкой у счастливца с рулькой.

Я не припомнила ни одних штанишек подобного вида на картинах 17 века. Это именно шорты:

-16

А еще, на первом плане, у нас прекрасная выставка мужской обуви середины 17 века.

Туфли с бантиками и сапоги с раструбами, украшенные кружевами и на каблуках. Я думала, что это это ботфорты - нет. Ботфорты появились только в 18 веке.

На последнем фрагменте обратите внимание на чулочки с узорами.

Как, все-таки меняется мода. И ведь никому не приходило в голову сомневаться в мужественности этих персонажей с бантиками и в розовых чулочках. Наверное, потому, что они носили оружие, и не задумывались слишком долго, перед тем, как пустить его в дело.

Прошу полюбоваться.

Листайте:

В общем-то на сегодня у меня все.

Мы с вами прикоснулись к торжественному застолью 17 века, в котором, по всей видимости, главным было общение и чувство единства. А ели все дома.

Надеюсь, вам было интересно.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого справа на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.