Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Мамоново-Хайлигенбайль (ч.1/4): от языческого «священного места» до «города топоров» - форпоста рыцарей.

На «священной горе» стоял «священный дуб», что был поруган и порублен «священными секирами». Возможно, отсюда языческие боги наблюдали за порабощением находящихся под их защитой прусских земель. Здесь было духовное сердце исторической прусской земли Вармия. Всё это относится к восточно-прусскому Хайлигенбайлю. Появившийся на его месте Мамоново, после развала СССР, тоже стал особенным – «воротами в Европу», через которые для калининградцев начался массовый туризм на Запад. Этот город мы пролетали, стремясь к погранпереходу, и совершенно не задумываясь над тем, сколько интересного упускаем. Что ж, здравствуй, «город топоров».

Археологи утверждают, что жизнь в этой местности зародилась в каменном веке. Примерно в IV-V веках нашей эры на холме, неподалёку от слияния рек Ярфт (совр. Витушка) и Банава (ныне Мамоновка), образовалось прусское поселение Свентемест («священное место, поселение») и крепость Свентопил («священная гора», «священная крепость»). Это была северная часть исторической прусской земля Вармия. Местные жители занимались в основном охотой на пушных зверей, а также разводили скот, сеяли пшеницу, лён, ловили рыбу в реках и ручьях.

Языческое Ромове.
Языческое Ромове.

Священность обусловлена тем, что восточнее Свентеместа располагался лес, в центре которого стоял многовековой вечнозелёный дуб с густой кроной. У этого огромного дерева совершались обряды и жертвоприношения пантеону из трёх языческих богов, чьи образы размещались в дупле. Перед образом главного бога Перкунаса горел огонь, который никогда не потухал. Здесь же проходили военные сборы, а также хранилась прусская казна.

Верховный жрец.
Верховный жрец.

В первых работах российских историков утверждалось, без доли сомнения, что именно в лесу близ современного Мамоново находилось первое языческое Ромове – «резиденция» прусского Верховного жреца Криве Кривайто, которое после набегов поляков и тевтонцев переместилось в Надровию или Натангию (возможно, через Самбию). Современные же историки уже не так однозначны и скорее склоняются к тому, что место это не столько священное (нет, никто не отрицает проведения здесь языческих ритуалов, оспаривается лишь его верховенство в языческой иерархии), сколько заветное - важный и мощный форпост, который рыцари брали и упускали несколько раз, а поэтому надуманно излишне мистифицировали. Этакое оправдание для самих же себя за долгое завоевание крепости.

Локация святилища.
Локация святилища.

Маститые краеведы уверены, что святилище можно найти в лесу севернее посёлка Липовка. Здесь действительно есть насыпной вал внушительных размеров – примерно 200 на 180 метров.

Первые проблемы у вармийцев из Свентеместа начались после того, как в 997 году в прусские земли пришёл чешский проповедник Адальберт, которого расчленили по приказу языческого жреца Сикко. Это послужило поводом для вторжения в Вармию польского князя Богеслава Храброго, христианина. Он разорил и сжёг Свентемест. Считается, что именно после этого случая, если здесь и было Ромове, то его перенесли вглубь прусских земель. Это был лишь первый, из множества последующих за ним, набегов поляков. Свентемест горел, отстраивался заново, так повторялось несколько раз.

Мамоново на карте Калининградской обл.
Мамоново на карте Калининградской обл.

В 1239 году в окрестностях появились рыцари Тевтонского ордена, которые заложили форпост у берега залива - замок Бальга, откуда планировалось стремительное завоевание северной Вармии, Натангии, с последующим выходом на Самбию. Прусские племена сдаваться не собирались, поэтому началось Первое прусское восстание, которое, после воодушевляющего старта, всё же было подавлено немцами, а в феврале 1249 года подписан Христбургский мир. Пруссы Свентеместа, как и других соседних поселений, признали верховенство захватчиков и обязались отказать от язычества, приняв христианскую веру.

Отвлечёмся от сражений. Перед вами девушки в исторических вармийских нарядах.
Отвлечёмся от сражений. Перед вами девушки в исторических вармийских нарядах.

«Мир» продолжался недолго: в 1260 году вспыхнуло второе, самое длительно 14-летнее прусское восстание, во главе которого стояли вожди большинства племён. Вармийцев за собой повёл Глаппе. Светопил, как и другие крепости, несколько раз переходил из рук в руки. Есть версия, что в священном лесу близ Свентеместа предводитель натангов Геркус Мантас принёс в жертву богам захваченного рыцаря. Так уж получилось, что пленник являлся учителем и другом юности Мантаса, которого в раннем возрасте тевтонцы взяли в заложники и отправили на воспитание и обучение в Магдебург. Геркус даже пытался спасти Хиршальса. Дело в том, что по прусским законам, обязательно должен быть сожжён вместе с конём один из пленённых врагов, выбирается он жребием. По требованию Мантаса, который находил надуманные предлоги, «спичку» тянули трижды, но неизменно она выпадала его немецкому другу и наставнику. Нерв того события прекрасно показан в литовском художественном фильме режиссёра Марионаса Гедриса под названием «Геркус Мантас».

-7

Как и предшествующее, второе восстание, хотя было более длительным и разрушительным, но имело всё тот же финал – поражение пруссов. В 1273 году рыцари поймали вармийского вождя Глаппе, которого повесили на холме в Кёнигсберге.

Свентемест с крепостью и Вармия окончательно стали частью тевтонского государства. Прежде чем построить новое немецкое поселение с кирхой, необходимо было избавиться от языческих корней. Епископ Ансельм приказал срубить священный дуб. Однако, как гласит легенда, сколько бы ни пытались рыцари, топоры постоянно отскакивали от ствола и ломались. Пока язычники усмехались от действа, священник положил перед собой топор, встал на колени и стал молиться, после чего принялся за дело самостоятельно и священный дуб не устоял.

Изменение геральдики Хайлигенбайля.
Изменение геральдики Хайлигенбайля.

В 1301 году на карте тевтонского государства появился новый город с кульмским правом, учреждённый комтуром Бальги Генрихом фон Изенбергом. Имя ему было Хайлигенштадт или «Святой город». На печати изображен пень от священного дуба, на который набрасывается волк (символ воинской доблести). Позже на гербе вместо сюжета появятся две перекрещивающиеся секиры – победа христианской веры над язычеством и отражение той самой легенды о священном дубе. Уже во временя Третьего рейха, в 1938 году в геральдике соединят оба варианта с секирами и красным волком на бело-чёрном фоне.

Герб Мамоново.
Герб Мамоново.

Кстати, современный герб Мамоново (внесён в геральдический регистр РФ в 2001 г.) копирует геральдику Хайлигенбайля с одной разницей – вместо красного волка теперь алое солнце. Путь через город ведёт на запад, поэтому «солнце» (символ красоты и богатства, источник жизненных сил и процветания) изображено в нисходящей фазе. Скорее всего автор герба вспомнил геральдику другого восточно-прусского города Эйдткунена (совр. пос. Чернышевское), который находится на востоке и тоже на гербе имел изображение солнца, но в восходящей фазе.

-10

Название города со временем трансформировалось до неузнаваемости по смыслу, но неизменной оставалась «святость»: в 1330 году упоминается Хайлигенбиль («святая крепость»), спустя 10 лет закрепляется финальный вариант – Хайлигенбайль (нем. Heiligenbeil, «святая секира»).

-11

Для защиты нового города по периметру возводится мощная стена, в фундаменте которой уложены валуны, выше – готическая кирпичная кладка. За ней следовал глубокий ров, заполненный водой из реки. Войти в город можно было через двое городских ворот: одни выходили к дороге на Кёнигсберг и назывались «Монашеские», другие же, «Мельничные», смотрели в сторону запада. Спустя 644 года история жёстко пошутит над Хайлигенбайлем: советские войска умертвят город посредством перекрытия именно этих двух направлений.

-12

На реке Ярфт установили дамбу, теперь она обеспечивала энергией мельницу (сейчас на её месте гостиница «У моста», ул. Таможенная, 21). Помимо водяной, в окрестностях Хайлигенбайля было построено около двадцати ветряных мельниц. У мощных городских стен выросла деревня, в которой с 1409 году даже работала школа.

-13

Предположительно в 1320-1330 годах в юго-восточной части города в готическом стиле возводится трёхнефная кирпичная кирха (размеры: 40х17 м.) с косыми контрфорсами и массивной квадратной в плане башней. Сроки строительства совпадают с храмом в Бальге - не единственное сходство: кирха Хайлигенбайля также имела необычный входной портал в виде рамы с декоративным орнаментом из обожжённой глины.

-14

Внутри храма были звёздчатые своды, которые пришлось восстанавливать после пожара в 1677 году. Спустя 111 лет пламя вновь поглотило всё убранство храма, поэтому к концу XVIII века кирха получила новые кафедру, алтарь и орган.

-15

В конце XVII – начале XVIII веков на башне с трёх сторон установили часы, что было свойственно для всех лютеранских храмов того времени.

-16

В 1372 году Магистр Винхрих фон Книпроде позволил организовать Августинский монастырь, снабдив его книгами и всем необходимым для функционирования обители. Августинские братья нищенствующего ордена помогали престарелым и больным, а также открыли школу для бедных. Вообще тевтонцы не благоволили к монахам, т.к. официально и сами являлись религиозным монашеским орденом. Книпроде же руководило обещание перед богом, данное накануне важного сражения против литовцев при Рудау в 1370 году, которое, к счастью для монахов, рыцари выиграли. Августинцев регулярно одаривали пожертвованиями в виде земель и звонкой монеты, позволили ловить рыбу в Мельничном пруду, варить пиво и заниматься лесозаготовкой. Естественно, все эти права не предполагали обогащения.

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.

P.S.: Подборка статей «История Мамоново-Хайлигенбайль»:
- Часть 1/4:
от языческого «священного места» до «города топоров» - форпоста рыцарей.
- Часть 2/4:
«приграничный» выбор Альбрехта, архитектор питерской Кунсткамеры и можжевеловые мастера.
- Часть 3/4:
«Золотой век» и мечты Вильгельма II о новом промышленном центре, перечёркнутые Гитлером.
- Часть 4/4:
Смертельный «котёл», город валунов и шпроты вместо машиностроения.