Яркий персонаж немецкой истории, кумир Наполеона и Гитлера - Фридрих II был неординарной и многосторонней личностью. Он создал образцовую армию, и благодаря своим военным походам вдвое увеличил территорию Пруссии. При этом он отличился личной храбростью в бою и талантами военного теоретика и стратега.
Он оставил о себе память и как реформатор, отменивший пытки и цензуру, сделавший суд более демократическим и приучившим немцев есть то, что "не едят даже собаки", то есть картошку.
Фридрих Великий считал охоту проявлением жестокости, избегал женского общества и был убеждённым масоном. При всём этом он мечтал сделать Пруссию центром наук и искусств, увлекался философией, писал стихи и оперные либретто, а также коллекционировал живопись.
Но больше всего он любил музыку и свою флейту.
Двадцать четыре флейты короля
Фридрих II взошёл на престол в 1740 году после смерти своего отца - Фридриха Вильгельма I, который презирал сына за его страсть к искусству и литературе и выбивал из него эти склонности всеми способами, включая кнут.
Однако это имело, скорее, обратный эффект, и первое, что сделал Фридрих II после того, как надел корону - пополнил свою придворную капеллу самыми лучшими немецкими музыкантами и начал строительство оперного театра в Берлине. Теперь это Берлинская государственная опера.
Главной фигурой придворной капеллы Фридриха Великого стал Иоганн Иоахим Кванц - знаменитый флейтист и композитор. Он был личным учителем короля, солистом его капеллы, сочинителем флейтового репертуара и изготовителем флейт. В этом качестве он прослужил при дворе долгие годы - до конца своих дней.
Кстати, Кванц впервые стал давать уроки Фридриху ещё в ту пору, когда тот был шестнадцатилетним принцем. Правда, эти занятия проходили крайне редко и втайне от отца-короля. Легенда гласит, что однажды Кванцу пришлось пережидать его внезапное появление в шкафу.
Кванц приобрёл в лице короля одарённого, дисциплинированного и очень старательного ученика. Фридрих посвящал флейте не менее 2-3-х часов ежедневно. Просыпаясь в 4 часа утра (или в 5 зимой), он сразу же брался за флейту, потом возвращался к ней после обеда и заканчивал свой день упражнениями в композиции. Даже в военных походах он не расставался с флейтой. А когда они затягивались, он вызывал на фронт музыкантов своей капеллы, чтобы было кому аккомпанировать.
Речь идёт не о какой-то одной флейте, у короля их было больше двадцати. До нас дошло восемь: две из слоновой кости, одна из янтаря с золотыми клапанами, четыре из чёрного дерева, изготовленные Кванцем и одна из самшита работы потсдамского мастера Фридриха Кирста. Фридрих хотел, чтобы в его коллекции были флейты с разным звучанием, чтобы использовать каждую из них в соответствии с характером музыки.
Великий король, достойный флейтист
Многие из тех, кто слышали его флейту, говорили, что он играл не "как король" и не как дилетант, а даже лучше, чем многие профессионалы.
Особенно ему удавалась медленная и меланхолическая музыка. Но и в быстрых пассажах его флейта звучала легко и полётно. Не обходилось, конечно, и без критики со стороны особенно пристрастных ценителей, особенно по поводу ритма и дыхания.
В своём новом любимом потсдамском дворце Сан-Суси Фридрих Великий устраивал вечерние домашние концерты, где часто выступал в качестве солиста, исполняя музыку, написанную или им самим, или Кванцем. К этим выступлениям он готовился очень серьёзно, играл упражнения по специальному сборнику, репетировал программу.
Конечно, бурные аплодисменты присутствующих и слёзы растроганных фрейлин были ему, как королю, гарантированы, но сам он ориентировался на реакцию своего строгого учителя, отмечавшего каждую ошибку тактичным покашливанием. «Мы не должны допустить, чтобы кашель Кванца обострился», - самокритично говорил Фридрих своему аккомпаниатору, который старался замаскировать фальшивые ноты короля.
Бах, отец Баха
Кстати, этим аккомпаниатором был сын (и ученик) Баха Карл Филипп Эммануэль - придворный клавесинист Фридриха II. Он тоже сочинял для Фридриха флейтовые сонаты. И тут стоит отклониться немного в сторону, чтобы рассказать о встрече Фридриха Великого с великим Бахом.
Имя Иоганна Себастьяна Баха - лейпцигского музикдиректора, кантора школы Святого Фомы и мастера полифонии - было хорошо известно королю, и в 1747 году он передал ему через сына приглашение посетить его в Потсдаме.
Это было общение двух музыкантов. Фридрих показал Баху свои инструменты (целую коллекцию клавесинов и фортепиано) и попросил его сымпровизировать трёхголосную фугу на довольно сложную мелодию собственного сочинения. Его просьба была выполнена немедленно и с блеском к изумлению всех присутствующих, включая короля.
Вернувшись в Лейпциг, Бах продолжил разработку "королевской темы" и спустя несколько месяцев закончил целый сборник головоломных полифонических ребусов - фуг и канонов, а также одну трио-сонату для флейты.
Всё это чрезвычайно хитроумное и загадочное музыкальное сооружение сопровождалось не менее сложными словесными конструкциями, выражавшими преклонение перед королём. Этот труд он озаглавил так "Музыкальное приношение Его Королевскому Величеству в Пруссии". Бах издал его на свои деньги в количестве 200 экземпляров и отправил один Фридриху II.
Музыка короля
Под руководством Кванца Фридрих написал довольно много музыки для флейты: больше ста сонат и четыре концерта для флейты и струнных. Это вполне профессионально сделанная и мелодичная музыка, довольно сложная технически, что говорит о высоком уровне владения инструментом. Она и сейчас входит в репертуар флейтистов.
Правда, Фридрих не всегда выписывал нотный текст полностью. Обычно он ограничивался тем, что писал мелодию и вкратце объяснял на словах, что должно быть в басу. До законченного облика партитуру доводили другие: Кванц или Иоганн Агрикола - ученик Иоганна Себастьяна Баха, который служил при дворе короля с 1750 года.
Но вот эту небольшую симфонию ре мажор Фридрих написал сам до последней ноты. Она была создана в 1743 году. Когда король показал её Кванцу, тот нашёл её абсолютно совершенной.
Здесь очень духоподъёмная и яркая первая часть этой симфонии.
Сочиняя музыку, Фридрих ориентировался на три самых важных, по его мнению, критерия: выразительная мелодия, пропорциональная, стройная форма и глубокое чувство. Всему этому вполне соответствует Соната для флейты си минор.
Её первая часть выдержана в галантном пасторальном стиле, в жанре сицилианы. Трудно представить себе, что эта музыка написана отважным воином, под которым были убиты в бою несколько лошадей.
На иллюстрации к этому ролику (картина Адольфа Менцеля "Флейтовый концерт Фридриха Великого в Сан-Суси") можно рассмотреть всех главных фигур его капеллы. За клавесином сидит Карл Филипп Эммануэль Бах, в правом углу внимательно слушает стоя Иоганн Кванц, левее от него - со скрипкой - капельмейстер, чешский композитор и скрипач Франтишек Бенда. .
А здесь вторая часть той же сонаты - Allegretto (переводится с итальянского как "оживлённо") с прелестной типично флейтовой мелодией, украшенной изящными пассажами.
В флейтовую историю Фридриха Великого вмешалась Семилетняя война (1757-1763). С неё король вернулся без передних зубов и с искалеченными подагрой пальцами. Он перестал сочинять и играл всё реже. Пока, наконец, в 1779 году не закрыл футляр своей любимой флейты навсегда. При этом он сказал своему придворному капельмейстеру: «Мой дорогой Бенда, я утратил моего лучшего друга».
Ещё о флейте 👇