Найти тему

Бумажные VS электронные книги. За и против от книгочеев в Арктике

Сегодня книги уступают в популярности интернету и телевидению, но не уходят из нашей жизни насовсем. Рассказываем о проекте, который помогает развивать классическую культуру чтения в Архангельске, и как в этом помогают арктические льготы и поддержка АЗРФ.

Бумажные начинают и выигрывают

Цифровизация проникла во все сферы нашей жизни. Мы общаемся в социальных сетях и мессенджерах, решаем житейские и правовые вопросы посредством удобных электронных сервисов, даже еду и одежду заказываем через интернет. Вот и современная книга претерпела изменения, получив цифровой формат. Сегодня читать можно с экрана смартфона, планшета, слушать аудио-версии любимых произведений, скачав в один гаджет десятки книжек. Но почему бумажные носители не уходят в прошлое? Приведём несколько аргументов.

Возможность обладать. Покупая бумажную книгу, вы можете держать её в руках, ощущать шелест и запах страниц. А еще красивая книга в качественном переплёте может стать настоящим украшением книжной полки или прекрасным подарком заядлому чтецу — если это редкий экземпляр или коллекционное издание.

-2

Удобство и доступность. Возможность прочесть любимое произведение на бумажном носителе не зависит от подключения к сети или доступности онлайн-сервиса в вашем регионе. Книга всегда под рукой. В ней удобно одновременно держать несколько страниц открытыми, возвращаясь и перечитывая любимые моменты.

Информационная полезность. Содержание бумажных книг усваивается лучше и быстрее, остаётся в памяти дольше. Достижению необходимой глубины способствуют тактильные ощущения и больший визуальный охват.

-3

Вот и предприниматель из Архангельска Дарья Титкова, владелица книжного магазина «Все свои» считает так же. Девушка очень любит читать, но ей всегда было сложно находить интересную литературу в местных книжных. Не хватало глубины и разнообразия ассортимента — как офлайн торговых точек, так и онлайн-площадок. Среди знакомых нашлись единомышленники, которым тоже недоставало имеющихся книг. Так и созрело решение создать собственный, независимый магазин, в котором найдётся вся нужная литература. При этом предприниматель чаще предпочитает классическую книгу электронной.

— Я обычно читаю не самые простые тексты, поэтому мне необходим бумажный носитель. 90% того, что я читаю — это бумага. Мне так удобнее и легче воспринимать информацию. При этом у других людей могут быть иные навыки чтения, всё очень индивидуально, — объясняет Дарья Титкова.

В качестве аргументации в пользу бумажных книг девушка приводит эстетическое удовольствие от красивого издания, невозможность некоторыми читателями воспринимать сложный текст через электронный формат, а также удобство классической книги для заметок и ремарок во время чтения.

-4

«Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?»

Несмотря на то, что предприниматель владеет книжным офлайн магазином, она всё-таки не отдаёт абсолютное предпочтение какому-то одному виду носителей информации, выступая в защиту чтения в общем.

— Если человек читает, он читает разные форматы, и это нормально. Мы стараемся сделать так, чтобы люди воспринимали время, проведённое с книгой, так же, как нахождение в соцсетях или просмотр фильмов, занятие другими активностями. Для этого устраиваем в нашем магазине регулярные встречи с читателями, издателями, даже организуем концерты местных групп. Это позволяет расширить аудиторию магазина, привлечь новых покупателей, — рассказывает Дарья Титкова.

-5

Книги во «Все свои» владелица подбирает самостоятельно, заручившись поддержкой управляющей и продавцов. К последним при приеме на работу выдвигается единственное требование — быть чтецом. Иначе просто невозможно разобраться в огромном ассортименте представленной литературы. Ведь сегодня на полках магазина — около 5 тысяч книг более чем из 50 издательств!

Сам магазин позиционирует себя как независимый, то есть не принадлежащий к какой-либо федеральной торговой сети, поэтому и ассортимент литературы здесь по праву называют авторским. Он очень глубокий, разнообразный, можно найти не только художественные книги, но и литературу нон-фикшн, трактаты по философии, социологии, искусству, музыке, кино, театру, психологии, есть томики на иностранных языках и редкие образцы западных авторов. Если какой-то книги не найдётся на полке, продавцы с удовольствием подскажут, на какой площадке её удастся отыскать

-6

— Книг очень много, невозможно удовлетворить читательский спрос на 100%. Да и такой задачи перед нами не стоит. Нам хочется показать читателю то, что скрыто с главных страниц книжных маркетплейсов. Многие книги остаются в тени потому, что у издательств нет больших средств на их маркетинговое продвижение, но это не значит, что они недостойны внимания. Мы часто такие «вытаскиваем». Одна из ролей независимых книжных магазинов — помочь редким книгам, изданным небольшими тиражами или не столь широко разрекламированным, встретиться с читателем. У нас вы можете найти что-то, о чём даже не подозревали или не думали, что эта тема может быть вам интересна, — рассказывает Дарья Титкова.

-7

Поддержка, без которой не обойтись

Но всего этого могло бы и не быть, если бы предприниматель при открытии книжного магазина не получила статус резидента Арктической зоны РФ. Его меры поддержки предусматривают нулевые ставки по ключевым налогам — на прибыль, землю, имущество, снижение тарифа по упрощённой системе налогообложения, субсидирование страховых взносов в размере 75% от начислений. Также резидентам АЗРФ доступно получение земельного участка без торгов, компенсация расходов на подведение к нему коммуникаций, административная поддержка.

— Первые несколько лет работы книжного магазина — самые трудные, бизнес низкомаржинальный, большая удача, если удаётся выйти в 0, чаще работа идёт в минус. Всё, что связано с уменьшением налоговой нагрузки для магазина — это большой плюс, позволяет держаться на плаву. Без налоговых льгот и субсидирования страховых взносов нам было бы очень трудно. Другими мерами поддержки, кроме налоговых льгот пока не пользовались, но планируем подробнее изучить привилегии от Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Возможно, ещё чем-то воспользуемся при масштабировании проекта, — говорит предприниматель.

-8

А планов много. Уже сегодня в магазине продаётся сувенирная продукция архангельских производителей. Например, тетради и блокноты типографии «Правда Севера», открытки и свечи из мастерской «INSIDE», открытки из местной мастерской «Множество». Есть задумки по внедрению букинистического направления. Мы уверены, у тех, кто любит читать и старается привить это столь полезное умение окружающим — всё получится!