Найти тему
Строительный мир

Масштабный инфраструктурный проект, призванный изменить Юго-Восточную Европу

Этот проект в той или иной форме предлагают на протяжении столетия. В свое время реализовать его намеревалась нацистская Германия, а после инициативу активно продвигало французское правительство Шарля де Голля, заинтересованное в сближении с Восточной Европой и появлении альтернативы контролируемым Турцией проливам Босфор и Дарданеллы.

Активные исследования в этом направлении проводились с 1960-х. Но инициатива по ряду причин так и осталась нереализованной. Хотя в 2012-м в Министерстве природных ресурсов Сербии уверяли, что проект стоимостью $17 млрд воплотят в жизнь к началу следующего десятилетия.

Речь идет о судоходном канале Салоники – Белград, который бы обеспечил через Дунай связь Черного и Эгейского (а вместе с ним и Средиземного) морей. А путь по воде из последнего в Северную Европу сократился бы на 1,2 тыс. км. Благодаря появлению альтернативного маршрута, по некоторым оценкам, грузопоток на Балканах вырос бы минимум на 15-20%. По предварительным подсчетам, по этому направлению ежегодно проходило бы до 20 млн тонн груза.

© danube-cooperation.com
© danube-cooperation.com

Плюс наличие нового водного пути способствовало бы развитию туризма. И, что немаловажно, по заверению сербских специалистов, около 80 тыс. Га пахотных земель удалось бы защитить от засухи и наводнений. В рамках проекта на канале предлагается построить около пяти гидроэлектростанций мощностью до 400 МВт. Также на трассе канала планируется создать около девяти портов, что посодействует развитию ряда районов в Греции, Сербии и Македонии, а последняя получит выход к морю.

Но, помимо технической стороны (все-таки рыть канал нужно через сложную, с точки зрения геологии, территорию), открытым остается финансовый вопрос. Еще в 2007-м отмечалось, что Дунайская Комиссия и Организация Черноморского экономического сотрудничества могут в самое ближайшее время включить проект в число приоритетных. А через десять лет инициативой заинтересовался Китай.

В 2017-м Пекин предложил взять все расходы на себя, а взамен в течение нескольких последующих лет контролировать объект и получать доход от транзита. В Белграде, учитывая успешный опыт сотрудничества с Поднебесной в плане реализации инфраструктурных проектов, совсем не против такого варианта. Чего не скажешь о большинстве европейских стран, которые не особо хотели бы усиления влияния КНР на континенте.

© Arsim Ejupi / CC BY-NC-ND 3.0
© Arsim Ejupi / CC BY-NC-ND 3.0

Так или иначе, но строительство до сих пор не стартовало. Нет и соответствующих договоренностей на этот счет. Отдельные наблюдатели полагают, что проект ввиду своей сложности вряд ли будет реализован. Другие же считают, что появление балканско-дунайско-черноморского коридора (именно так некоторые называют потенциальный маршрут) — вопрос времени, учитывая его актуальность и значение для Юго-Восточной Европы.

По задумке, со стороны Эгейского моря от греческого порта Салоники, расположенного в заливе Термаикос, новый судоходный маршрут на протяжении первых примерно 275 км пойдет по реке Аксиос (Вардар) до города Скопье. Затем на северо-восток по искусственному каналу до реки Морава. И уже по последней около 345 км до Дуная (район Смедерево), по которому в северо-западном направлении до Белграда остается около 60 км. Протяженность непосредственно искусственного водного пути, который предстоит прорыть с нуля, составит порядка 80 км. В остальном предусмотрены работы по дноуглублению и расширению действующих рек.