Пожалуй, самое большое заблуждение в христианстве - это миф о "первых христианах". Сегодняшняя церковь, понимая свое печальное состояние, время от времени заводит разговоры о том, что когда-то была первая церковь, где все любили друг друга, всё было общее, а вокруг совершались бесконечные чудеса и исцеления. Причем грешат этим все конфессии - от застрявших в византийской эпохе православных, до новомодных протестантов.
Но не было никаких чудесных первых христиан. Не было никакой первой святой и непорочной церкви. Христиане первых веков начали враждовать друг с другом почти сразу после ухода Христа. Апостол Павел в открытую конфликтовал с Апостолом Петром. Апостол Иоанн в своем послании "Откровение Иоанна Богослова" кидает предъявы семи церквям почти по всем смертным грехам.
Один из первых христианских историков Тертуллиан, живший на грани 2-3 веков, писал, что первые епископы имели свои армии и враждовали друг с другом за территории с жирной паствой. Да и сам Тертуллиан к концу жизни был отлучен от церкви за какую-то ересь.
Бытует мнение, что христиане "имели всё общее", мол это какое-то невероятное благо, свидетельствующее о любви между братьями и сестрами. Коммуна Чарльза Мэнсона тоже имела всё общее, что не мешало им бухать и убивать. В России в 90-е года по городам бегало "Белое братство" - у них тоже было всё общее. Продавали квартиры и несли в общую кассу. "Всё общее" - это первый же признак культа шизанутых фанатиков. Много ли из современных христиан захотят иметь всё общее? Дураков нет.
Именно фанатиками и называл христиан один из последних хороших императоров Марк Аврелий - стоик, философ и просто хороший человек вкладывающий огромные силы и средства в развитие афинских философских школ, помогая бедняками учиться, и создавая библиотеки и учебные классы. "Какие-то они слишком дерзкие и наглые" - примерно так сказал Марк Аврелий о христианах.
Гонения на христиан - тоже один из главных воспеваемых церковью мифов. Нам представляются светлые люди в белых одеждах, которые вещали о вере сопровождая своё вещание чудесами и знамениями. Но по сути это были группы радикальных фанатиков, у которых главная идея фикс была - пострадать. Христиане искали смерти, не ценили ни свою жизнь, ни окружающих, провоцировали беспорядки и бунты вызывая на себя гнев римских властей, которые без разбора казнили всех, кто наводил смуту.
Ну тогда может сам Христос с учениками являл собой образец идеальной первой церкви? Возможно их тусовка и была более миролюбивой, нежели последующие христиане, но она мало чем отличается от любого культа, который концентрируется вокруг сильной личности. Всё общее. Бомжевание. Отказ от родственников. Культ смерти и загробной жизни. Обесценивание денег. Создание ореола чудес и исцелений (ну примерно как у Кашпировского в 90-е). Хорошее образование основателя. А Христос, судя по тому, как умело внедрял в свои проповеди учение о Логосе и стоические притчи (например, "О добром самаритянине"), был очень хорошо образован. Что еще надо для идеальной секты?
Что спасло церковь от угасания и умирания? Не чудеса и знамения, и не глубокая спасительная философия. А чисто административный ресурс - христианство сделали официальной религией Римской империи. Взамен стоицизму и прочей либеральной зауми нужен был доступный для средних умов культ. Именно этот роковой шаг и породил самые темные времена в истории человечества - средние века.
Для чего нужен этот миф современной церкви? Очень просто - чтобы хоть как-то оправдать интеллектуальное отставание от цивилизации и попытка найти новый сценарий, который поможет решить проблемы церкви, побороть пороки и вернуться к светлым истокам. Но сценарий этот утопический. В будущее церковь смотреть не может, так как будущее за наукой, психологией, образованием, гуманизмом и за всем тем, что развенчивает христианское суеверие. А в прошлом ничего нет.