«Четвертая стена» — это воображаемая граница между актерами и зрителями. В кинематограф термин перекочевал из театра — «трёхстенного» мира сцены. В случае с кино речь действительно идет о стене. Самый распространенный способ разрушения этой границы — общение героя с аудиторией. Он может комментировать происходящее, делиться мнением и эмоциями, раскрывать секреты, о которых не знают другие персонажи, или просто молча смотреть на нас.
«Четвертую стену» сломали уже в 1903 году шокирующим выстрелом в камеру в «Большом ограблении поезда» Эдвина Портера. Однако особенно активно этот инструмент начал применяться в последние десятилетия в сериалах. Кинокритик Амалия Бабаян составила подборку топ-5 шоу, в которых герои требуют нашего внимания.
«Дрянь» / Fleabag (2016 – 2019)
Шоураннер: Фиби Уоллер-Бридж
Лондонская неудачница переживает не лучшие времена в своей жизни. Она на мели, спит со всеми подряд, ругается с чудаковатыми родственниками и все время попадает в нелепые ситуации. Девушка пытается пережить потерю матери и лучшей подруги, прикрываясь едкими шутками о сексе, феминизме и религии. Ей не с кем поговорить, поэтому она обращается к нам — зрителям.
Сериал BBC «Дрянь» — это откровенная история о жизни современных независимых женщин. Шоу выросло из моноспектакля британской актрисы и сценаристки Фиби Уоллер-Бридж, представленного в Эдинбурге в 2013 году. Она не смогла подобрать подходящее имя для героини, поэтому использовала собственное прозвище. Первый сезон вышел в 2016-м и сразу завоевал зрительское и кинокритическое признание, а затем и почетные награды — «Золотой глобус», «Эмми» и BAFTA.
Визитной карточкой сериала стал слом «четвертой стены». Благодаря этому приему и достигается то органичное сочетание юмора и драматизма, за который проект полюбили во всем мире. В обычные дни героиня бодро комментирует все, что видит вокруг. В тяжелые периоды она выразительно молчит и прячет взгляд от камеры, а чувствуя наше возможное осуждение за свои поступки, и вовсе убегает прочь.
Обращение к зрителям помогает проникнуться историей и установить прочную связь с героиней. Во втором сезоне разговоров на камеру намного меньше. Мы даже начинаем ревновать ее к другим персонажам и одновременно с этим радоваться, что в ее жизни появляется кто-то, с кем можно поговорить. Кто-то рядом, а не в «зазеркалье».
-------------------------------------------------------------------------------
«Офис» / The Office (2005 – 2013)
Шоураннер: Грег Дэниелс
Американская адаптация одноименного британского сериала 2001 года «Офис» — одно из самых популярных шоу в истории телевидения. Пилотная серия вышла в марте 2005 года, когда «Друзья» уже ушли на пенсию, а Тед Мосби еще не начал рассказывать своим детям, как он встретил их маму. В мире постепенно назревал экономический кризис, так что ситком о серых буднях сотрудников регионального офиса компании по продаже бумаги во главе со странным боссом был как раз кстати.
По сюжеты о работниках офиса снимают фильм. Слом «четвертой стены» — основная фишка шоу. Камера является полноценным героем истории. Персонажи часто остаются наедине с ней, делятся в интервью своим мнением по поводу каких-то событий, споров, казусов, дают обещания, которые не сдерживают, строят планы, которые обязательно срываются в следующей же сцене. Они подзывают оператора, чтобы показать ему что-то интересное; или, напротив, выгоняют его из комнаты, когда хотят приватности; извиняются, что мешают его работе. Когда происходит что-то совершенно дикое, герои устремляют в камеру такой взгляд, словно хотят провалиться под землю. Намеренное отсутствие закадрового смеха и музыкальной дорожки только добавляет комизма и подчеркивает абсурдность происходящего.
По сути, никому не интересно, как там в офисе продается бумага, зато всем интересно, у кого служебный роман, кто борется за повышение, кого увольняют, как прошел корпоратив, кто вечно крадет скрепки. Благодаря формату реалити-шоу зритель становится частью этого чокнутого коллектива, который не променяешь ни на один другой.
-------------------------------------------------------------------------------
«Меломанка» / High Fidelity (2020 – н.в.)
