Кровавый уикэнд в самой веселой жестокой игре
На выходных я поиграл в бету Mortal Kombat 1 – доступ в нее мне выдали за предзаказ на PlayStation 5. В бету вошло ровно столько контента, чтобы разогреть аппетит: шесть играбельных персонажей и четыре камео-бойца, две карты, сингловый режим «башни» и простейший сетевой мультиплеер. Остальное прибудет 19 сентября на все консоли и PC.
Самое первое впечатление от Mortal Kombat 1: персонажи фотореалистичны настолько, что это немного выбивает из колеи (опять). Тридцать лет назад схожий эффект достигался тем, что спрайты для игры были оцифрованы, а не отрисованы. Сейчас дело, видимо, в высокой детализации и в тщательной цветокоррекции картинки. Откровенно фэнтезийно выглядят спецэффекты, фаталити и атаки Fatal Blow, зато люди и даже бэкграунды – как живые. Особенно, конечно, на хорошем OLED-телевизоре.
Впрочем, и предыдущий перезапуск (2011 года) тоже неплохо выдерживал баланс между реализмом и мультяшностью. Ведь в этом вся суть психологической игры Mortal Kombat с пользователем: сначала поразить его звериной жестокостью, а секунду спустя свести сцену к нелепой шутке. Пожалуй, именно такая кроваво-кринжовая ирония – и есть причина, по которой Mortal Kombat жив и актуален, а почти все его конкуренты из первой половины девяностых мертвы.
Хотя, конечно же, есть и геймплей. Самое заметное нововведение Mortal Kombat 1 (кроме сюжета, о котором поговорим уже после релиза) – камео-напарники, которых в обязательном порядке надо брать на бой вместе с основным персонажем. Слово «камео» означает, что это гости из предыдущего таймлайна Mortal Kombat. Поэтому списки основных персонажей и камео не будут совпадать, а где совпадут (Саб-Зиро и Скорпион есть и там, и там) – это все равно окажутся разные люди, которые делают больно по-своему.
Не стоить путать эту систему с Tag-режимом: нельзя просто взять и переключиться на камео. Зато можно дать напарнику команду временно выбежать на арену и выполнить один из доступных суперударов. Это можно повторять сколько угодно раз, делая паузу на недолгий кулдаун. Фактически камео-система дает любому бойцу дополнительный набор суператак: например, можно взять Фрост в напарницы Лю Кану – чтобы можно было не только швыряться во врагов огнем, но и замораживать их.
Что-то подобное было в предыдущих Mortal Kombat, где можно было настраивать набор приемов под ваш стиль игры, но в новой игре речь идет о заимствовании совсем чужих стилей. Такая конструкция открывает кучу интересных возможностей для комбо и усложняет мету: попробуй, выучи все возможные комбинации персонажей и найди противоядие для каждой!
В бете, впрочем, далеко не все игроки вспоминали о камео-бойцах, а иные даже пришли на Реддит ныть и спрашивать, можно ли как-то их отключить (цитирую: «не хочу, чтобы на победном экране рядом с моим бойцом стоял какой-то левый персонаж»). В каком-то смысле камео действительно навязывают: они участвуют в Fatal Blow и в некоторых бросках, помогают освободиться от комбо. Так что поиграть совсем соло не выйдет, даже если не пользоваться дополнительными приемами.
Так-то в каждый новый Mortal Kombat, в общем-то, можно играть как в Mortal Kombat 3 – чередовать апперкоты и удары в прыжке ногой, кидать проджектайлы, морозить врагов за Саб-Зиро, находить какие-то простейшие интуитивные комбо, в конце раунда жахать Fatal Blow. По моему опыту, «Mortal Kombat под пивко» – все, что нужно от игры существенной части аудитории, и в Mortal Kombat 1 такой подход тоже работает – но только пока не столкнешься с человеком, который знает о механиках файтинга хоть чуть-чуть больше (я даже не говорю о киберспортсменах). Все последние части ползучим образом делали Mortal Kombat чуточку хардкорнее и недружелюбнее к казуальным игрокам (что незаметно, если играть в офлайне с друзьями, но хорошо видно в случайных боях онлайн) – еще, конечно, не Tekken, но уже близко.
В первом приближении у каждого героя – штуки четыре спешиала, примерно как в старых Mortal Kombat. Собственно, их игра и показывает первым делом, когда лезешь в мувлист. А если разобраться и вникнуть, то внезапно добавятся камео-атаки, разные версии базовых спешиалов (в том числе и усиленные линейкой суперов), вагон документированных комбо и целый поезд комбинаций кнопок, о которых вам расскажут только на специализированных форумах.
В число персонажей беты, например, вошел Джонни Кейдж с уникальной механикой «звездности» (накапливается с помощью таунтов и таунт-завершений атак) – она позволяет, извините за жаргон, кэнселить спешиалы в спешиалы. Если вы не поняли это выражение, то и играть за Джонни Кейджа вам, в общем, бессмысленно. Арсенал обычных атак у него не очень, зато активная звездность позволяет ему отвешивать эпические связки атак на половину линейки жизни. Впрочем, даже банального natural combo Ли Мей с чередованием подсечки и удара по голове сверху хватает, чтобы поставить в тупик любого человека, который не умеет читать атаки врага и вовремя чередовать нижний и верхний блок. Он просто умирает, не понимая, что вообще происходит (больно и обидно, когда такое случается с тобой).
Так что если хотите пробовать онлайн-бои в Mortal Kombat, то лучше делать это на релизе (когда еще не все соперники выучили комбо на половину линейки жизни) и в обнимку с гайдами.
Напоследок скажу вот что: в бете чертовски порадовал дизайн персонажей: давно не видел такой хорошей Китаны, а Джонни Кейдж – пожалуй, лучший в истории Mortal Kombat. Смотришь на его повадки и ужимки и понимаешь: именно он и есть настоящая душа Mortal Kombat, а вовсе не унылый Лю Кан. А из фаталити самое классное – у Ли Мей: она выдирает кишочки, поджигает их и запускает голову врага в небо, словно это китайский фейерверк. Смотрю на него и радуюсь: новый Mortal Kombat уже совсем скоро выходит, и я уже занес ему чемодан!