Найти тему
Вслух.ру

"Я на стиле": тюменка победила в модном всероссийском реалити-шоу

Наталья Ваганова создала коллекцию одежды, внедрив в нее культурный код региона.

Тюменка Наталья Ваганова победила во всероссийском реалити-шоу о массовой российской моде «Я на стиле». На очном кастинге реалити-шоу в Тюмени Наталья представляла членам жюри свои коллекции одежды, в которых в том числе был внедрен региональный культурный код. Наставников реалити-шоу удивило, что Наталья по образованию инженер, работала на крупном предприятии, дизайну одежды нигде не училась. Примечательно и то, что в числе других победителей тюменка вместе с наставниками проекта разрабатывала первую российскую коллекцию одежды массового спроса.

-2

— Как бы это странно ни звучало, но по основной профессии я теплоэнергетик, — рассказала «Вслух.ру» свою историю Наталья Ваганова. — Работала инженером производственно-технического отдела на опасном производственном объекте, готовила отчетность и всю необходимую документацию.

-3

Но всю свою сознательную жизнь тяготела к творчеству. В свое время закончила художественную школу, была актрисой известной театральной студии в Тюмени, создавала свои коллекции одежды, когда училась в университете и после окончания вуза. Да, я не имею профессионального образования в сфере дизайна одежды, курсы кройки и шитья не проходила, но к счастью есть интернет и все швейные узлы я смотрю либо в журналах, типа Burda, либо в Ютубе. Не знаешь, как сделать — «гугли» и вперед, с песней!

Но со временем поняла, что работа инженером не приносит мне удовольствие, я приходила домой в плохом настроении. Понимала, что хочу заняться тем делом, в котором могу по-настоящему раскрыть свой потенциал, где чувствую свои силы. Супруг меня поддержал, и я занялась дизайном одежды. Многое для развития дала поездка в Крым на образовательную площадку креативных индустрий «Таврида. Арт», где у нас была шикарная образовательная программа.

После поездки в Крым создала две коллекции одежды. В одной из них внедрила тюменскую домовую урало-сибирскую роспись. Ее отличительная особенность — двухмазковая техника. Художественный промысел зародилась в начале XIX века в крестьянском быту — тогда жители нашего края расписывали в доме стены, двери, потолки, прялки и домашнюю утварь. В Сибири девять месяцев в году зима, поэтому многие (кому это было по карману) украшали свой дом красочной росписью. Так, две птички на прялках, которые дарили девушкам на совершеннолетие, несли в себе пожелание найти хорошего супруга и свить с ним семейное гнездышко. Узор «смородина» — это пожелание денежного благополучия. Это один из наших культурных кодов, региональная идентичность, которую я решила отразить в своей коллекции одежды.

-4

Познакомилась с мастером урало-сибирской домовой росписи Инной Нестеровой в Музее истории крестьянского быта. Раньше работать по ткани в этой технике не приходилось, но идея ей очень понравилась. Мы придумали для одежды свой паттерн — рисунок, долго подбирали цвет, композицию. Так появилась коллекция «Доброзрачная», которую я представила на конкурсе. Организаторы оценили и то, что для нанесения рисунков на ткани я привлекла известного мастера города. Это, безусловно, добавляет ценность моей коллекции одежды, делает ее благодаря ручному труду уникальной.

Заявку на участие в реалити-шоу «Я на стиле» подала в конце прошлого года, отправила портфолио, видеовизитку. От участников реалити-шоу не требовалось специального образования в области дизайна или конструкции одежды, даже умения шить и рисовать. Принять участие могли все желающие. Со всей страны выбрали 14 лучших дизайнеров одежды. Я оказалась в их числе. Вместе со мной финалистом проекта о массовой российской моде стала еще одна тюменка, теперь мой друг и дизайнер — Анастасия Миловидова.

-5

Все дизайнеры были поделены на семь команд, каждая из которых создавала совместно с наставниками в течение трех месяцев с нуля капсулу женской одежды по заданной теме: «Мульт 14+», «Мульт 26+», «Тренд офис», «Мотивационный кэжуал», «Боди позитив», «Монохром. Эстетика минимализма» и «Вечерний минимализм». Все капсулы составляют единую коллекцию одежды для масс-маркета, то есть той одежды, которая доступна большинству покупателей. Кто знает, может быть, наши коллекции со временем заменят ушедшие из России европейские бренды.

-6

Примечательно, что одним из генеральных партнеров проекта стал «Союзмультфильм», что позволило дизайнерам создавать коллекцию одежды для взрослых и детей «14+» с принтами (печатными «рисунками» на ткани) из всеми любимых мультфильмов, таких как «Чебурашка», «Ну погоди!», «Тайна третьей планеты», «Ежик в тумане», «Бременские музыканты» и другие.

Мы вместе с напарницей Анастасией Вдовкиной работали над созданием одежды в стиле «Монохром. Эстетика минимализма». Это та самая классика, в стиле old money, которая никогда не выйдет из моды. За процессом создания коллекций следили все, кто интересуется модой, отдавали свои голоса за понравившиеся образы, выбирая лучшие.

-7

Наталья Ваганова планирует развивать идею регионального культурного кода в модной одежде и аксессуарах, создавать реальные вещи, которые дойдут до покупателя. Дизайнер с хваткой инженера считает, что Тюменской области в том числе не хватает качественных сувениров.

— Раньше на каждом углу продавались футболки с надписью RUSSIA, — сетует Наталья. — Но такие надписи не несут никакой смысловой нагрузки. Нужно больше и глубинно работать со смыслами. Погружаться в региональную культуру, говорить с местными жителями, знать местные легенды и истории, знать гениев места, промыслы и обязательно историю, искать символы и знаки, которые близки и понятны потребителю на подсознательном уровне.

-8

Сейчас, по словам тюменского дизайнера, в массовую моду постепенно просачиваются культурные коды, например: кокошники, правда, не такие массивные, как раньше, а едва заметные — из ткани, которые можно носить как повседневный аксессуар. В глаза не бросаются, как старинный сарафан или валенки, но культурный код сразу считывается. Еще бы добавить региональную идентичность.

Для начала Наталья планирует выпустить серию шелковых дамских платков с урало-сибирской домовой росписью. Главная задача состоит в том, чтобы их не только покупали в качестве сувенира, как павлопосадкие платки, но еще и с удовольствием носили современные девушки и женщины. В дальнейшем этот культурный код региона можно продвигать и в тюменской одежде. Кстати, Тюменская область раньше славилась своими коврами с характерным рисунком. Еще у нас потрясающая деревянная резьба на наличниках купеческих особняков. Может, стоит и их зашифровать в культурный код региона?"

Наша справка

Первый этап кастинга «Я на стиле» проходил в онлайн-формате — с 1 декабря 2022 по 20 марта 2023. В марте завершился второй этап кастинга, уже в офлайн. Отбор участников проходил в Иваново, Тюмени, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. По итогам второго этапа были отобраны несколько десятков человек, 14 финалистов заключили контракт на участие в проекте. Организаторы шоу выпустили 18 видеороликов, у каждого из которых по миллиону и более просмотров во ВКонтакте. Ролики также выходили на Ютубе.