Найти в Дзене
Кафана

Забытая мелодия Райков

Ученица Леонида Пастернака имела всего одну выставку… в витрине магазина

История сказочных миров иллюстраций Ники Гольц заставляет задуматься - кто же был первым учителем рисования у юной художницы. В детстве Ника Гольц посещала как и вся арбатская рисующая детвора уроки Ольги Александровны Бари-Айзенман. Каково же было мое изумление, когда я открыла для себя чудесную художницу, чья деятельность не была удостоена выставок - видимо, маловато было изображений вождей революции ее кисти.

Ольга Александровна Бари-Айзенман
Ольга Александровна Бари-Айзенман

Жизнь этой прелестной, одарённой женщины разделилась в своей реализации ДО и ПОСЛЕ.

ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 года - Ольга Александровна Бари родилась в Петербурге 7 февраля (24 января) 1879 года. Отец - инженер и предприниматель Александр Вениаминович Бари, мать - Зинаида Яковлевна Бари (урожденная фон Грюнберг).

Юная Ольга окончила Высшие женские курсы и собиралась стать историком.

«До чего у нас хорошо на курсах! Чудо! Я прямо-таки счастлива. Если мне удастся много и толково заниматься, я буду положительно счастливым человеком. Так светло впереди… Хочется много, много знать, жить! Во мне никогда не было столько энергии и силы!»

Ольга ещё не знала о предстоящих переменах в своей судьбе, и готовилась к посещению Италии в 1903 году. Эта страна оказалась знаковой и ошеломляюще подействовала на юную барышню. Как историк она не состоялась, зато стала брать уроки живописи у Леонида Осиповича Пастернака. Подружилась с огромной семьей мэтра и вошла в круг начинающих живописцев.

С 1907 года ежегодно участвовала в выставках Московского товарищества художников (МТХ), "Мира искусства", Общества художников "Московский салон"

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 года при жизни автора ее произведения экспонировались лишь однажды. Витрины магазинов на улице Горького (ныне Тверская) были оформлены в честь празднования 800-летия города картинами художницы. Было это в 1947 году.

Исключенная из художественной жизни, сознательно оказавшись вне становления нового «творческого» метода – «социалистического реализма» и всей сложной, неоднозначной борьбы за выживание, Ольга Александровна продолжала работать в атмосфере чистого искусства, причём совершенно естественно и спокойно. Никто не знает, как это ей удалось и чего это ей стоило.

Между тем Ольга Айзенман неустанно рисовала на пленэре, посещала усадьбы для натуры и создала ряд светлейших работ в Райках. Это чудная усадьба в Подмосковье по Курскому направлению. Дневниковые записи того периода испещрены замыслами пейзажей, и художница их осуществила. Райковские работы имели успех на XIX выставке картин Московского товарищества художников, но только ДО революции. Оцените светлые пастели и работы маслом Ольги Бари-Айзенман:

Автопортрет 1910 г.
Автопортрет 1910 г.

Прачки, Быково 1916 г.
Прачки, Быково 1916 г.

Весна в Райках
Весна в Райках

На Пахре
На Пахре

Поздняя осень в Райках
Поздняя осень в Райках

Белый дом в Райках
Белый дом в Райках

Зима в Райках
Зима в Райках

Золотая осень
Золотая осень

Нескучный сад
Нескучный сад

На пляже
На пляже

При первом же взгляде на пейзажи О.А. Бари-Айзенман проникаешься ощущением светлого и естественного чувства любви к Родине, это роднит ее живопись с березками и рябинками Игоря Грабаря.

Любовь художницы к имению Райки рождают в душе щемящее чувство родины, глядя на смену времён года на пастелях и холстах Ольги Александровны.

Всё в этих картинах согревает душу, потому что созданы они благодаря непреодолимой жажде красоты, созерцательной, чистой жизни духа, постоянной потребности живописного осмысления мира.

Почему же пейзажи О.А. Бари-Айзенман не были избраны для выставок, в отличие от обласканного вниманием советских властей Игоря Грабаря? Ведь работы художницы обладают гармоничной композицией, изысканным колоритом, каждая работа имеет свой ритм живописных пятен и свой, присущей только ей цветовой «ключ».

К счастью, Ольга Александровна состоялась в семье. Без близких по духу единомышленников – мужа, Семена Борисовича Айзенмана, юриста по профессии, дочери Татьяны Айзенман (Семеновой) искусствоведа, и сына-художника Алексея Айзенмана мы никогда не увидели бы бережно сохранённые работы художницы. Сын Ольги Александровны рисовал ее при жизни, как и мать любовно изображала своих детей.

Алексей Айзенман «Портрет матери»
Алексей Айзенман «Портрет матери»

«Таня», Ольга Бари-Айзенман
«Таня», Ольга Бари-Айзенман

«Алёша» Ольга Бари-Айзенман
«Алёша» Ольга Бари-Айзенман

Внучка художницы Ольга Вельчинская выпустила мемуары «Квартира № 2 и ее окрестности» о московском житьё-бытье творческой семьи. Ведь Алексей Айзенман воспел в своём творчестве заповедную Москву.

Оцените автора статьи лайком
Оцените автора статьи лайком

Совершенно очевидно, что художница гордилась бы своими творческими вечерами, но при жизни ей было дано испытать гордость за талантливых детей и мужа-единомышленника. Хоть сколько-нибудь значительных выставок при советской власти Ольга Бари-Айзенман так и не дождалась.

В 1980 году работы Ольги Александровны были показаны на вечере Клуба живописцев на Кузнецком мосту, в 1996 году состоялась первая персональная выставка в «Ковчеге», в 1997 — в выставочном зале редакции журнала «Наше Наследие». Наследие Ольги Бари-Айзенман помимо светлых картин - ее дети и ученики - историк и москвовед Сигурд Оттович Шмидт; ученый, дипломат и правозащитник Юрий Алексеевич Рыжов; блистательные художники Ника Георгиевна Гольц и Татьяна Исааковна Лифшиц, искусствоведы Татьяна Павловна Каптерева-Шамбинаго и Евгения Владимировна Завадская. 

Быково. 1916 г. Ольга Бари-Айзенман на пленере
Ольга Александровна Бари-Айзенман. Звенигород. 1953 г.
Быково. 1916 г. Ольга Бари-Айзенман на пленере Ольга Александровна Бари-Айзенман. Звенигород. 1953 г.

-17

-18

Похожие материалы о жизни и творчестве художников 🎨

Ваша @Кафана

Кафана