Цитата
«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть».
Главная вещь, из-за которой книгу взял, повесть "В окопах Сталинграда".
Мне всегда казалось, что она "оттепельная". Оказалось, нет. Некрасов написал ее сразу после войны - по горячим следам, он сам воевал под Сталинградом - и не особо рассчитывал на публикацию.
Но рукопись попала Твардовскому, и благодаря его участию, в 1946-м году журнал «Знамя» повесть опубликовал, затем она вышла отдельной книжкой и получила Сталинскую премию. Говорят, Сталин лично внес повесть в список номинантов. Полученные деньги Некрасов передал на покупку инвалидных колясок фронтовикам.
Далее были огромные тиражи, слава, по пути Некрасова пошли многие, он по сути "отец" всей будущей "лейтенантской прозы", а затем - забвение на долгие годы. Прямой и честный человек, в 50-е он выступил против строительства стадиона на месте расстрела евреев в Бабьем Яру в Киеве, в 60-е против реабилитации Сталина. Постепенное противостояние с властью привело к тому, что Некрасова обвинили в "организации массовых сионистских сборищ", перестали публиковать, изъяли из библиотек все его книги, а потом и вовсе выдавили из страны, лишив чуть позже советского гражданства. Цензурные ограничения сняли только в 1989 году. Некрасова уже два года как не было. Он умер в 87-м в Париже.
"В окопах Сталинграда" - это фактически быт войны или война глазами маленького командира: не атаки, а вылазки, армейские будни (поесть, вывести вшей, выпить), отношения между солдатами. Этим Некрасов напоминает Ремарка. Кстати, это сходство ему тоже в вину поставили, когда начались гонения.
Главный герой, от его лица и идет рассказ, лейтенант-сапёр Юрий Керженцев. Отчасти это сам Некрасов: оба киевляне, архитекторы, призваны на службу в армию военными инженерами. Действие начинается летом 1942 года и заканчивается февралем 43-го. Наши отступают из-под Купянска к Сталинграду. Там еще мирная жизнь. Работают заводы, театры и библиотеки. Герои даже идут в оперетту на «Подвязку Борджиа». Местные успокаивают себя тем, что у города три линии обороны... А далее - битва, которая потом войдет в учебники истории как переломная в ходе Великой Отечественной, но показанная через частные истории на небольшом участке фронта. В том числе и истории преступных приказов, когда бойцов бросали в бой, не сообразуясь с обстановкой.
К слову, в этом сборнике, изданном в 1990-м году, несколько повестей, которые и сейчас читаемы. "Вторая ночь" - история двухдневного пребывания новобранца на фронте, для которого убийство конкретного немца - пока еще ужас. "Кира Георгиевна" - смелая, на мой взгляд, вещь для 60-х: 40-летняя скульпторша, запутавшаяся в отношениях между первым мужем, неожиданно вернувшимся из лагерей, юным любовником-натурщиком и пожилым мужем-художником.