Наталья Ваганова создала коллекцию одежды, внедрив в нее культурный код региона.
Тюменка Наталья Ваганова победила во всероссийском реалити-шоу о массовой российской моде «Я на стиле». На очном кастинге реалити-шоу в Тюмени Наталья представляла членам жюри свои коллекции одежды, в которых в том числе был внедрен региональный культурный код. Наставников реалити-шоу удивило, что Наталья по образованию инженер, работала на крупном предприятии, дизайну одежды нигде не училась. Примечательно и то, что в числе других победителей тюменка вместе с наставниками проекта разрабатывала первую российскую коллекцию одежды массового спроса.
— Как бы это странно ни звучало, но по основной профессии я теплоэнергетик, — рассказала «Вслух.ру» свою историю Наталья Ваганова. — Работала инженером производственно-технического отдела на опасном производственном объекте, готовила отчетность и всю необходимую документацию.
Но всю свою сознательную жизнь тяготела к творчеству. В свое время закончила художественную школу, была актрисой известной театральной студии в Тюмени, создавала свои коллекции одежды, когда училась в университете и после окончания вуза. Да, я не имею профессионального образования в сфере дизайна одежды, курсы кройки и шитья не проходила, но к счастью есть интернет и все швейные узлы я смотрю либо в журналах, типа Burda, либо в Ютубе. Не знаешь, как сделать — «гугли» и вперед, с песней!
Но со временем поняла, что работа инженером не приносит мне удовольствие, я приходила домой в плохом настроении. Понимала, что хочу заняться тем делом, в котором могу по-настоящему раскрыть свой потенциал, где чувствую свои силы. Супруг меня поддержал, и я занялась дизайном одежды. Многое для развития дала поездка в Крым на образовательную площадку креативных индустрий «Таврида. Арт», где у нас была шикарная образовательная программа.
После поездки в Крым создала две коллекции одежды. В одной из них внедрила тюменскую домовую урало-сибирскую роспись. Ее отличительная особенность — двухмазковая техника. Художественный промысел зародилась в начале XIX века в крестьянском быту — тогда жители нашего края расписывали в доме стены, двери, потолки, прялки и домашнюю утварь. В Сибири девять месяцев в году зима, поэтому многие (кому это было по карману) украшали свой дом красочной росписью. Так, две птички на прялках, которые дарили девушкам на совершеннолетие, несли в себе пожелание найти хорошего супруга и свить с ним семейное гнездышко. Узор «смородина» — это пожелание денежного благополучия. Это один из наших культурных кодов, региональная идентичность, которую я решила отразить в своей коллекции одежды.
Познакомилась с мастером урало-сибирской домовой росписи Инной Нестеровой в Музее истории крестьянского быта. Раньше работать по ткани в этой технике не приходилось, но идея ей очень понравилась. Мы придумали для одежды свой паттерн — рисунок, долго подбирали цвет, композицию. Так появилась коллекция «Доброзрачная», которую я представила на конкурсе. Организаторы оценили и то, что для нанесения рисунков на ткани я привлекла известного мастера города. Это, безусловно, добавляет ценность моей коллекции одежды, делает ее благодаря ручному труду уникальной.
Заявку на участие в реалити-шоу «Я на стиле» подала в конце прошлого года, отправила портфолио, видеовизитку. От участников реалити-шоу не требовалось специального образования в области дизайна или конструкции одежды, даже умения шить и рисовать. Принять участие могли все желающие. Со всей страны выбрали 14 лучших дизайнеров одежды. Я оказалась в их числе. Вместе со мной финалистом проекта о массовой российской моде стала еще одна тюменка, теперь мой друг и дизайнер — Анастасия Миловидова.
Все дизайнеры были поделены на семь команд, каждая из которых создавала совместно с наставниками в течение трех месяцев с нуля капсулу женской одежды по заданной теме: «Мульт 14+», «Мульт 26+», «Тренд офис», «Мотивационный кэжуал», «Боди позитив», «Монохром. Эстетика минимализма» и «Вечерний минимализм». Все капсулы составляют единую коллекцию одежды для масс-маркета, то есть той одежды, которая доступна большинству покупателей. Кто знает, может быть, наши коллекции со временем заменят ушедшие из России европейские бренды.
Примечательно, что одним из генеральных партнеров проекта стал «Союзмультфильм», что позволило дизайнерам создавать коллекцию одежды для взрослых и детей «14+» с принтами (печатными «рисунками» на ткани) из всеми любимых мультфильмов, таких как «Чебурашка», «Ну погоди!», «Тайна третьей планеты», «Ежик в тумане», «Бременские музыканты» и другие.
Мы вместе с напарницей Анастасией Вдовкиной работали над созданием одежды в стиле «Монохром. Эстетика минимализма». Это та самая классика, в стиле old money, которая никогда не выйдет из моды. За процессом создания коллекций следили все, кто интересуется модой, отдавали свои голоса за понравившиеся образы, выбирая лучшие.
Наталья Ваганова планирует развивать идею регионального культурного кода в модной одежде и аксессуарах, создавать реальные вещи, которые дойдут до покупателя. Дизайнер с хваткой инженера считает, что Тюменской области в том числе не хватает качественных сувениров.
— Раньше на каждом углу продавались футболки с надписью RUSSIA, — сетует Наталья. — Но такие надписи не несут никакой смысловой нагрузки. Нужно больше и глубинно работать со смыслами. Погружаться в региональную культуру, говорить с местными жителями, знать местные легенды и истории, знать гениев места, промыслы и обязательно историю, искать символы и знаки, которые близки и понятны потребителю на подсознательном уровне.
Сейчас, по словам тюменского дизайнера, в массовую моду постепенно просачиваются культурные коды, например: кокошники, правда, не такие массивные, как раньше, а едва заметные — из ткани, которые можно носить как повседневный аксессуар. В глаза не бросаются, как старинный сарафан или валенки, но культурный код сразу считывается. Еще бы добавить региональную идентичность.
Для начала Наталья планирует выпустить серию шелковых дамских платков с урало-сибирской домовой росписью. Главная задача состоит в том, чтобы их не только покупали в качестве сувенира, как павлопосадкие платки, но еще и с удовольствием носили современные девушки и женщины. В дальнейшем этот культурный код региона можно продвигать и в тюменской одежде. Кстати, Тюменская область раньше славилась своими коврами с характерным рисунком. Еще у нас потрясающая деревянная резьба на наличниках купеческих особняков. Может, стоит и их зашифровать в культурный код региона?"
Наша справка
Первый этап кастинга «Я на стиле» проходил в онлайн-формате — с 1 декабря 2022 по 20 марта 2023. В марте завершился второй этап кастинга, уже в офлайн. Отбор участников проходил в Иваново, Тюмени, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. По итогам второго этапа были отобраны несколько десятков человек, 14 финалистов заключили контракт на участие в проекте. Организаторы шоу выпустили 18 видеороликов, у каждого из которых по миллиону и более просмотров во ВКонтакте. Ролики также выходили на Ютубе.