Автор Саймон Бэкгор
В ПУСТОМ КЛАССЕ В средней школе Фредериксберга сидит Кира Валер Нильсен. У ее учеников летние каникулы, и Кира, учитель датского и английского языков, показывает мне несколько прошлогодних заданий своих учеников.
Она нажимает на видео, которое сделал ученик. На экране появляется женщина. У нее средний пробор в длинных каштановых волосах, которые заходят за уши и спускаются по спине.
Учеников попросили создать рекламу того, о чем они читали в научно-фантастическом рассказе. В рассказе есть компания Nostalgia, которая делает цифровых клонов реальных людей. Если, например, вы потеряли жену, то Ностальгия может помочь вам еще немного поговорить с ней.
Говорит женщина с каштановыми волосами.
Она выглядит серьезной, но с крошечной натянутой и обезоруживающей улыбкой. Когда она говорит, она немного двигает головой. Чуть вверх, чуть вниз, чуть в сторону. Но, похоже, что-то не так — что-то, чего я не могу точно определить.
Может что-то с глазами. Они смотрят на меня, но я не могу их разобрать. Может быть, потому, что между предложениями она возвращается в какое-то исходное положение с неподвижной головой и закрытым ртом.
Немного похоже на робота.
Может быть, это обман, что я говорю это. Потому что я на самом деле уже знаю, еще до того, как Кира нажмет кнопку воспроизведения, что женщина на видео никогда не стояла перед камерой и не говорила слов, которые я слышу от нее. Она никогда не рекламировала вымышленного производителя клонов. Она сама клон. Цифровой клон, созданный на основе искусственного интеллекта по сценарию учеников Киры. Немного похоже на научно-фантастический рассказ.
С момента запуска ChatGPT и всех его родственных ботов школьники по всему миру начали использовать искусственный интеллект для решения школьных заданий. Некоторые потому, что учитель попросил. Другие, потому что сами не выдерживают решения задач. Но что заставило меня посетить Киру Валер Нильсен в ее классе, так это не то, что она дала своим ученикам это задание. Это то, что Кира собирается клонировать себя. Может быть, даже пусть клон будет учить студентов.
Искусственный интеллект в настоящее время разрушает многие вещи, которые мы считали само собой разумеющимися в обществе. Например, это обучение происходит с одним учителем и многими учениками в классе. Прямо сейчас мы наблюдаем начало того, что может стать революцией в мире образования. Возможно, скоро у каждого ученика в мире будет свой личный учитель. Да-да, искусственный, цифровой — но такой, с которым они могут разговаривать, задавать вопросы и учить их всему, чему они хотят научиться. Вопрос в том, что же остается при этом преподаванию в классе, разговорам студентов друг с другом и — возможно, самое главное — людям, которых мы до сих пор называли учителями. Так что они собираются делать?
КИРА ВАЛЕР НИЛЬСЕН — учительница датского и английского языков в Copenhagen Media High School. Это средняя школа, где учащиеся могут изучать такие предметы, как программирование или общение. «Мне всегда нравилось общаться и учить. Я также всегда находил чрезвычайно полезным быть с людьми».
Но хотя Кире нравится быть с людьми, она также не знает, как использовать в обучении что-то кроме людей.
«Меня всегда интересовала научная фантастика, развитие технологий и их понимание. Что технология делает с нами как с обществом, как с отдельными людьми и с нашей психикой? Это всегда очаровывало меня».
Когда Кира вдруг увидела, что можно делать некоторые вещи, которые раньше были в фантастических рассказах, ей пришлось принести это на урок.
Например, она просила своих учеников создавать экспрессионистские произведения искусства с помощью генератора изображений с искусственным интеллектом — таких инструментов, как Midjourney и Dall-E, где вы пишете, как вы хотите, чтобы изображение выглядело, а затем машина создает изображение. А затем Кира также попросила своих учеников сделать презентации с этими людьми, созданными искусственным интеллектом — тем, что вы называете аватарами. Как тот, который я описал в начале этой статьи.
Но теперь Кира Валер Нильсен и ее коллега хотят сделать еще один шаг вперед. Они хотят клонировать себя.
«Первая цель — проверить, насколько это будет хорошо и реалистично. А потом мы проверим, для чего вы можете его использовать. У моего коллеги есть идея, что он хочет сделать несколько обучающих видео, которые представляют собой какой-то информационный справочный материал о каких-то технологических процессах в связи с кодированием или чем-то подобным электронным, где нужно что-то строить и создавать. Я мог бы использовать его для преподавания истории литературы и тому подобного».
Через некоторое время студенты копенгагенской Mediegymnasium могут получить видеолекции, которых никогда не было в реальности. Цифровые учителя будут выглядеть как Кира и ее коллега, которые также написали то, что говорят в видео. Но на самом деле они создаются машиной.
Но где это становится действительно похоже на научную фантастику, так это когда вы начинаете разговаривать с этими цифровыми учителями.
Может, до этого не так далеко. Если у нас уже есть чат-боты, с помощью которых вы можете печатать, и у нас уже есть алгоритмы, которые могут превращать звук в текст, а также у нас есть алгоритмы, которые могут вдохнуть жизнь во все предприятие и придать чат-боту лицо – «может быть, лицо вашего учителя – так что же мешает нам это сделать?
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЦИФРОВЫЕ НАСТАВНИКИ на самом деле были надеждой в течение многих лет. Представьте себе чат-бота или аватар, который узнает вас по мере того, как вы его используете. Он узнает, в чем вы хороши, где вы совершаете ошибки и что вам нужно, чтобы уйти от этих ошибок. Внезапно вы можете учиться намного быстрее. Вам не нужно ждать, пока остальная часть класса поймет то, что вы уже записали. И вам не нужно полностью сдаваться, если вам трудно не отставать от остального уровня класса.
Возможно, искусственный интеллект может даже помочь дать миллионам детей возможность получить образование, о котором они раньше могли только мечтать. По крайней мере, так думает Сал Хан.
Он является предпринимателем довольно популярной некоммерческой учебной платформы Khan Academy, где миллионы детей каждый месяц смотрят бесплатные онлайн-уроки по всему, от математики, грамматики, истории до личных финансов и безопасности в Интернете. А в TED Talk — то есть в тех очень популярных лекциях, которые становятся вирусными на YouTube — он описывает свое видение будущего образования.
REVOLUTION_Sal Khan предоставит всем учащимся личного помощника учителя на основе искусственного интеллекта.
«Мы находимся на пороге использования искусственного интеллекта, вероятно, для самого большого положительного изменения в мире образования», — говорит он. «И мы собираемся сделать это, предоставив каждому ученику на планете искусственного интеллекта, но фантастического личного репетитора. И мы собираемся дать каждому учителю на планете удивительного помощника с искусственным интеллектом».
Академия Хана разработала учителя-бота в сотрудничестве с компанией OpenAI , которая, помимо прочего, делает ChatGPT. Учитель-Бот называется Khanmigo и основан на новейшей и самой передовой на сегодняшний день технологии чат-ботов — языковой модели под названием GPT-4. Он обучен быть более образовательным – он не просто приходит и дает вам решение задачи – и он делает меньше ошибок, чем в том опыте, который вы, возможно, имели в качестве пользователя ChatGPT. Любой школьный округ в США уже может купить доступ к этому роботу.
Другими словами, ученики могут постоянно иметь под рукой бесконечно терпеливого учителя.
«Обычный ученик может превратиться в выдающегося, — говорит Сал Хан. «И это может переместить студента из уровня ниже среднего в уровень выше среднего».
Звучит безумно. Звучит как научная фантастика. Но использование искусственного интеллекта в обучении действительно дает много преимуществ, — объясняет мне Кэтрин Хассе. Она профессор и руководитель исследовательской программы «Технологии будущего, культура и процессы обучения» в Орхусском университете.
«Мы провели несколько экспериментов, которые очень четко показали, что вы можете многое получить от работы с ChatGPT. Это может вдохновить вас и дать хорошие идеи для структуры текста. И это может объяснить вам некоторые сложные вещи, которые может быть трудно понять на повседневном языке».
НА САМОМ ДЕЛЕ КИРА ВАЛЕР НИЛЬСЕН уже ПРИЗЫВАЕТ своих учеников использовать различные инструменты искусственного интеллекта — например, в качестве маленьких помощников учителя. «Я стараюсь научить своих студентов использовать различные инструменты в правильном контексте. Если я собираюсь использовать ChatGPT для улучшения своего письма или процесса написания, вам нужно знать, как правильно его использовать. Как вы общаетесь с этим алгоритмом, чтобы получить наилучшие результаты?»
В одной из программ, которые Кира уже использует в классе, также появился маленький ассистент учителя с искусственным интеллектом. На полях программы, где студенты могут практиковать грамматику, теперь есть небольшой чат-бот, у которого вы можете спросить совета.
И такие инструменты дают Кире больше времени для того, что она считает классным в обучении. Больше времени, чтобы поговорить о том, что важно, а не исправлять запятые.
«Что делает обучение интересным и для меня, и для учеников, так это то, что у вас есть время поговорить с ними – чтобы вовлечь их в процесс обучения и узнать что-то друг о друге. Услышьте их мнение и найдите время для диалога, которого вы не получите от цифрового аватара. Это подлинный диалог и беседа, которые необходимы».
ПОТОМУ ЧТО НЕТ, ЕСЛИ вы спросите Киру, вы не сможете использовать учителей цифрового ИИ для всего. Она выделяет эпоху короны как важную параллель. Время с дистанционным обучением показало нам кое-что о том, что нужно как ученикам, так и учителям в обучении.
«Благодаря дистанционному обучению вы теряете огромное количество общения, которое происходит в классе. Светская беседа и то, что я обычно называю подшучиванием, то есть пинг-понг с учениками. Они также не относятся друг к другу одинаково. Что-то теряется в том, как мы взаимодействуем и общаемся. Цифровым аватарам в том виде, в каком они есть сейчас, все равно будет чего-то не хватать».
Он заменит тебя?
"Нет. Это вытянутая рука. Дополнительный ресурс, который может помочь с некоторыми вещами, которые я на самом деле нахожу немного скучными. Нет учителей, которые считают, что самое веселое в мире — сидеть и исправлять 30 стилей о романтике. Я предпочитаю тратить время на обучение студентов пониманию, критическому мышлению и анализу. Это верхний уровень, с которым могут помочь многие из этих языковых алгоритмов. Но когда вы копаетесь немного глубже, когда вы добираетесь до самой сути содержания, один из способов достижения понимания — это диалог. Это процесс, который вы не можете просто пропустить. И этих чат-ботов с искусственным интеллектом еще даже не существует».
И независимо от того, станут ли эти боты лучше понимать контент на более глубоком уровне, есть и нечто социальное, без чего учащиеся не смогут обойтись.
«Это также тот факт, что студенты сидят в комнате и спорят друг с другом о некоторых вещах, которые могут быть довольно сложными. Они обмениваются идеями и пониманием и говорят: «Вы также можете сделать это» или «Это не работает» и так далее. Конечно, я что-то приношу как учитель, но и ученики дают друг другу невероятно много. Он исчезает, когда мы входим в цифровое обучающее пространство».
Кроме того, важно помнить, что когда вы ходите в школу, вы учитесь не только словами. Сюзанна Дау напоминает мне об этом. Она проводит исследования в области обучения с цифровой поддержкой в Университете прикладных наук UCN.
«Большая часть того, что вы можете узнать прямо сейчас, на что ориентирован искусственный интеллект или цифровой аватар, касается когнитивной части, то есть того, что происходит в голове. Но мы знаем, что большая часть обучения связана как с телом, так и с социальным взаимодействием».
Вы также узнаете больше, чем просто читаете, пишете, считаете и запоминаете годы, отмечает Сюзанна Дау.
«В начальной школе речь идет об образовании и гражданстве. Как вы можете узнать это вместе с аватаром или вместе с ИИ? Я думаю, что это сложно. Как он когда-либо сможет добиться такого сочувствия и обеспечить инклюзивность и равенство для всех? И убедиться, что они обучены критически и любознательно относиться к роботу и их собственному использованию?»
Что касается возможности выяснить, как правильно использовать роботов-учителей, я также говорил об этом с Кэтрин Хассе, то есть с той, кто исследует будущие технологии и обучение, о которых вы слышали ранее в этой истории. Она говорит, что этот вид искусственного интеллекта можно использовать для многих хороших вещей, но мы также рискуем увеличить неравенство.
«Мы можем говорить о форме культурного капитала, которую некоторые люди несут с собой. Те, у кого есть культурный капитал, могут очень хорошо использовать искусственный интеллект, а те, у кого его нет, плохо им пользуются. Таким образом, это может увеличить неравенство. Как недавно сказал один экономист на экономическом саммите, люди боятся, что эти новые технологии лишат вас работы. Но это совсем не то, что становится главным. Ваши рабочие места займут люди, которые знают, как использовать технологии».
Итак, тогда – учащиеся, у которых есть хорошие предпосылки для использования ИИ-репетиторов, становятся еще лучше. А те, у кого его нет, отстают. И именно поэтому по-прежнему нужны такие учителя, как Кира Валер Нильсен, которые учат учеников, как использовать искусственный интеллект, чтобы стать умнее.