2.Где в мифе история.
По мнению большинства исследователей Вритра — это враг богов, демон , олицетворяющий хаос. Очень часто тексты называют его змеем и представляют без рук и ног, но иногда они говорят о его челюстях, голове, затылке. Он распоряжается громом, молнией, градом, туманом. Вритра покоится на горе и сдерживает воды. Он не человек и не бог. Часть исследователей считает, что Индра символизирует солнце, а Вритра — тучи. Некоторые авторы говорят, что Индра — это воды, а Вритра — горный хребет. Убийство Вритры кто-то понимает как аллегорию ливня, кто-то как таяние снегов в горах, кто-то как борьбу света и тьмы. Интерпретаций этого мифа множество, а истина — одна, как всегда.
Индра — один из самых популярных персонажей эпоса и вед. Он глава пантеона богов и представлен чаще всего как воин, сокрушитель крепостей, покоритель враждебных племен. Это бог плодородия, процветания. Ему присущ вполне человеческий вид: у него есть лицо, борода, руки, ему свойственны человеческие чувства, такие как гнев, храбрость, щедрость, острый ум. Как ни странно, очень часто царь богов представлен трусом, соблазнителем чужих жен.
Что же скрывается за этими противоречивыми описаниями? Не является ли эта амбивалентность указателем каких-то тайн биографии Индры? Что говорит в пользу того, что перед нами отголоски какой-то истории?
Обратимся непосредственно к мифам, то есть к тем фактам, которые описаны в этих сказаниях. В нашем исследовании, посвященном Махабхарате, мы показываем, что юга — это отрезок времени длиной шесть лет. Крита-юга, о которой идет речь в рассказе Ломаши, началась за двенадцать лет до разгрома Рамой Джамадагни воинов Арджуны Картавирьи. Калеи, с одной стороны, враги богов, а с другой — верные слуги Вритры. Сразу возникает вопрос: что же это за боги, коль они не могут справиться с демонами — данавами? Боги бессильны. Брахма растерян. Индра отступает. Да ведь это же обычная ситуация, когда одна из противоборствующих сторон разбита и бежит в панике, спасая собственные жизни! В этом случае прямое столкновение с противником не дает результата и — хорошо, что есть Брахма и Дадхичи! — нужна хитрость.
Но и ваджра, созданная из костей Дадхичи, не помогает — святой мудрец напрасно пожертвовал своей жизнью. Предсмертные мысли и пожелания мудреца не так-то просто воплотить в жизнь. Боги бегут, охваченные страхом! Обратим внимание: если богам известен страх, то им должны быть известны и другие человеческие чувства. И действительно, Индра после первой же неудачи впадает в уныние. Конечно, в Индии это не смертный грех, но все же больше оно характерно для слабого человека, нежели для главы богов. Брахманы-мудрецы оказывают Индре полную поддержку, благодаря чему Шакра и усилился. Но разве не испытывал каждый из нас в беде прилив сил после утешения близкими людьми? Тогда почему именно этот факт выводит из себя Вритру? Величественный асура разгневан! Когда он узнал, что на стороне Индры брахманы, ярость его становится безмерной. Надо думать, что поддержка и помощь брахманов носила очень реальный характер. Несомненно, Вритра — политический противник брахманов и его, по всей видимости, раздражают бесконечные жертвоприношения и связанные с ними неуемные жадность и мздоимство брахманов. Именно поэтому — с точки зрения жрецов — он демон, данава, асура, не верящий в богов и не приносящий жертв. Более того, он — разрушитель жертвоприношений! А по представлению брахманов это уже преступление. Поэтому Вритру следует убить! «По предсказанию» Брахмы успех этого предприятия должна обеспечить ваджра, сделанная из костей мудреца Дадхичи. Почему же ваджра убивает только после помощи богов? Ведь подобная «помощь»умаляет предсказание. Вероятно, речь идет об удобном моменте. Ваджра может помочь только при очень определенных обстоятельствах: например, когда человек спит, или когда он пьян, или чем-то очень занят. Но как ведет себя наш герой? Во время боя он объят ужасом, не верит в действенность ваджры (то есть попросту говоря сомневается в предсказании Брахмы), а, победив Вритру, не может поверить, что он это сделал, и бежит, гонимый страхом. Беглец, еще не бог, укрывается в озере. Иэто — подвиг? Герои так себя не ведут. А тем более боги... Напротив, герой, убивший демона, который мешал людям жить и представлял собой для всех смертельную опасность, должен ликовать, должен, наконец,показаться перед спасенными им людьми и получить от них заслуженную благодарность, почет и славу. Вместо всего этого — страх и бегство! Перед нами ведь просто картина убийства. А если предположить, что убит не вымышленный, нереальный персонаж — «демон», а человек, за смерть которого могут и отомстить,
то все становится ясным.
Поведение Индры — это типичное поведение преступника, опасающегося возмездия и терзаемого угрызениями совести. Более того, это поведение человека, совершившего не просто обычное преступление, а нечто такое, что непременно осуждается большинством людей.
Рассмотрим второй вариант легенды из Удьйогапарвы. Она значительно более сложна. Текст легенды не поясняет, чем же Индра огорчил Тваштри, что последний раз за разом стремится осложнить Индре жизнь. И почему нужно создавать сына с тремя головами? Избыток не всегда полезен, чаще он даже мешает. Зачем же такие сложности, если Треглавый падает от одного единственного удара ваджры? Сразу нужно сказать, что Триширас — не «демон», так как подчеркивается его преданность Ведам. Трудно представить себе демона, преданного священному учению! Так в чем же разгадка человека с тремя головами? Очевидно, что три головы символизируют три различные функции, которые исполняет Триширас. Поскольку речь идет о борьбе за власть, то и функции эти, понятно, исключительно властные. Применительно к тому времени, это, конечно, функции жреческая, воинская и правящая. Поэтому Триширас — это не один человек, а три человека — верховный жрец, военачальник и главный советник при правителе страны (первый визирь, или — по современному — премьер-министр). И эти трое являются постоянным советом при правителе — Вритре. Все трое преданы Вритре и с точки зрения Индры и брахманов являются препятствием на пути к власти. Именно поэтому их следует устранить прежде, чем будет устранен сам Вритра. Даже их противники отдают им должное: им приписывают такие качества, как смелость и верность.
Попытка предложить им апсар и устранить их путем дискредитации в глазах Вритры не удалась. Это свидетельствует о том, что советники — люди зрелые, и их трудно соблазнить женскими прелестями и преходящими радостями жизни. Они не стремятся к легкой жизни, знают цену всему. Пустым речам и славословиям проходимцев они предпочитают конкретные дела и ответственных, серьезных людей. Личная выгода для них стоит на втором месте, а на первом все-таки ценности государства. Убивая Тришираса — об этом следует сказать особо — Индра не вызывает его на поединок. Нападение является неожиданным, а значит подлым!
Казалось, ваджра Индры не знает промаха, и шансов выжить у Тришираса нет. Но дальнейшие события заставляют сомневаться в мощи удара ваджры царя богов. События принимают несколько необычный оборот. Совершенно неожиданно рядом с Индрой появляется какой-то плотник — Такша. И тут царь богов приказывает «случайно пришедшему» плотнику отрубить головы лежащего Тришираса. Но почему он сам не может это сделать? И почему там оказался этот Такша? И кто он такой, что связывает его с Индрой? Из последующего диалога Индры и Такши становится понятным, что Плотник оказался на месте убийства Тришираса не случайно, а был участником заговора против Тришираса. Более того, Триширас жив и после удара ваджры! Ведь широкие плечи Треглавого не помеха, чтобы отрубить голову у мертвеца. А вот если Триширас жив, то широкие плечи — это показатель силы человека, и Плотнику есть чего бояться. Опасения Плотника не напрасны! Он не хочет совершать осуждаемый обществом поступок. Плотник осознает, что подобное действие преступно. Но Индра настаивает. Плотник не соглашается. Он называет этот подвиг Индры «страшным»! То есть, фактически, считает его преступлением. Но все-таки Такша делает требуемое, но только после обещания Индры наградить его, после чего спокойно возвращается домой. По оценке Плотника убийство Тришираса — это поступок, которого следует стыдиться. Какой уж тут подвиг... Такша всеми силами пытается уклониться от участия в преступлении, но в конце концов соглашается пожертвовать моральными соображениями из корыстного интереса. Но какова же эта жертва? Кто убил Тришираса — Индра или Такша? Ответ прост. Они соучастники. Индра видит в Триширасе прежде всего соперника или даже врага. Он боится его даже мертвого. Зачем Индре нужен человек с топором — Плотник -Такша?
Разве он сам не может отрубить эти головы, ведь он же Кулишадхара, то есть, носитель топора? Да и зачем вообще нужно рубить головы мертвецу? Здесь возможны только два варианта. Чтобы точно знать, что жертва несомненно мертва. Или убийца должен предъявить кому-то вещественные доказательства смерти именно Тришираса.
Подведем итоги. Случайно пришедшего на место убийства человека обычно убивают как нежелательного свидетеля. Случайно пришедшего не будут просить о помощи, особенно, учитывая то, что этот поступок осуждается самим этим случайным пришельцем. Случайно встретиться двоим (Индре и Плотнику), а затем без всякого мотива убить третьего (Тришираса), которого Индра воспринимает как своего конкурента, просто невозможно. Значит, убийство было запланировано, а встреча была не случайной. Такша ведет себя как соучастник, хотя и с какими-то оговорками.
Мотив убийства простой и понятный — соперничество в борьбе за власть. Убит не асура («демон»), а человек, точнее, три человека, составлявших вместе устойчивый властный орган, опору Вритры. Имя Такша (Плотник) ассоциируется с именем Такшака (Дровосек). Оба вооружены топором, оба являются «случайными» знакомыми Индры. Скорее всего, это один и тот же человек. Но поскольку ранее мы показали, что Такшака — это Рама Джамадагни, то можно сделать вывод, что Такша (Плотник) — это все тот же Рама Джамадагни, он же — Парашурама, он же — Такшака.
Возникновение Вритры объясняется кознями Тваштри против Индры, точно так же, как и рождение Тришираса. Задача Тришираса — досадить Индре, задача Вритры — отомстить за смерть Тришираса. То есть, оба фактически выполняют одну и ту же задачу и оба не справляются с ней. Или, если посмотреть с другой стороны, оба мешают Индре, и он хочет их устранить. Но уже после первой стычки Шакра отступил, а богов охватило уныние. Силы сторон не равны, Вритра один сильнее всех богов и Шакры. Вывод простой — Вритра старше Индры и у него намного больше власти и соответствующих возможностей для борьбы. Боги решили взять тайм-аут и посоветоваться. Уныние, замешательство и страх бессмертных столь велики, что они вынуждены обратиться к младшим по рангу — отшельникам.
По легенде Вритра сотворен как средство для убийства Шакры. Казалось бы, после первой легкой победы он может спокойно осуществить жестокий замысел Тваштри, ведь он носитель злой темной силы. Но — парадокс! — Вритра настроен исключительно миролюбиво. Пацифизм Вритры столь выражен, что само собой возникает вопрос: а было ли вообще намерение Тваштри убить Индру?
Инициатива в возникновении и продолжении распри принадлежит толькоИндре. По логике, будучи победителем в первой схватке, Вритра должен был убить Шакру, ведь для этого он и был создан. Трудно представить себе демона, который не только не убивает, но и прощает того, кто пытался его убить, и даже просит гарантий личной безопасности для себя, что уж совсем абсурдно. То есть, в поведении Вритры нет никаких признаков демонических сил. Так ведет себя умудренный жизненным опытом старший по отношению к неразумному, еще не битому жизнью молодому человеку. Вритра выглядит в этом эпизоде добродушным, отходчивым, но все же осторожным человеком, и уж никак не злым демоном!
Хорошо, что богам есть с кем посоветоваться. Они обращаются к отшельникам. И для тех, и для других Вритра — враг. А общий враг может сближать и совершенно разных людей, что уж говорить о небожителях и мудрецах. Обычно люди обращаются за помощью к богам, слабейшие — к сильнейшим, но что делать, когда в помощи нуждаются сами боги? Бессмертные не любят обнажать свое бессилие перед простыми людьми. Но, когда ситуация выходит из-под контроля, спасительный рецепт следует искать везде. Боги не являются исключением из этого правила. Отшельники, славящиеся своей мудростью, и на этот раз не могут оказать помощи богам. Ее оказывает Вишну. Зачем же тогда боги обращались за советом к отшельникам? Почему Вишну, один из богов, не посоветовал им это раньше? Первое впечатление такое, что у него есть свои собственные интересы, причем не совпадающие с интересами остальных богов. Его фигура стоит как-то особняком. А это значит, что его совет был вставлен в этот эпизод гораздо позже описываемых событий. К вечной славе Господа... нужен маленький обман.
Благочестивые сочинители Махабхараты охотно и часто напоминают всем слушателям об особой роли Вишну и Кришны где только возможно. Для прославления Вишну годятся любые средства. Если фактов недостаточно, то их можно придумать. Но, очевидно, что мудрецам и богам и без советов Вишну было понятно, что слабейшая сторона должна просить мира у сильнейшей. А слабейшими были боги и Индра. Но что это был за мир?
Мудрецы просят о мире для Шакры. Вритра обращается к ним с уважением, называет их достойнейшими. И даже склоняет перед ними голову. Зачем это демону? Речь мудрецов переполнена и общеизвестными словами, и нарочитой смиренностью, способной усыпить бдительность, и просьбами. Трудно согласиться с «мудрецами» в том, что дружба с благочестивым обещает большую выгоду. Неужели в центре интересов благочестивых находится корысть? Дружба — это вообще наиболее чистое и бескорыстное чувство, по крайней мере для мужчин. Благочестивых должны были бы интересовать отношения между людьми, они должны умиротворять людей, разрешать конфликты, проповедовать согласие и уважение к предкам, традициям, богам.
В основании дружбы лежат общие интересы, дела и цели. Дружба сама по себе гарантирует мир и безопасность. Ею не дорожит лишь глупец и заведомый обманщик. И совершенно непонятно, почему же только мудрый человек не должен стремиться к убийству добродетельного? Это не должен делать любой человек, и даже если это не добродетельный человек. Вся фраза становится понятной, когда в качестве примера благочестивого человека приводится Индра. Ему приписываются такие качества, как правдивость, великодушие и справедливость.
По сути дела, отшельники просят мира для Шакры, говоря, что ему не свойственны ни жадность, ни подлость, ни вероломство. И сами выступают гарантами этого мира! Утверждения о благочестивости и добродетельности Индры выглядят как заступничество. Чем-то Индра очень провинился перед Вритрой. Боги с мудрецами просят Вритру его простить, обещая, что больше Индра не будет себя плохо вести. Никаких сомнений в порядочности, честности и справедливости Вритры отшельники не высказывают. Этот «демон» достоин соблюдать мир с благочестивым. И действительно, если бы Вритра был лжецом, несправедливым, недобродетельным, вероломным, то мир с правдоречивым и добродетельным Индрой был бы невозможным. Вритру долго и настойчиво уговаривают, убеждают в том, что Индра честен, благороден, справедлив и правдив. Конечно, мир возможен только в том случае, если обе стороны честно выполняют его условия. И Вритра в конце концов соглашается. Вот таким был этот мир для Шакры, предложенный мудрецами. Теперь посмотрим, как отнеслись к этим предложениям Вритра и Шакра.
Первое, что привлекает наше внимание, это гарантии личной безопасности, которых требует Вритра. Величественный асура, победитель фактически настаивает на единственном условии — сохранить ему жизнь. Мир возможен, с точки зрения Вритры, только в том случае, если Индра не будет покушаться на жизнь Вритры. Возникает впечатление, что Вритра очень опасается за свою жизнь, даже просто боится. Это впечатление усиливается от множества повторов: ни днем, ни ночью, ни одним Шакрой, ни вместе с богами, ни острым оружием, ни дубиной, и так далее. Из этого следует, что так называемый первый бой Шакры с Вритрой был по сути неудавшимся покушением Индры на жизнь Вритры. Причем боги в этой схватки явно выступали на стороне Индры, были его союзниками. Мудрецы-отшельники появляются уже в качестве посредников переговоров Вритры с богами и, что очень важно, дают Вритре требуемые им гарантии безопасности. И Вритра поверил мудрецам, уверяющим его в своем благочестии. Поверил их словам! И разве могло быть иначе, ведь асура с самого начала своей речи сказал, что он чтит отшельников. То есть доверяет им! Последующие события показали, что доверие было ошибочным и фатальным.
Теперь посмотрим на поведение человека, о котором так хлопочут мудрецы. Ведь если Индра подведет отшельников, то им должно быть стыдно. Гаранты мира должны обеспечить мир своим воздействием на Индру. Но первое, что бросается в глаза в поведении Индры, это то, что он совсем и не собирается выполнять условия мира. Он полон враждебности, хотя вначале и сохраняет осторожность. Перебирая и отбрасывая все возможные средства, он упорно ищет любую возможность нарушить договор и ждет только удобного момента, чтобы это сделать. Очевидно, что Вритра сильнее Индры, но у него нет никаких мыслей, никаких планов нарушить договор и убить Индру. А ведь ранее утверждалось, что Тваштри создал Вритру, чтобы тот отомстил за смерть Тришираса. Условия мира нарушает не Вритра, а Индра! В честной борьбе ему Вритру не одолеть. Иначе говоря, бог слабее асуры. Шакра убивает Вритру, нарушив данное им самим слово. Это и называется вероломством. Гарантии мудрецов отброшены. Что это — ошибка мудрецов в отношении Индры или их совместный обман с целью усыпить бдительность Вритры? Создается впечатление, что мир был заключен только для того, чтобы выиграть время. Если мудрецы ошиблись в оценке поведения Индры, то что это за мудрецы? А если они дают Вритре гарантии безопасности, то почему не несут никакой ответственности за их нарушения? Если же они вместе с Индрой обманывают Вритру, то это уже не мудрецы, а мошенники. И все разговоры о вечном мире, дружбе и благочестии являются лишь средством усыпить бдительность Вритры.
Шакра убивает Вритру громовой стрелой, спрятанной в пене. Но в условиях мирного договора стоял пункт, что Вритру нельзя убивать громовой стрелой. То есть, и здесь мы видим, что нарушителем является Индра. Оружие убийства, как бы оно ни было спрятано, все равно остается оружием убийства. Его и прячут с целью усыпить бдительность противника. Причем здесь пена? Это просто хитрость сочинителей сказания, созданная с целью убедить слушателей в том, что Шакра, хотя он и убил Вритру, не нарушил условия договора.
Отшельники радостно отреагировали на смерть Вритры. А ведь, будучи гарантами мира с Вритрой, после его смерти они должны были испытывать мучения совести. Но ничего этого нет. Вместе с небожителями отшельники принялись прославлять Индру. Приятный ветер дует всегда, когда гибнут их враги. Общественное мнение, активно создаваемое брахманами, объясняло простолюдинам, что страна освободилась от мрака, хотя ночи не перестали сменять дни. Освобождением от мрака было названо убийство неугодного богам и брахманам политика. Теперь уже не надо ничего скрывать: мудрецы и боги действуют заодно. Гарантии безопасности, данные отшельниками, с самого начала были лживыми. Боги, восхваляя Индру, назвали его поступок справедливым. Кто осмелится судить победителя? Чтобы разделить вместе с ним плоды победы, его лучше громче прославлять. Но все это было слабым утешением для Шакры. Он снова впал в уныние, им овладело чувство вероломства, сознание собственной греховности. Он скрылся от людей и стал жить в глухом лесу возле озера.
Почему Шакра, убив такого сильного врага, не радуется победе, а впадает в уныние, убегает и прячется в безлюдном месте? Почему у царя богов вдруг возникло осознание совершенного им греха? Разве бог может совершить грех? Почему Индра не радуется вместе с остальными богами и мудрецами? Царь богов ведь начал осознавать чувства вероломства и уныния после убийства Вритры, хотя появление греховности связано со смертью Тришираса. Почему осознание своей греховности не возникло у Индры сразу после смерти Тришираса, но еще до убийства Вритры, если уж Триширас был брахманом, как утверждают авторы текста? Нет, осознание греха, совершенного им, появилось у Индры именно после смерти Вритры.
Разве убийство демона — это грех? Ведь по логике нормальной человеческой морали убийство демона должно было бы прославить его победителя Индру на весь мир и радость победителя врага всех богов должна была быть явлена всему миру. Но именно после убийства Вритры Индра бежит, скрывается от всех, «угнетаемый своими грехами». Что за поступок совершил Индра? Что это за победа царя богов, которая вызывает не радость, а увеличивает его грехи? Для победителя даже обычного врага такое поведение является, по меньшей мере, странным. Но еще более странно это выглядит для победителя демона. Убийство такого сильного и страшного демона должно было бы, напротив, как индульгенция, освободить его от многих грехов. А вышло наоборот...
Но если Вритра не демон, а просто человек, то его вероломное убийство, совершенное в нарушение данного обета, это как раз такой поступок, который должен обременять совесть. И тогда бегство, уныние, страх, угрызения совести, стремление скрыться от людей в тайном убежище — все это, скорее, признаки поведения преступника — убийцы, а не героя, избавившего мир от жестокого демона.
Кем же был Вритра? Текст легенды именует его — величественный, асура. В самой этой характеристике звучит нечто возвышенное, царственное. Таким может быть правитель. Триширас — сын бога Тваштри. Оба они обладают «вселенской формой», то есть, надо полагать, неограниченной властью, чем-то вроде власти императора. Обоих убивает Индра, но Тришираса помогает убить Такша (Плотник). Даже если предположить, что Триширас и Вритра одно лицо, и мы имеем два варианта одной легенды, то все равно никто из них не является брахманом. Почему же Индра скорбит именно по поводу убийства брахмана? Возможно, убийство Вритры по степени греховности приравнивалось в глазах современников к убийству брахмана. Кого же убил Индра, так что его преступление расценивалось как тяжкое, наравне с таким как убийство брахмана?
Как видим, все участники эпизода ведут себя отнюдь не по общеизвестной схеме, согласно которой Индра и боги символизируют добро, а Вритра — зло, демонические силы природы, мрак, хаос... Но если Вритра — человек, то его убийство может быть мотивировано враждой — политической, семейной, личной. Вритра, по словам Индры, — «враг, отнявший у меня все» — может быть либо иноплеменником, отнявшим власть и землю у царя, либо, напротив, самым близким родственником, лишившим его наследства и тем самым отнявшим всякую надежду на счастливую, обеспеченную жизнь. Так в чем же суть преступления Индры? Есть такое преступление, которое однозначно порицается всеми людьми, независимо от расы, национальности, убеждений и времени, в котором они живут, — это убийство родителей. Свидетельство в пользу версии, что Вритра является отцом Индры, можно найти в Ригведе.