«…Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил
И я живу у самого восхода.» (Ян Френкель и Михаил Танич, 1965).
Для, чего Греки делают большие спортивные регаты? Чтобы популяризировать и пропагандировать далекие острова, чтобы принести на них жизнь и дать местным немного веселья и работы. На остров, где живут на постоянной основе 250 человек, зашла регата в составе 50 яхт, 500 человек!
«Настоящая жизнь в городе начинается, когда в него заходят военные» (Фильм «О бедном гусаре замолвите слово»).
Остров, Псара вздрогнул и попрятался по домам. Жара +35.
Когда-то этот остров сыграл большую роль в Русско-турецкой войне. Сложно поверить, но жители именно этого маленького острова развернули освободительную войну против Османов и оттянули на себя османский флот, дав графу Орлову выиграть чесменское сражение. Остров был в центре событий, отправив на войну 45 кораблей, которых из торговых судов они переделали в военные.
Ну, через 50 лет турки им отомстили. И ГРЕЧЕСКОЕ слово Холоко́ст - это вовсе не про евреев, а про резню на Псаре. Через много лет это несчастье повторилось в Европе с евреями и слово Холоко́ст (др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») стало применимо, в основном, к их трагедии.
Собственно, греки остров примерно 100 лет назад отвоевали обратно, но жителей на нем почти не осталось.
Пустынный остров с 250 жителями оживает летом - родственники привозят пенсионерам внуков и отдыхают сами. Но гостиниц ноль, сервиса ноль, магазинов ноль. Мэр острова лично встречал регату на набережной и угощал выпечкой и компотом.
На остров пару раз в неделю заходит огромный паром - явно дотационный рейс, поскольку билет на нем до соседнего относительного большого острова Хиос стоит всего 20 евро, а эта дура здоровая жрет дизеля, наверное, на 20 евро в секунду:)
Что такое гоночная яхта? Это 5 комплектов парусов. И еще? Ни-че-го. Гоночная яхта - это минимум веса. Никакого багажа - только сумка максимум 7 кило на человека, никаких продуктов - бутерброды и вода. Плитка, которую можно включить, если удалось причалить первыми в марину (порт для яхт) и микроскопический ящик-холодильник.
Я традиционно явилась на яхту с ножеточкой и фирменной сковородкой AxWild.
Счастливый капитан закрыл глаза на перевес, переточил все ножи на яхте и купил яйца. Теперь на длинных переходах между регатами может себе позволить пожарить отбивную и яичницу.
В маринах во время регат, понятное дело, свободных мест нет. Поэтому к первым пришедшим в марину яхтам остальные швартуются лагом (бортом). В результате первые имеют плюс - электричество и воду, которую можно дотянуть до вторых и даже третьих, но восьмые стоят без них:(
Ну и аттракцион перемещаться через 7 яхт, чтобы сойти на берег - дело сложное, особенно в ночи. А первые принимают на себя другой удар - 70 человек (7 экипажей, стоящих бортом к первым) топают по палубе круглосуточно. Помимо генеральной приборки утром, первым обеспечена и веселая ночь с разноязычным матом подгулявших экипажей, которые спотыкаясь перелазят через леера и прочий такелаж 150 раз за вечер. Ну и бонусом - местные песни в ближайшем кафе до трех ночи.
Это 👇 носовая каюта.
А это кормовая «каюта» - два комплекта двухэтажных коек по двум сторонам. Никаких дверей, полок, подушек…
Кстати, вы знали, что слово КОЙКА - это морской жаргон? 👇
Ну и где спим? Если гонка длинная, то экипаж 10-12 человек делится на 2 и после 21.00 меняется на вахту в ночь каждые три часа.
Если яхта идет в большом крене и в лавировку - галсами, ну, то есть против ветра зигзагами, то спящий экипаж при каждом повороте должен переползти на койку на стороне открена, распереться там звездочкой, поскольку наклон 45 - это нормально и продолжать работать балластом на открене.
Если ветер попутный, то идет глиссирование по волне, потом яхта проваливается между волн и идет качка нос-корма. Бегать по бортам не надо, но все максимально должны сползти в корму и работать балластом.
Перемещение экипажа (тонна веса), работает на яхте очень серьезным образом. И не дай Бог, в штиль решите переместить тело. Сто кило прыгнувших резко с борта на борт при штиле, могут остановить слабое движение с трудом перемещающегося парусника, поэтому сидим на пекле или под дождем - не чихаем! Замерли. Часами. Иногда сутками.
Ветер - очень тонкая штука. Иногда его включают всем, а выключают только для тебя - попадаешь в пятно штиля: 200 метров вокруг тебя вся регата, хоть и медленно, но идет, а ты плюнул в воду - и смотришь как оно плавает под бортом. Час. Два. И вдруг налетело. И погнали. Аврал, команды, паруса летают, веревки свистят - щелкнул клювом, получишь травму.
Моя позиция тут. Рабочее место называется «пианино». Куча фалов, оттяжек: грот, стаксель, генакер - поднимаются и опускаются по команде моими ручками.
Разбираться в этой куче верёвок мгновенно умеет мало кто.
Ну вот я тоже щелкнула клювом и кусок пальца веревка снесла в мгновение.
Я уже постаралась фоточку нестрашную сделать, «на завтра»:) на момент рывка это выглядело значительно печальнее.
Ничего особенного, просто на порыве ветра порвали пополам огромный генакер - это который пузом, размером с футбольное поле, красиво впереди летит. Начался аврал и веревку вниз я скинула без двух шлагов на лебедке, только на одном. Дайнема (веревка 12 мм) под весом остатков рваного паруса свистнула хлыстом через мою руку. Перчатка в хлам, один палец попал под раздачу. Парус я удержала, никто и не заметил:)
Сегодня день отдыха. Мы на этом чудесном пустынном острове организуем в единственном местном ресторане «полную посадку». Местные рестораторы в лице трех пенсионеров близки к инфаркту.
В двух других заведениях этого острова купить можно только воды и кофе. Кофе ждать час. Вода быстро - самообслуживание из холодильника.
Реально, еды нет. Толпы людей бродят по берегу с кучей денег, а местные 250 жителей не способны поставить даже шаурму и пиво.
Чего я буду делать завтра с этой дыркой в пальце и кучей веревок не ясно. Но пока не завтра, а сегодня. Наслаждаемся присутствием на выжженных солнцем камнях, где 250 жителей-греков работают щитом против турецкой экспансии.
А вы думали спортивная регата по греческим островам это устрицы и шампанское?
Мой любимый капитан Максим Немченко управляет в спортивных регатах этой яхтой: