Найти тему
культшпаргалка

Какую музыку сочинял Фридрих Великий - король Пруссии

Оглавление
Вильгельм Кампхаузен. Портрет Фридриха Великого (фрагмент). 1870 г.
Вильгельм Кампхаузен. Портрет Фридриха Великого (фрагмент). 1870 г.

Яркий персонаж немецкой истории, кумир Наполеона и Гитлера - Фридрих II был неординарной и многосторонней личностью. Он создал образцовую армию, и благодаря своим военным походам вдвое увеличил территорию Пруссии. При этом он отличился личной храбростью в бою и талантами военного теоретика и стратега.

Карл Рёхлинг. "Фридрих Великий в битве при Цорндорфе". 1904 г.
Карл Рёхлинг. "Фридрих Великий в битве при Цорндорфе". 1904 г.

Он оставил о себе память и как реформатор, отменивший пытки и цензуру, сделавший суд более демократическим и приучившим немцев есть то, что "не едят даже собаки", то есть картошку.

Фридрих Великий считал охоту проявлением жестокости, избегал женского общества и был убеждённым масоном. При всём этом он мечтал сделать Пруссию центром наук и искусств, увлекался философией, писал стихи и оперные либретто, а также коллекционировал живопись.

Но больше всего он любил музыку и свою флейту.

Двадцать четыре флейты короля

Фридрих II взошёл на престол в 1740 году после смерти своего отца - Фридриха Вильгельма I, который презирал сына за его страсть к искусству и литературе и выбивал из него эти склонности всеми способами, включая кнут.

Однако это имело, скорее, обратный эффект, и первое, что сделал Фридрих II после того, как надел корону - пополнил свою придворную капеллу самыми лучшими немецкими музыкантами и начал строительство оперного театра в Берлине. Теперь это Берлинская государственная опера.

Надпись на фронтоне здания оперного театра на улице Унтер-ден-Линден гласит: «Fridericus rex apollini et musis» - "Король Фридрих Аполлону и музам".
Надпись на фронтоне здания оперного театра на улице Унтер-ден-Линден гласит: «Fridericus rex apollini et musis» - "Король Фридрих Аполлону и музам".

Главной фигурой придворной капеллы Фридриха Великого стал Иоганн Иоахим Кванц - знаменитый флейтист и композитор. Он был личным учителем короля, солистом его капеллы, сочинителем флейтового репертуара и изготовителем флейт. В этом качестве он прослужил при дворе долгие годы - до конца своих дней.

Кстати, Кванц впервые стал давать уроки Фридриху ещё в ту пору, когда тот был шестнадцатилетним принцем. Правда, эти занятия проходили крайне редко и втайне от отца-короля. Легенда гласит, что однажды Кванцу пришлось пережидать его внезапное появление в шкафу.
И.Ф.Герхард. Портрет Иоганна Кванца. 1735 г.
И.Ф.Герхард. Портрет Иоганна Кванца. 1735 г.

Кванц приобрёл в лице короля одарённого, дисциплинированного и очень старательного ученика. Фридрих посвящал флейте не менее 2-3-х часов ежедневно. Просыпаясь в 4 часа утра (или в 5 зимой), он сразу же брался за флейту, потом возвращался к ней после обеда и заканчивал свой день упражнениями в композиции. Даже в военных походах он не расставался с флейтой. А когда они затягивались, он вызывал на фронт музыкантов своей капеллы, чтобы было кому аккомпанировать.

Речь идёт не о какой-то одной флейте, у короля их было больше двадцати. До нас дошло восемь: две из слоновой кости, одна из янтаря с золотыми клапанами, четыре из чёрного дерева, изготовленные Кванцем и одна из самшита работы потсдамского мастера Фридриха Кирста. Фридрих хотел, чтобы в его коллекции были флейты с разным звучанием, чтобы использовать каждую из них в соответствии с характером музыки.

Великий король, достойный флейтист

Многие из тех, кто слышали его флейту, говорили, что он играл не "как король" и не как дилетант, а даже лучше, чем многие профессионалы.

Особенно ему удавалась медленная и меланхолическая музыка. Но и в быстрых пассажах его флейта звучала легко и полётно. Не обходилось, конечно, и без критики со стороны особенно пристрастных ценителей, особенно по поводу ритма и дыхания.

В своём новом любимом потсдамском дворце Сан-Суси Фридрих Великий устраивал вечерние домашние концерты, где часто выступал в качестве солиста, исполняя музыку, написанную или им самим, или Кванцем. К этим выступлениям он готовился очень серьёзно, играл упражнения по специальному сборнику, репетировал программу.

Фридрих Великий играет на флейте. Иллюстрация Карла Рёхлинга. 1900 г.
Фридрих Великий играет на флейте. Иллюстрация Карла Рёхлинга. 1900 г.

