К концу прошлого века западную поп-культуру охватило увлечение японскими традициями. Японские дизайнеры завоевали известность на мировой сцене моды, переводная литература наводнила книжные рынки, а японские кинематографисты заслужили признание на кинофестивалях.
Фигура гейши стала центральной эмблемой традиционной японской культуры, хотя в западном мире она преимущественно сформировалась благодаря роману Артура Голдена «Воспоминания гейши». Несмотря на приукрашивание и фактические неточности в книге, изображение гейши в западной поп-культуре заметно менее замысловато и увлекательно, чем подлинное японское изображение.
В японском языке термин «гейша» состоит из двух компонентов: «гей» означает искусство и «ся» означает личность. Вместе это переводится как «человек искусства» или «художник». Основная роль гейши заключается в организации культурной программы на собраниях и изящном развлечении гостей. Гейши совершают традиционные чайные церемонии, поют песни, участвуют в беседах и влияют на темы дискурса.
Они могут исполнять национальные танцы, играть на музыкальных инструментах, сочинять хайку и поддерживать привлекательный и образованный вид, чтобы создать доброжелательную атмосферу и участвовать в разносторонних дискуссиях.
Первоначально в развлекательных мероприятиях участвовали только мужчины. Актеры традиционного японского театра кабуки баловались гостеприимством в отелях и барах, очаровывая прохожих выступлениями и песнями.
Только в 1751 году женщина играла роль гейши в районе Киото Симабара, а десятилетие спустя появились первые официально обученные гейши. К концу 18 века эта профессия приобрела такую популярность, что многие девушки из бедных семей стремились поступить в ее школы. К началу 19 века термин «гейша» относился исключительно к практикующим женщинам.
Ранняя профессия гейши возникла в закрытых районах, известных как «ханамати», что означает «мир цветов и ив». Эта изоляция служила необходимостью; городские власти разрешили питейные заведения в этих кварталах, стремясь пресечь преступную деятельность. Первые ханамати, оформленные в виде двора замка, обнесенного забором, возникли в Киото и Осаке.
В этих районах представлены:
Окия: школы и дома гейш
Тая: Чайные домики
Кабуренцо: Музыкальные театры
Первоначально на территориях ханамати профессия гейши разделялась на две категории:
Сиро-гейша: занимается написанием песен, танцами и проведением чайных церемоний.
Короби-гейша: участвует в публичных выступлениях и ведет беседы.
В 1779 году сёгунат разделил эти две роли, запретив гейшам общаться с клиентурой публичного дома. Впоследствии их обязанности сводились исключительно к тому, чтобы развлекать гостей танцами, музыкой, песнями и беседами.
Расцвет профессии гейши совпал с закатом традиционной японской культуры. С 1860-х годов в Японии начался процесс вестернизации. Школы гейш в Киото, Токио и Осаке стали бастионами древних культурных традиций. На фоне реформ Мэйдзи, проведенных в период усвоения западных культурных ценностей, значение гейш возросло. Они превратились в хранителей традиционного образа жизни Японии.
К 1930-м годам огромное количество практикующих спровоцировало общественные дебаты о цели и роли гейш в обществе. Некоторые выступали за отмену профессии и школ в рамках модернизации культурного имиджа страны. Другие предлагали ограничить ученичество и модернизировать профессию, чтобы создать образ современной гейши.
По состоянию на 2022 год около 20 окий продолжают работать, и около 1000 женщин зарегистрированы в качестве представителей гейш.
В эту цифру входят иностранные студенты, завершившие обучение. В то время как древняя профессия утратила былое значение, гейши остаются знаковыми символами культурного наследия Японии. Их уважаемый статус продолжает привлекать толпы туристов в районы ханамати.