Телеканал Hulu
Хозяйка бруклинского магазина пластинок Роб тяжело переживает расставание с очередным молодым человеком. Она анализирует все предыдущие романы и пытается понять, почему ее личная жизнь не складывается. В этом ей помогает ее главная страсть — музыка — в которой она разбирается лучше, чем в людях.
«Меломанка» — очередная экранизация книги «Hi-Fi» (1995) британского писателя Ника Хорнби. В романе и в его экранизации «Фанатик» (2000) Стивена Фрирза главным героем был мужчина. Снять новую версию, теперь уже с героиней, предложила актриса Зои Кравиц. Она же и исполнила главную роль.
Сама история очень проста, но из ряда таких же ее выделяет именно слом «четвертой стены». «Меломанка» — история одинокого человека с разбитым сердцем. И до конца проникнуться этой историей мы можем, только если этот человек сам опишет нам свое кризисное состояние. Благодаря приему история получилась реалистичной и честной. Чувствуется влияние «Дряни», но у сериалов разный тон. «Дрянь» — дерзкая, бойкая, «Меломанка» — меланхоличная, элегическая.
-------------------------------------------------------------------------------
«Мистер Робот»/ Mr. Robot (2017 – 2019)
Шоураннер: Сэм Эмейл
Аутичный программист Эллиот Алдерсон работает в компании Allsafe Security, обеспечивающей компьютерную безопасность. Он исполняет все свои обязанности, хотя на деле презирает крупные корпорации и общество потребления, которое не осознает, что им управляют. У Эллиота есть хобби — по ночам он взламывает аккаунты людей в попытках разоблачить преступников, наживающихся на чужой доверчивости. Его тайная жизнь привлекает внимание некого «Мистера Робота», руководителя подпольной хакерской группировки F Society. Тот вербует Эллиота и предлагает ему обанкротить одну из крупнейших корпораций в мире — E-Corp, которая пользуется услугами Allsafe Security.
Эллиот страдает от целого ряда психических заболеваний: клинической депрессии, социофобии, диссоциативного расстройства идентичности. Из-за тревожности и беспокойства ему трудно общаться с людьми. «Привет, друг» — с этой фразы, адресованной зрителю, Эллиот начинает свой рассказ. Мы — его воображаемый друг, и только с нами он делится самым сокровенным. Неустойчивое психическое состояние Эллиота не позволяет нам доверять тому, что он говорит и показывает. Таким образом, в «Мистере Роботе» сочетаются сразу два мощных приема: четвертая стена и ненадежный рассказчик — идеальное сочетание, которое обеспечило проекту успех.
-------------------------------------------------------------------------------
«Карточный домик» / House of Cards (2013 – 2018)
Шоураннер: Бо Уиллимон
Политический триллер от Netflix вышел из тени одноименного мини-сериала BBC 1990 года, снятого по роману Майкла Доббса. Доббс — британский политик, ранее работавший главой администрации Консервативной партии. Он также был советником бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер в конце 70-х. За годы своей работы Доббс вдоль и поперек изучил закулисье большой политики и набрал достаточно материала для книги.
Согласно американской адаптации, амбициозный конгрессмен от Демократической партии США Фрэнк Андервуд стремится к власти. Он помогает коллеге Гаррету Уокеру стать президентом. В обмен Уокер обещает Андервуду сделать его госсекретарем. Но после выборов в администрации Белого дома конгрессмену сообщают, что он не займет этот пост. Разозлившись на Уокера политик и его жена Клэр решают отомстить новоиспеченному президенту, применяя самые грязные методы.
Проект продавался как история, основанная на реальных событиях, в которой изменены имена и некоторые детали. Экс-президент США Билл Клинтон является большим поклонником американского «Карточного домика». Как рассказал в одном из интервью исполнитель главной роли Кевин Спейси, Клинтон убежден, что в сериале 99% правды и только 1% вымысла.
Реалистичности происходящему придает не только искусное вплетение в сюжет политической повестки, но и использование слома «четвертой стены». Андервуд комментирует на камеру свои действия и происходящие события. Политик как бы дает мастер-класс по соблазнению, манипуляции и запугиванию. В этом сериале использование приема особенно важно. Наличие проводника в мир запутанных политических игр позволяет удерживать внимание зрителей. Именно «Карточный домик» популяризовал термин «четвертая стена» и спровоцировал моду на использование этого приема в других шоу.
Автор: Амалия Бабаян
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!