Уже совсем скоро наступит 1 сентября. Это волнительный праздник, и новый рубеж. Особенно для мам и детей, которые идут в первый класс. Меняется многое - устои детского сада (если ребенок ходил в него) или жизнь в семье, где за длительное время многое стало таким знакомым и понятным.
Хочу поделиться с вами советами - какие действия могут помочь адаптироваться к школе и 1 классу.
Отмечу, что это будет особым периодом как для ребенка, так и для всей семьи. Особенно для мамы - если это первый ребенок и первый школьный опыт с ребенком.
Начну с определения:
адаптация (от лат. adaptio – приспособление) - приспособление организма к условиям внешней среды.
У детей с разным типом личности, характером, особенностями это приспособление проходит по-разному. Да и требования в школе, загруженность класса, личность учителя будет играть в этом не последнюю роль. Кто-то привыкает к новым условиям за 10-15 дней, а у кого-то этот процесс может длиться несколько месяцев. В среднем адаптация идет 2 -2,5 месяца (Но может быть и дольше).
Что можно предпринять, чтобы помочь себе и ребенку легче стартовать в новом большом цикле?
1. Настроиться на то, что это новый большой этап для семьи.
Дать себе и ребенку время, чтобы его прожить. Не торопить, не стараться успеть все, не сравнивать себя и ребенка с другими, не обесценивать. У каждого свой темп и ритм.
2. Если есть возможность, до 1 сентября - прогуляться несколько раз до самого здания школы. Рассмотрите его, посчитайте вместе окна, сколько этажей и т.д. Пусть ребенок найдет и покажет дверь, входные калитки, стадион (если есть). Таким образом ребенок может постепенно знакомиться с новой областью.
3. С той же целью можно вместе посмотреть фотографии различных школ. Как они выглядят снаружи и внутри. Поразглядывать парты, доски, окна. Как выглядят рекреации, туалеты, раздевалка.
Порассуждать над тем - какие есть плюсы и минусы сидеть на первом и последнем ряду. Как правило, в первый год детей несколько раз пересаживают. И если у ребенка будет более широкая палитра идей на счет разных мест в классе, это может снизить тревогу или несогласие в моменты изменений.
4. Обсудите важность режима. Определенных свобод и ограничений времени. Именно так -
сначала свобод, чтобы ребенок чувствовал, что пространство для игр и расслабления остается (после школы мы сможем целый час погулять в сквере),
а после - ограничений (чтобы успевать, нужно будет вставать в определенное время, чистить зубки, одеваться и успевать к первому уроку).
5. Спросите - есть ли какие-то страхи. Так легче будет их выявить и справиться. Обсудите вместе тревожащие моменты, расскажите -какие есть варианты справиться с тем, чего боится чадо.
Начинается школа:
1. Составьте вместе расписание дня. И следите за его выполнением. Ребенку важно, чтобы в жизни была стабильность. Расписание сможет обеспечить ее в определенной степени.
После обеда можно добавить разные игры или активности. Единственное - не старайтесь сразу включать большое количество кружков. Не каждый ребенок сможет выдержать подобные изменения и нагрузку.
2. Проговорите с ребенком (и периодически повторяйте) - что вам важно, как будет складываться его дни в школе. И что он может делиться с вами эмоциями и переживаниями, которые у него будут. Всем, что он хотел бы обсудить.
3. По дороге из школы спрашивайте - как прошел день. Постарайтесь, чтобы вопросы были разными, отражали как бытовую часть, так и эмоциональную.
Что запомнилось?
Что было интересного?
Что грустного?
Что удивило именно сегодня?
Как зовут соседа по парте?
Какая еда в столовой?
Что говорила учительница?
Нравится ли она?
Отпускают ли в туалет?
Как это происходит?
Какое настроение сейчас, после уроков?
Что хотелось бы сделать сегодня?
Вопросы и искренний интерес действительно важны: ведь то, что взрослому кажется неважным, для ребенка может быть очень волнующим.
4. Старайтесь не критиковать ребенка за промахи. При этом - разбирайте трудности. Старайтесь решить -как можно было бы поступить в будущем, чтобы избежать ошибки.
5. Поддерживайте. Находите (можно вместе) маленькие радости каждого дня. Иногда это - про точку зрения и умение видеть в ситуации что-то хорошее в разумных пределах ( пересадили в классе - повод узнать кого-то другого поближе; сказали выучить стих - отличная тренировка памяти; нужно сделать поделку - повод побыть на природе).
6. Обращайте внимание даже на маленькие победы (ты сегодня собрался в школу на 5 минут быстрее - здОрово! Уже сама портфель собираешь - замечательно!).
7. Понемногу настраивайте первоклашку на то, что разговоры- хорошо, но еще есть дела, которые важно делать. И делать в определенное время.
8. Перед сном (если есть возможность) выглаживайте ребенка.
Эмоционального и физического напряжения может быть так много, что оно будет отчетливо отражаться на теле - болезненность ног, перед сном ребенок дольше крутится, эмоционально более чувствителен.
В таком случае мягкое поглаживание ручек, ножек, животика способно снять часть напряжение с мышц и помочь легче заснуть.
9. Будьте готовы к тому, что сна (особенно первое время) может потребоваться больше. Так нервная система помогает справляться с повышенной нагрузкой. Если нужно -оптимизируйте время отхода ко сну.
10. Создавайте позитивный настрой. Родитель для первоклассника является авторитетом. И то отношение, которое взрослый транслирует относительно учебы, будет сильно влиять на общую картину.
11. Говорите, что любите. Если днем много дел или работа, выделите для этого время перед сном.
Мамина любовь, поддержка и принятие - один из самых важных элементов, помогающих преодолевать трудности и дающий силы.
Пусть все сложится наилучшим образом!
С уважением, Елена Рябинкина
Если статья была полезна, поставьте, пожалуйста, лайк. Или поделитесь с близкими.
Мой телеграм-канал тут
Есть вопрос, или хотели бы записаться на консультацию, моя почта: ryabinkina.elena@bk.ru