Кажется, что литература ужасов ставит перед собой задачу напугать или даже шокировать читателя. Однако за время существования жанра это цель трансформировалась из буквальной в метафорическую. Безумные маньяки, свирепые монстры, вампиры и зомби часто выражают не бессмысленный ужас, а человеческие пороки и общемировое зло.
Писатели в подобной завуалированной форме решают вечные вопросы, которые их больше всего волнуют. При этом они мастерски создают атмосферу: гораздо проще вызвать у человека чувство тревоги или напугать его, показывая кинокартину, чтобы сделать это исключительно с помощью слов нужен особый талант. Поэтому несправедливо говорить, что ужасы это жанровая низкосортная литература. Её действительно читают чаще классики и она более захватывающая, но от авторов она требует не меньших усилий.
Ужасы известны миру ещё со времён античности, предтечей современного понимания жанра стали готические романы XVIII века, которые включали в себя элементы сверхъестественного вместо чистого реализма. После этого в XIX веке случился настоящий прорыв: были опубликованы «Гензель и Гретель» братьев Гримм, «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, рассказы Эдгара Аллана По, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Луиса Стивенсона, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и «Дракула» Брэма Стокера. Все эти произведения являются классикой жанра, именно на них опирались авторы ХХ века и современные нам писатели.
В прошлом столетии произошёл бум жанровой литературы, в особенности ужасов и детективов. Это связано с распространением недорогих книг в мягкой обложке и массовых журналов. Именно на литературу опирались первые кинематографисты и из неё черпали основные каноны киноужасов.
Писатель Пол Шелдон, прославившийся серией любовно-приключенческих романов, чудом выживает в автокатастрофе.
Вот только приходит он в сознание не в больнице, а в чужом доме, хозяйка которого немолодая одинокая медсестра Энни Уилкс. Именно она спасла его, вытащив из-под обломков и оказав первую помощь.
Однако очень скоро он понимает, что Энни далеко не та, кем кажется. Она — давняя поклонница книг Пола и вырвала его из лап смерти с целями, бесконечно далекими от гуманности и милосердия...
Говард Филлипс Лавкрафт: Зов Ктулху
Дагон, Ктулху, Йог-Сотот и многие другие тёмные божества, придуманные Говардом Лавкрафтом в 1920-е годы, приобрели впоследствии такую популярность, что сотни творцов фантастики, включая Нила Геймана и Стивена Кинга, до сих пор продолжают расширять его мифологию. Каждое монструозное божество в лавкрафтианском пантеоне олицетворяет собой одну из бесчисленных граней хаоса. Таящиеся в глубинах океана или пребывающие в глубине непроходимых лесов, спящие в египетских пирамидах или замурованные в горных пещерах, явившиеся на нашу планету со звёзд или из бездны неисчислимых веков, они неизменно враждебны человечеству и неподвластны разуму. И единственное, что остаётся человеку — это всячески избегать столкновения с этими таинственными существами и держаться настороже…
Грейди Хендрикс: Группа поддержки для выживших девушек
Стремительный, пугающий и злобно-юмористический триллер, который отдает дань уважения самым популярным и культовым фильмам ужасов — «Техасской резне бензопилой», «Кошмару на улице Вязов» и «Крику».
Последние девушки — свидетельницы массовых убийств, которым повезло остаться в живых, убив своего монстра. Худшая ночь в их жизни заканчивается, но что происходит с ними потом?
Линнетт Таркингтон регулярно посещает группу психологической поддержки для выживших девушек. Приходит ужасная новость — убита одна из группы. События развиваются стремительно, и Линнетт понимает, что кто-то целенаправленно охотится за последними девушками. Она оказывается под перекрёстным огнём — ей не верят, её обвиняют. А монстр совсем рядом, в ночи, его нож жаждет крови.
Ещё больше книг в полной версии статьи по ссылке https://clck.ru/35PNgG