Пожилую маманю провожает на вокзале старший сын к младшему. Мол скучает, обижается на долгую разлуку. Спровадил мать и отправился довольный восвояси. А старшой ни сном, ни духом. Как фантик валяется заквашеный длительным употреблением горячительных разного градуса и с порога грабит маму на всю пенсию. Одновременно с этим, на свалке, где обосновались бездомные разного калибра, идёт своя, размеренная, жизнь. Покой нарушает Машинист по приказу Президента, который сообщает жителям посёлка юродивых замечательную новость. Так начинается главная трагикомедия конца СССР и начала новой России.
Эльдар Александрович Рязанов режиссёр для русского кино выдающийся. Какой бы фильм он не снимал, в результате получалась сатира на существующий строй и все его оттенки. Будь то капустник про встречу нового года или трагикомедия о том же, производственная драмеди о любви или исторический памфлет - это всегда колкое выссказывание между строк. Хотя читалось всегда и всем без труда. Он никогда не заискивал в своих работах перед режимом, именно поэтому они до сих пор актуальны и являются бесценным отражением времени.
Так и с Небесами Обетованными, съёмки которых пришлись на тяжелейшее, переломное, время для Рязанова и всей страны. В 91ом году сложно было снимать любое кино, ещё сложнее было поймать нить времени, разглядеть нюансы и вычленить главное, и завязать из неё узелки сюжета. Но, кажется, Эльдару Александрович это далось с лёгкостью, хотя вряд ли. Диалоги, которые впечатываются в память на генетическом уровне, давно стали крылатыми, и "талоны на милосердие" в них автор не раздаёт. Наоборот, жжёт глаголом, прижигает стигматы старые и образует на их месте новые.
Он как будто переместился в своих мыслях в будущее и спустя время дал трезвую оценку происходящему на тот момент. Это удивительная отстраненность и непредвзятость объективной реальности вокруг, которая шокирует и такая способность обезоруживает. Рязанов скрупулезен в деталях и широких мазках одновременно. Он объял необъятное. Никто другой не смог оценить масштаб и глубину всего вороха событий. Только один художник, в подспорье у которого великолепный актёрский состав, гениальный композитор и неизмеримая злость, сумел припечатать навсегда эту смуту развала империи.
Есть ли смысл говорить о гениальности группы, состоящей из Ольги Волковой, Лии Ахеджаковой, Олега Басилашвили, Валентина Гафта, Вячеслава Невинного, Романа Карцева, Светланы Немоляевой, Леонида Броневого?! Наверное есть что и сейчас сказать об их работе. Знали ли они в каком монументальном произведении снимаются?! Наверное сам Рязанов не до конца осознавал. Но механизм запущенный им одним поддержали все до единого и в результате мы имеем двухчасовой видеоучебник о конце восьмидесятых - начале девяностых годов двадцатого века.
Сама идея метафоры о голубом снеге и полете на другую планету являет собой вопиющий крик отчаяния. "Здесь жить нельзя" - говорит Президент, "не знаешь от чего помереть" - вторят ему подданные. Многие люди тогда растерялась и не знали что делать. Кто-то сразу сломался и ушел, кто-то через беспробудное пьянство или наркотики. Иные впрягались в процессы диктуемые рыночной экономикой, лишь единицы спокойно наблюдали из своих скворечников чем все это кончится, словно архивариус Карабейников хранили в глубине подвала души все надежды на лучшее. Ни у кого не получилось. Всех затронуло в разной степени.
Что могла придумать рядовая швея для устройства благополучия племянницы, кроме как женить её на старом пердуне с дачей. Или взрослые мужики для обеспечения семей оставшись без работы, кроме как снимать колеса с чужих авто. Многие, с форматными мозгами, так и не смогли вникнуть, не успели, оставшись на обочине и рядом с ней, глядя как жизнь мчится мимо на иномарках свободы.
Надо отметить, что даже тогда Рязанов не изменил двум своим пристрастиям: к трюкам и романсам собственного сочинения. С последним более менее понятно, но авария автомобилей и мотоциклиста, разбитая витрина и ангел над домом интернатом для престарелых - это, наверное, шик.
Надо ли слушать классическую симфоническую музыку? Надо ли ходить в театр и музеи? Надо ли смотреть Небеса Обетованные? Всё это риторика с ответом каждого для себя.