Конечно, бурные аплодисменты присутствующих и слёзы растроганных фрейлин были ему, как королю, гарантированы, но сам он ориентировался на реакцию своего строгого учителя, отмечавшего каждую ошибку тактичным покашливанием. «Мы не должны допустить, чтобы кашель Кванца обострился», - самокритично говорил Фридрих своему аккомпаниатору, который старался замаскировать фальшивые ноты короля.

Бах, отец Баха

Кстати, этим аккомпаниатором был сын (и ученик) Баха Карл Филипп Эммануэль - придворный клавесинист Фридриха II. Он тоже сочинял для Фридриха флейтовые сонаты. И тут стоит отклониться немного в сторону, чтобы рассказать о встрече Фридриха Великого с великим Бахом.

Имя Иоганна Себастьяна Баха - лейпцигского музикдиректора, кантора школы Святого Фомы и мастера полифонии - было хорошо известно королю, и в 1747 году он передал ему через сына приглашение посетить его в Потсдаме.

Это было общение двух музыкантов. Фридрих показал Баху свои инструменты (целую коллекцию клавесинов и фортепиано) и попросил его сымпровизировать трёхголосную фугу на довольно сложную мелодию собственного сочинения. Его просьба была выполнена немедленно и с блеском к изумлению всех присутствующих, включая короля.

Герман Каульбах. "Иоганн Бах за органом в Сан-Суси в присутствии Фридриха Великого и королевской семьи 7 мая 1747 года". 1875 г.
Герман Каульбах. "Иоганн Бах за органом в Сан-Суси в присутствии Фридриха Великого и королевской семьи 7 мая 1747 года". 1875 г.

Вернувшись в Лейпциг, Бах продолжил разработку "королевской темы" и спустя несколько месяцев закончил целый сборник головоломных полифонических ребусов - фуг и канонов, а также одну трио-сонату для флейты.

Всё это чрезвычайно хитроумное и загадочное музыкальное сооружение сопровождалось не менее сложными словесными конструкциями, выражавшими преклонение перед королём. Этот труд он озаглавил так "Музыкальное приношение Его Королевскому Величеству в Пруссии". Бах издал его на свои деньги в количестве 200 экземпляров и отправил один Фридриху II.

Музыка короля

Под руководством Кванца Фридрих написал довольно много музыки для флейты: больше ста сонат и четыре концерта для флейты и струнных. Это вполне профессионально сделанная и мелодичная музыка, довольно сложная технически, что говорит о высоком уровне владения инструментом. Она и сейчас входит в репертуар флейтистов.

Правда, Фридрих не всегда выписывал нотный текст полностью. Обычно он ограничивался тем, что писал мелодию и вкратце объяснял на словах, что должно быть в басу. До законченного облика партитуру доводили другие: Кванц или Иоганн Агрикола - ученик Иоганна Себастьяна Баха, который служил при дворе короля с 1750 года.

Но вот эту небольшую симфонию ре мажор Фридрих написал сам до последней ноты. Она была создана в 1743 году. Когда король показал её Кванцу, тот нашёл её абсолютно совершенной.

Здесь очень духоподъёмная и яркая первая часть этой симфонии.

Сочиняя музыку, Фридрих ориентировался на три самых важных, по его мнению, критерия: выразительная мелодия, пропорциональная, стройная форма и глубокое чувство. Всему этому вполне соответствует Соната для флейты си минор.

Её первая часть выдержана в галантном пасторальном стиле, в жанре сицилианы. Трудно представить себе, что эта музыка написана отважным воином, под которым были убиты в бою несколько лошадей.

На иллюстрации к этому ролику (картина Адольфа Менцеля "Флейтовый концерт Фридриха Великого в Сан-Суси") можно рассмотреть всех главных фигур его капеллы. За клавесином сидит Карл Филипп Эммануэль Бах, в правом углу внимательно слушает стоя Иоганн Кванц, левее от него - со скрипкой - капельмейстер, чешский композитор и скрипач Франтишек Бенда. .

А здесь вторая часть той же сонаты - Allegretto (переводится с итальянского как "оживлённо") с прелестной типично флейтовой мелодией, украшенной изящными пассажами.

В флейтовую историю Фридриха Великого вмешалась Семилетняя война (1757-1763). С неё король вернулся без передних зубов и с искалеченными подагрой пальцами. Он перестал сочинять и играл всё реже. Пока, наконец, в 1779 году не закрыл футляр своей любимой флейты навсегда. При этом он сказал своему придворному капельмейстеру: «Мой дорогой Бенда, я утратил моего лучшего друга».


Ещё о флейте 👇

СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌸