Найти тему

Японский чай как идеальный чай кофейщиков

Ну вот я и добрался до кульминации всего такого блока рассуждений, который я назвал «Чай кофейщиков». И кульминация эта будет очень простой. Я напишу о том, что японский чай — это идеальный чай кофйщиков, а потом объясню, почему. Сделав, предварительно, важную оговорку.

Photo by Sugarman Joe on Unsplash
Photo by Sugarman Joe on Unsplash

Под японским чаем я буду сейчас понимать базовое и, в каком-то смысле, экспортное чайное предложение Японии. В которое входят всего всего несколько чаев: сенча, банча, ходжича, генмайча и матча. И в котором иногда участвуют гёкуро и некоторые другие японские чаи. Я прекрасно знаю, что японская чайная культура оперирует значительно большим количеством чаев — но не менее прекрасно знаю, что за пределами Японии эта самая японская чайная культура представлена почти исключительно перечисленными напитками. Так что когда я там дальше напишу, что вкусы и ароматы японского чая укладываются в очень ограниченный сенсорный диапазон, не нужно меня сразу обвинять в том, что я просто не пробовал разного японского чая. Пробовал. Но я веду речь, в первую очередь, о японском чайном мэйнстриме.

Ну а теперь, собственно, к делу. Итак.

Японский чай — это лучший чай кофейщиков. Он идеально вписывается в кофейную парадигму и при организации подачи чая в кофейне именно японский чай следует рассматривать в первую очередь. Причин на то есть целое множество.

Во-первых, японский чай, как уже отмечалось выше, работает в очень ограниченном сенсорном диапазоне. Базовые зеленые японские чаи — это травяная свежесть, терпкость, морские ноты, умами и сладость. Генмайча и ходжича немного расширяют японскую вкусо-ароматическую базу, но не очень сильно, еще на несколько тем: печеную, пепельную, семечковую и масляную. Иногда всю японскую чайную сенсорику и вовсе упрощают до четырех тем: сладкой умамистой, свежей травяной, горько-терпкой и печеной. Иногда раскручивают до скудненького колеса вкусов и ароматов. Но в любом случае по сравнению с тем же китайским чаем японская чайная сенсорика получается очень простой.

www.sazentea.com
www.sazentea.com
chajinlife.com
chajinlife.com

Такая сенсорная ограниченность не только привычна кофейщикам. Она еще очень комфортна для людей, которые работают с японским чаем — потому что ограниченным сенсорным диапазоном проще управлять. И потребители ее тоже любят — потому что японский чай легко запоминается и узнается (по вкусу, по виду, по названиям), что позволяет сразу чувствовать себя разборчивым ценителем.

Photo by Chris Lawton on Unsplash
Photo by Chris Lawton on Unsplash

Во-вторых, японская чайная эстетика актуальна, в достаточной мере глобализована, лаконична, гигиенична, асексуальна и довольно давно не выходит из моды. Ну то есть, по сути, не отличается от современной кофейной эстетики. А иногда и вовсе сливается с ней, как в посуде Hario. Мало того, у японской чайной эстетики еще и исторический бэкграунд богатый. В современной кофейной культуре с таким бэкграундом обычно проблемы. Так что  японская чайная эстетика вписывается в кофейную эстетику не просто так, а заполняя лакуны и позволяя персоналу кофейни время от времени изображать из себя знатоков самурайского духа.

В-третьих, в японском чае есть немножко самого сокровенного знания. Специфические режимы заваривания, заметно влияющие на результат, простые, но запоминающиеся технологические нюансы и несколько загадочных слов. Ну то есть японскому чаю реально можно учить. Понятное дело, что на уровень, достаточный для работы в кофейне, любого неидиота можно вывести за день, особенно если методичку написать или подробные этикетки сделать. Ну то есть это не сопромат. Но специальная подготовка все равно нужна — а кофейщики это дело очень любят.

Мало того, в японском чае есть богатая тема для терминологического нацизма. Можно на полном серьёзе спорить, как писать и произносить названия японских чаев — по Поливанову или через другие системы транскрибирования. Ну то есть, грубо говоря, как правильнее — матча или маття. А там, где можно спорить, там можно и выпендриваться — что очень ценно, конечно. Особенно когда по делу сказать нечего.

В-четвертых, Япония, как известно, с 1952 года является ведущим поставщиком на мировой рынок неведомой гребанной фигни. А это значит, что ввязавшись в японскую тему на уровне японской чайной классики, можно будет однажды подтянуть к ней и необычные ароматизаторы, и странные RTD-напитки, и смешную японскую кондитерку, и редкий японский чай. Типичным примером такого расширения японскости является возникшая не так давно мода на юдзу. Период ажиотажного добавления юдзу в том числе и в чай уже, вроде как, прошел. Но ощущение того, что апельсины — для лохов, а юдзу — выбор мастеров, осталось.

В-пятых, у японского чая проработанная маркетинговая мифология. И культурно-историческая, и оздоровительная, и этическая, и экологическая. Мало того, японская чайная маркетинговая мифология отлично вписывается в глобальную японскую маркетинговую мифологию. Которая уже давно сформировала устойчивое представление о том, что все японское — это круто. А еще японский чай обеспечен неплохим информационным сопровождением — прямиком из Японии и на английском языке.

В-шестых, японский чай может быть терруарным и миллезимным продуктом высочайшй степени информационной прозрачности. Оставаясь при этом продуктом достаточно простым для понимания. От информационной прозрачности гуандунских улунов у среднстистического кофейщика может мозг вскипеть. А информационную прозрачность сенчи из Сидзуоки он примет как родную.

В-седьмых, японский чай представлен на рынке в самом разном виде и по самой разной цене. Его можно купить в России относительно недорого и сомневаясь в его японскости — в таком дешевом чае даже основные маркеры будут считываться слабо. А можно заказывать прямо из Японии и задорого. Ну и между двумя этими крайностями можно найти кучу промежуточных вариантов. Можно, например, японский чай в Польше покупать. Или в США. Есть из чего выбирать, короче.

Photo by Jason Leung on Unsplash
Photo by Jason Leung on Unsplash

В-восьмых, среди японских чаев есть матча. С которой кофейщики отлично работают и о которой я уже писал.

Ну и так далее. Наверное, если поднапрячься, японскому чаю можно придумать и другие кофейные достоинства. Но и тех что я перечислил, достаточно для того, чтобы рассматривать именно японский чай как самый удобный чай для использования в кофейных проектах. Он, конечно, не лишен системных кофейных недостатков чая. Для него понадобится дополнительное оборудование и дополнительные технологические процессы. И уходить он тоже будет медленнее кофе. Но все эти недостатки неизбежны для любого чая — а вот такого количества кофейных достоинства ни у какого другого чая нет…

Ну все, производители и продавцы японского чая мне теперь должны. Банзай!

Еда
6,93 млн интересуются