Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Как три казака рагромили целую вражескую автоколонну

Через год после вероломного нападения гитлеровцев на Советский Союз в центральной советской печати появились произведения, призванные сформировать у бойцов и мирных граждан ненависть к врагу, чинившему на нашей земле кровавые злодеяния. Прежде всего, это - рассказ М. Шолохова «Наука ненависти», стихотворение К. Симонова «Убей его!» и статья И. Эренбурга «Убей!».

Последний из них признался, что поводом для написания статьи стали письма гитлеровцев о том, что русские должны быть превращены в рабов. Его статья - наиболее пронзительный призыв к мести:

"Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Он возьмет твоих и будет мучать их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком...".

Врага советские бойцы уничтожали не только из огнестрельного оружия. Ранее уже писал как его били, орудуя топором и луком. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:

Сегодня расскажу о подвиге гвардии старшего сержанта Василия Огурцова, командира сабельного отделения 1-го взвода 4-го эскадрона 45-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского полка. 25 декабря 1944 года он в числе первых ворвался на станцию Кечкед под Будапештом. Когда в бою под ним погибла лошадь, сержант продолжал уничтожать врагов из личного оружия. Когда закончились патроны, бросился на них в рукопашную, сражаясь саперной лопатой. Он зарубил четырех фашистов и сам погиб в том бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Василий Васильевич Огурцов был удостоен звания "Герой Советского Союза" (посмертно).

В.В. Огурцов
В.В. Огурцов

Это был не первый героический бой лихого казака Василия Огурцова. В 1943 году он участвовал в освобождении Донбасса и Северной Таврии, городов Гуляйполе, Каховка, Голая Пристань и Цюрупинск, в 1944 году – в ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки противника, освобождении Правобережной Украины, Молдавии, Румынии и Венгрии.

Еще в ноябре 1944 года командование представило Василия Огурцова к геройскому званию за то, что он 12 октября 1944 года, находясь в дозоре головной походной заставы полка вместе с двумя другими казаками, разгромил вражескую автоколонну. Их забросали гранатами, уничтожали автоматным огнем, рубили шашками...

В наградном листе отмечалось:

"12.10.1944 года действуя в дозоре ГПЗ на маршруте ИНЕЦ — ШУШТОРОЛ — СИШТЕРЯ ст. сержант ОГУРЦОВ с двумя казаками встретил у высоты 286 колонну автомашин противника в количестве 30 шт. и три самоходных пушки. Казаки внезапно обрушили огонь своих автоматов на экипажи самоходных пушек и автотранспорт противника, противник в панике бросился бежать. Экипажи самоходных пушек приняли бой с тремя отважными гвардейцами, казаки забросали гранатами самоходные пушки и вывели из строя две самоходных пушки и вступили в рукопашный бой с экипажами пушек... В этом бою взято трофеев: 30 автомашин с грузами, 2 самоходных пушки, 1 танк, 8 мотоциклов, 3 орудия и более 2000 снарядов и много разного продовольствия и военного имущества".

-3

На заключительном этапе войны советское руководство и военное командование предприняли ряд шагов, направленных на то, чтобы остановить ожесточение и жажду мести, которые нередко выплескивались наружу. В 1945 году было издано несколько соответствующих приказов, появились публикации, призывавшие бойков и командиров отказаться от ярости, разъяснявшие, что жестокость в ответ на жестокость недопустима.

Правопорядок в советской зоне оккупации был наведен довольно быстро и решительно и, как отмечал историк О.А. Ржешевский, «лавина ответной мести не захлестнула Германию». Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ: