Часто внутренняя картинка, трафарет, с которым мы сверяем действительность, настолько ее перекрывает, что мы начинаем взаимодействовать с образом, а не с реальностью. Это «выключает» нас из действительности, помимо нашей воли и стараний. И тогда появляется ощущение, что вроде бы говорим, а не слышим, спрашиваем, а не понимаем. Информированы, но не осведомлены.
Так обычно происходит с разговорами о школе с детьми. Начало обучения – это период, когда есть риск смещения акцентов с человеческих отношений на функционал. Бывает трудно не свести живое общение к обмену информацией, а помощь и поддержку – к коррекции. Видеть человека – живого, близкого, теплого, чувствующего, а не «носителя знаний, умений, навыков», успешности и оценок.
Конечно, «первый раз в первый класс» – это много фактических изменений. Режим, требования, обучение – как обязанность, а не развлечение, особая система отношений со взрослыми и одноклассниками, которых чаще не выбираешь, а взаимодействовать надо много и на перспективу.
Начните с того, что вспомните себя в школе. Что волновало вас, когда приближалось ваше первое сентября? С каким чувством вы его ожидали? Как вам было? Что вас поддерживало, а что, например, угнетало?
Посмотрите не на девочку в переднике или мальчика в костюме, а в глаза своему ребенку. Обнимите ее или его всей душой. И отпустите. Это, возможно, будет первым серьезным испытанием, когда ребенку придется самостоятельно сталкиваться с оценкой другими людьми, а вам ощутить все прелести статуса родителя школьника.
Правильный настрой для начала учебы очень помогает ребенку легче принять новизну ситуации и адаптироваться к ней. Однако, любая ваша продуманная тактика (в том числе направленная, например, на то, чтобы ребенок, приняв необходимость посещения школы, настраивался на поиск того, что ему поможет, а не акцентировался на предстоящих трудностях), не должна мешать вам видеть и принимать чувства ребенка. Понимание и принятие опасений не обязывает вас автоматически отменить поход в школу, но позволит ребенку быть уверенным, что его понимают, он может рассчитывать на вашу поддержку. В конце концов, это вклад в его будущее, как развитие способности осознавать, принимать и верить своим эмоциям… и отделять их от поступков.
Помните, что самая важная задача начальной школы – это адаптация (в том числе, и родителей) к новым условиям, поддержание интереса к учебе и формирование базовых учебных навыков (развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, планирование выполнение заданий, понимание и принятие учебных задач и т.д.). И это гораздо важнее и ценнее, чем освоение определенного набора знаний.
Но как про школу разговаривать с ребенком, на что обратить внимание? О чем спросить, когда забираете из школы, чтобы это не было дежурным «сколько смайликов ты сегодня заработала?», «сколько раз ты поднимал руку на математике» или «что задано?».
- С кем ты сидел на уроках? Как тебе было?
- С кем бы хотел сидеть, если бы мог выбрать. Почему?
- Есть ли знакомые ребята в классе? А ребят, которые уже дружат друг с другом?
- Как ты себя чувствуешь? (в том числе, обратите внимание на соматические жалобы, например, на головную боль и боль в животе).
- Чем кормили в столовой? Вкусно? Сытно?
- С кем шел в столовую? С кем сидел там за одни столом?
- Чем занимался на перемене? Удалось ли поиграть?
- Какой урок понравился больше? Почему? Какой не понравился и почему?
- Что было нового и действительно интересного или удивительного?
- Скучал ли? Если да, как справлялся?
- Устал?
- Было ли что-то, что осталось непонятным?
- Нужна ли помощь?
- Удобно ли в форме? Пенал, тетради, учебники, рюкзак – всем удобно ли пользоваться?
- Как тебе кажется, как к тебе относится учитель? Почему ты так думаешь?
- Были ли сегодня непонимания между детьми и учителем. Как реагировал учитель? А ты, что по этому поводу думаешь?
- Смеялся ли ты сегодня? Над чем? Было ли что-то, что веселило или порадовало?
- Чем ты сегодня гордишься в себе, за что себя хвалишь?
- С каким настроением думаешь о том, что пойдешь в школу завтра?
Опытные родители и те, для кого это будет первое «первое сентября» для сына или дочери, добавляйте свои идеи!
Если Вам нужна консультация, просто напишите в WhatsApp, что хотите прийти на прием
+7 921 744 74 92 Мария Фомина
Запись на ндивидуальные консультации WhatsApp +7 921 744 74 92 Мария
и на групповую терапию
«Взрослые дети» [color=1b81c]https://www.b17.ru/trainings/httpsvkcomclub221417317/[/color]
Родители подростков https://www.b17.ru/trainings/httpsvkcomagoodparents/
Автор: Фомина (Христофорова) Мария Игоревна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru