Этот проект в той или иной форме предлагают на протяжении столетия. В свое время реализовать его намеревалась нацистская Германия, а после инициативу активно продвигало французское правительство Шарля де Голля, заинтересованное в сближении с Восточной Европой и появлении альтернативы контролируемым Турцией проливам Босфор и Дарданеллы.
Активные исследования в этом направлении проводились с 1960-х. Но инициатива по ряду причин так и осталась нереализованной. Хотя в 2012-м в Министерстве природных ресурсов Сербии уверяли, что проект стоимостью $17 млрд воплотят в жизнь к началу следующего десятилетия.
Речь идет о судоходном канале Салоники – Белград, который бы обеспечил через Дунай связь Черного и Эгейского (а вместе с ним и Средиземного) морей. А путь по воде из последнего в Северную Европу сократился бы на 1,2 тыс. км. Благодаря появлению альтернативного маршрута, по некоторым оценкам, грузопоток на Балканах вырос бы минимум на 15-20%. По предварительным подсчетам, по этому направлению ежегодно проходило бы до 20 млн тонн груза.
Плюс наличие нового водного пути способствовало бы развитию туризма. И, что немаловажно, по заверению сербских специалистов, около 80 тыс. Га пахотных земель удалось бы защитить от засухи и наводнений. В рамках проекта на канале предлагается построить около пяти гидроэлектростанций мощностью до 400 МВт. Также на трассе канала планируется создать около девяти портов, что посодействует развитию ряда районов в Греции, Сербии и Македонии, а последняя получит выход к морю.
Но, помимо технической стороны (все-таки рыть канал нужно через сложную, с точки зрения геологии, территорию), открытым остается финансовый вопрос. Еще в 2007-м отмечалось, что Дунайская Комиссия и Организация Черноморского экономического сотрудничества могут в самое ближайшее время включить проект в число приоритетных. А через десять лет инициативой заинтересовался Китай.
В 2017-м Пекин предложил взять все расходы на себя, а взамен в течение нескольких последующих лет контролировать объект и получать доход от транзита. В Белграде, учитывая успешный опыт сотрудничества с Поднебесной в плане реализации инфраструктурных проектов, совсем не против такого варианта. Чего не скажешь о большинстве европейских стран, которые не особо хотели бы усиления влияния КНР на континенте.
Так или иначе, но строительство до сих пор не стартовало. Нет и соответствующих договоренностей на этот счет. Отдельные наблюдатели полагают, что проект ввиду своей сложности вряд ли будет реализован. Другие же считают, что появление балканско-дунайско-черноморского коридора (именно так некоторые называют потенциальный маршрут) — вопрос времени, учитывая его актуальность и значение для Юго-Восточной Европы.
По задумке, со стороны Эгейского моря от греческого порта Салоники, расположенного в заливе Термаикос, новый судоходный маршрут на протяжении первых примерно 275 км пойдет по реке Аксиос (Вардар) до города Скопье. Затем на северо-восток по искусственному каналу до реки Морава. И уже по последней около 345 км до Дуная (район Смедерево), по которому в северо-западном направлении до Белграда остается около 60 км. Протяженность непосредственно искусственного водного пути, который предстоит прорыть с нуля, составит порядка 80 км. В остальном предусмотрены работы по дноуглублению и расширению действующих рек.