В первых двух частях нашего маленького сериала, посвященного отечественным вокально-инструментальным ансамблям, мы попытались доказать, что наши ВИА исполняли не какую-то уникальную и присущую только нашей стране «советскую эстрадную песню», а ту же наиболее актуальную на тот момент музыку, которую играли их западные и восточно-европейские коллеги, в большинстве случаев - рок различных направлений. При этом одной из особенностей репертуара очень многих филармонических ансамблей, особенно представляющих национальные республики, было то, что их музыканты очень активно обрабатывали в своем стиле народную музыку. Это почему-то стало основанием для утверждений, что эти коллективы исполняли фолк-рок. Так ли это?
Для начала возьмем определение фолк-рока, которое дает большинство более-менее авторитетных музыкальных ресурсов и та же Википедия. Они указывают, что фолк-рок — это направление рок-музыки, возникшее в середине 60-х годов в Великобритании и США под влиянием английской и американской (имеется ввиду ее англосаксонский сегмент) народной музыки. При этом фолк-рокерами использовалось сочетание «классических» для народной музыки акустических инструментов (гитар, мандолин, скрипок, фортепиано, различных духовых) с электрогитарами и ударными установками. Музыканты, работавшие в этом направлении, исполняли как народные песни, так и песни своего сочинения. Сам термин "фолк-рок" впервые был использован в музыкальной прессе США летом 1965 года для описания музыки группы The Byrds. Вот как «птицы» звучали:
Ютуб-канал The Ed Sullivan Show
Автором этой знаменитой песни был Боб Дилан — признанный фолк-рокер, бОльшая часть творчества которого, в нашей стране была бы названа «бардовской песней». А вот «классика» английского фолк-рока — группа Fairport Convention, которая играла как английские народные песни, так и свои собственные, как, например, в этом случае:
Ютуб-канал lazy poker
К чему же все эти отвлеченные размышления? Просто мы попытались доказать, что «фолк-рок» это вовсе не исполнение любых народных песен в рОковом ключе, а лишь стилевое направление «классического» рока, базирующееся на использовании определенных инструментов и англо-саксонской песенной традиции. Вот еще одно доказательство. Песня «House Of The Rising Sun» — самая что ни на есть народная:
Ютуб-канал Torsten MacPherson
Но назвать группу Five Finger Death Punch «фолк-рокерами» никому в голову не придет.
А вот теперь можно наконец перейти к нашим родным ВИА, которые, как утверждается во многих источниках и, зачастую, написано в их «официальных биографиях», исполняли «фолк-рок». Самым знаменитым в этом плане, пожалуй, можно считать челябинский ансамбль Ариэль,
который с самого начала включал в свой репертуар обработки фольклора, а его первой записью, вышедшей на фирме Мелодия в 1973 году, был парафраз (обратите внимание на термин) русской народной песни «Отдавали молоду»:
Ютуб-канал levushka kublanov
Это никакой на фолк-рок, а самый настоящий прогрессив, причем высшего качества. А номер «На улице дождик» сделан скорее в стиле «тяжелого блюза»:
Ютуб-канал Влад Ермаков
А вот песня «Порушка-параня» — это уже нечто вроде «тяжелого диско»:
Ютуб-канал Венера Ситдикова
Но точно не фолк-рок…
Конечно же, нельзя не вспомнить обработки народных песен, сделанные белорусскими «Песнярами». Мы специально взяли три композиции, входившие в репертуар этого замечательного ансамбля в разные периоды его истории. Песню «Стоит верба» можно отнести к первому этапу творчеству «Песняров», она была записана еще в 1971 году. По музыке это, безусловно, прогрессив, сдобренный весьма актуальным и находившимся тогда «на пике формы» психоделическим роком:
Ютуб-канал Сергей
Номер «Вино мое зелено» был записан в 1983 году и представляет собой, на наш взгляд, «чистый» прог-рок, да еще и записанный «вживую» на концерте:
Ютуб-канал Максим Сидельников
(Много ли тогда в мире было рок-музыкантов, способных так сыграть и спеть без всяких наложений, плей-бэков и прочих электронных ухищрений?) А вот в композицию «Кармялюга», записанную в 1996 году, белорусы добавили хорошую порцию «тяжеляка», по сути превратив ее в хэви-прог:
Ютуб-канал Сергей
В общем «фолк-роком», на наш взгляд, тут и не пахнет...
На сегодня, пожалуй, прервемся, а в следующий раз вспомним ВИА из национальных республик, делавшие свои обработки народной музыки, и попробуем выяснить, был ли это «фолк-рок» или все же нечто иное.
Продолжение следует.
Автор заметки - МЮ
Предыдущие материалы по теме:
Наш медиа-партнер Радио "Выход"
Радио "Выход" приглашает:
Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике: