Найти тему
Катехизис и Катарсис

Споры и мнения в морской военной истории

Сегодня у нас есть повод вспомнить достаточно интересное, необычное и уникальное явление в морской военной истории. Сегодняшний помин посвящен «карманным линкорам» Германии. Или же, если классификационно – тяжелым крейсерам типа Deutschland («Дойчланд»).

I. Линкор или крейсер?

Считаю необходимым немного (или много…) рассказать об истории возникновения в головах немецких инженеров «больной» идеи этакого универсального гибрида.

Корабли типа «Дойчланд» занимают промежуточное положение и, как любой компромисс, неизбежно выпадают из стройной классификации. Причина проста – их делали исходя не из типов и классов, а исключительно отталкиваясь от положений Версальского договора в разделе ограничения вооружений.

По условиям оного документа Веймарская республика не могла строить корабли стандартным водоизмещением более 10 000 т для замены старых броненосцев додредноутной эпохи. При этом Германия не могла иметь больше 6 кораблей в классе линкоров. Вписать в эти рамки судно, которое бы было мощнее тогдашних крейсеров еще можно, теоретически, но появлялось второе условие, диктуемое самой жизнью – столкновение с полноразмерным линейным кораблем для такого «обрубка» предсказуемо становилось последним. Значит, от линкора данные суда должны были уходить, скорость – еще один важнейший критерий. Для линкоров 20-х это (примерно) 20-25 узлов. Добавим и планируемое изначально использование нового типа в качестве самостоятельных рейдеров на торговых путях и получим компромисс между тремя важнейшими параметрами:

- водоизмещение
- скорость
- дальность хода

Такие «мелочи» как бронирование и вооружение только добавляли головной боли конструкторам – нужно из относительно небольшого корабля сделать мощную машину убийства, способную пережить встречу с военным флотом: размазать тяжелый крейсер, но убежать от линкора; при этом плавающую далеко и долго, да еще и «что бы красивая!» - как-никак это были флагманы Reichsmarine. Флагманы в полном понимании этого слова (это потом Гитлер забил болт на Версальские соглашения – в 20-х годах о таковом не помышляли).

-2

И таки еще один нюанс для большей ясности (хотя, может, запутаю…). В 1922 году появилось Вашингтонское соглашение по уровню морских вооружений, оно распространялась на страны не ограниченные Версалем. Требований к линейным кораблям никаких, просто потому, что линейные корабли строить… НЕЛЬЗЯ! А остальные ограничены водоизмещением 10 000 тонн и калибром артиллерии 203 мм. Вот такая забава (то, что на этот договор потом забили почти все – другой вопрос).

Если еще не очевидно поясню – фактически немцы могли строить корабли с МЕНЬШИМИ ограничениями, нежели остальные. Их главный калибр в 283 мм (а планы и на 330 мм были) просто кошмарен! То есть рейдеры могли стать одними из самых «крутых» бойцов на морской арене тех лет. Могли… но, но, но…

Итак. Что побудило технических спецов «породить» чудо-юдо, надеюсь понятно. Теперь вернемся к вопросу классификации.

Предлагаю сравнить четыре группы кораблей взаимосвязанных по целям создания обсуждаемой нами уникальной серии судов:

1. «Карманные линкоры» типа «Дойчланд»

2. Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (тоже Германия, тоже серия из трех судов, но проектировались в начале 30-х, без оглядки на международные ограничения и явно видно как дико «ужимали» «Дойчланд» по габаритам)

3. Тяжелые крейсера типа «Кент» (Великобритания, постройка конца 20-х годов, первые «вашингтонские крейсера», так сказать непосредственные потенциальные противники).

4. Супердредноуты типа «Куин Элизабет» (Великобритания, постройка 10-х, скорость до 25 узлов –это как раз те мастодонты, с которыми «Дойчланд» лучше бы не встречаться. К концу 20-х морская Империя уже имела и более мощные суда в составе, но немецкие конструкторы отталкивались от сил, игравших роль на стадии появления проекта)


-3

Сопоставление приведено для наглядности – прошу не воспринимать его как попытку всеобъемлюще оценить/сравнить корабли во всех возможных вариантах. Но даже беглый взгляд показывает, что с броней на уровне тяжелых крейсеров и с орудиями меньшего чем у «Куин Элизабет» калибра лучше бы с «Королевой» немцу не пересекаться. Её Величество могло пришибить и рисковала не особо заметить встречу: 283 мм – это серьезно, но в данном случае не решает. Так что лучше без боя обойтись. Хотя тут мы замечаем еще одну особенность – решающего преимущества в скорости, «Дойчланд» все же не имел.

Итак. К вопросу в титуле главы: «линкор или крейсер»?

Ответ: Ни то ни другое. Понятие «карманного линкора» ввели журналисты, верно подметив особенности новой серии. Специалисты, на первых порах, вообще именовали весь проект «броненосцем». Даже американцы в Naval Engineering Journal писали, что: «Это не линкор и не крейсер, а попросту «бронированный» корабль. Несомненно, пока это наилучшее определение класса. Вооружён он как линкор, обладает скоростью хода как крейсер, но всё же это и не то, и не другое. Вот ответ Германии на Вашингтонские ограничения, и трудно придумать что-то более эффективное. Ни в одной стране мира не заложен корабль с такими характеристиками, как у «Дойчланда»…

Можно еще многое написать про данный проект. От общих соображений по тактике применения, до технических особенностей, например брони, которую оценивали как весьма посредственную. Причем тут надо учитывать не только толщину, но и технологию производства (еще времен Первой мировой») – в этом плане известная крупповская сталь марок "КС" и "KNC" (по более поздней терминологии "Вотан мягкая" и "Вотан Твердая") уже не выигрывала перед конкурентами. Но ее отличные качества в плане свариваемости были необходимы – велосипед решили не изобретать. И так далее и тому подобное.

Очень надеюсь, что хотя бы немного смог раскрыть столь уникальное явление в кораблестроении. «Карманные линкоры» - весьма примечательны и имеют толпу «поклонников», считал своим долгом посвятить проекту более, чем просто пару строк.

-4


II. Боевой путь.

По сути, придется говорить об одном корабле: «Адмирал граф Шпее» - герой нашего сегодняшнего помина и повод поговорить о «карманных линкорах». Однако сегодня же, чуть позднее, появятся краткие экскурсы по жизни двух оставшихся не описанными систершипов. Мало ли – может и не приведется более вспоминать «карманные линкоры» отдельно.

Admiral Graf Spee

Спущен на воду 30 июня 1934 года. Вошел в строй 6 января 1936 года.

Это был самый мощный корабль из серии. Подробно описывать отличия от первенца нет нужды – присутствуют изменения в сторону увеличения габаритов, водоизмещения и другие «мелочи». Имя судно получило в честь Максимилиана фон Шпее – немецкого адмирала времен Первой мировой, погибшего в бою у Фолклендов в 1914 году. «Пьём помин» уже поднимал чарку памяти мужественного моряка. Кто еще не ознакомился – зело рекомендую, благо даты почти ноздря в ноздрю идут – 8 декабря годовщина! (
http://vk.cc/53k8gU, http://vk.cc/53k8lB, http://vk.cc/53k8qS). Фактически сегодня я закрываю тему немецкого флота, потому как основные интересности описаны (Ютландское сражение, фон Шпее, «карманные линкоры», «Бисмарк») и оставшиеся вехи уже не имеют большого значения.

Боевой путь, стандартно для всей троицы, начинает Испания (без интересностей). Далее был поход в Южную Атлантику – первый и последний для «Адмирала графа Шпее». Самый новый, самый современный и мощный из «карманных линкоров» вступил в бой, имевший фатальные последствия. Само столкновение – в третьей главе, а ключевые точки из бортового журнала прямо сейчас.

Итак, 1939 год:

21 августа – вышли из Вильгельмсхафена. Курс на Южную Атлантику (типо – прогулка).

30 сентября – потоплено английское судно «Клемент»

Пожар после подрыва судна
Пожар после подрыва судна


5-10 октября – еще четыре призовых судна

В ноябре – обогнув мыс Доброй Надежды следует в Индийский океан, там топит танкер «Африка Шелл» (это не реклама АЗС!») и возвращается в Атлантику

2-3 декабря – потоплено два торговых судна (общий итог с ними более 50 000 брт)

6 декабря – встреча с кораблем сопровождения «Альтмарк» (отправлен в Алтлантику за месяц до «Шпее» и да, это именно с ним вскоре случился инцидент у берегов Норвегии), пополнение запасов. Проводятся учебные стрельбы по своему же судну снабжения. Результаты признаны хреновыми – за время плавания ответственные люди вели себя безответственно и потеряли навыки.

Вот и все, что можно кратко рассказать о пути «карманного линкора» к моменту встречи его с милейшей группой кораблей под флагом Его Величества Георга VI в 150 километрах восточнее устья Ла-Платы.

III. Бой у Ла-Платы.

Если кто-то до сих пор не понимает какой вред наносило рейдерство, предпринимаемое немцами в мировых войнах, предлагаю просто посмотреть как реагировали британцы на появление пиратов у них на торговых путях. Почти одновременный рейд «Дойчланда» и «Адмирала Графа Шпее» пытались пресечь 8 групп судов! Только крейсеров в них было 17(!). Добавим к этому необходимость сопровождения конвоев боевыми кораблями – это огромные суммы бабла и трата сил! А виной тому – два мощных корсара, почти неуловимых на просторах Мирового океана.

Как раз на одну такую контр-группу и напоролся «Шпее» 13 декабря 1939 года. Бой примечателен. Вот только некоторые обращающие на себя внимание нюансы:

-6


1. Это первый крупный морской бой Второй мировой (и один из немногих «классических» - артиллерийских)

2. Немцу противостоял в том числе и крейсер Exeter «Эксетер» - был «почти вашингтонским» крейсером – при максимальном главном калибре в 203 мм (6 орудий), он, все же не строился по лекалам договора, имея несколько меньшее водоизмещение (8500 тонн). Однако столкновение «Шпее» и типовым врагом, против которого он и должен был выстоять в бою, по задумкам инженеров, интересно.

3. Немного забегая вперед – 283 мм показали себя весьма хорошо. Тяжелый крейсер британцев «почти вашингтонского» проекта разобрали на раз. Броня, несмотря на средние характеристики тоже проявила себя хорошо – 203 мм ее пробивали отнюдь не всегда, а 152 мм от лёгких крейсеров вообще мало что могли сделать.

Итак «классическое» противостояние «расчетных» врагов! Фильм от Тарантино, не иначе! Берите попкорн – и в первый ряд!

Одно портит сценарий. «Эксетер» пришел не один: он, как и героиня «Формулы любви», с кузнецом пришел, точнее с двумя. Крейсера Ajax («Аякс») и Achilles («Ахиллес») не могут впечатлить своими 152 мм орудиями, но это на первый взгляд – все равно мы имеем ситуацию один против троих, причем, каждый слабее в отдельности, но вместе – это сила.

В 6 утра противники заметили друг друга. На «Эксетере» практически сразу опознали «Шпее» как «карманный линкор». А вот старшой немца – капитан 1-го ранга Ганс Вильгельм Лангсдорф был введен в заблуждение высотой мачт легких братцев – на рейдере посчитали, что имеют дело с эсминцами. По факту не так уж и важно – скоростью противники явно превосходили корсара и убежать не удалось бы.

В 6-18 первый залп 283 мм лег у крейсеров и потеха началась. Чуда разделились, как показано на схеме, Лангсдорф тоже сделал выбор – главный калибр, ожидаемо, работал по «Эксетеру», вспомогательная артиллерия 8 орудий по 150 мм – по «эсминцам», которые легкие крейсера.

С 6-23 тяжелый крейсер британцев начинает глотать попадание за попаданием. Торпедисты отправлены на тот свет, вторая башня главного калибра – в утиль, механизм рулевого управления туда же. Пожары, передача приказов по цепочке и другие прелести, неизбежно сопровождающие судно после близкого знакомства с 283 мм взрывоопасным железом.

-7



Английские моряки никогда не давали усомниться в своих навыках и 203 мм все же настигли врага. Не идеально бронированный из-за компромиссных решений «Шпее» это почувствовал. Причем впечатление от попаданий было резко отрицательным – капитан Ганс отдал приказ разворачиваться и двигаться к устью Ла-Платы, телеграфируя о тяжести своей жизни. Немец не был уверен, что бой получится затащить. Но и сдаваться Вильгельм не собирался – главный калибр все так же штамповал попадания по основной цели. Успешно. К половине восьмого утра все орудия 203 мм на британце замолчали. Капитан судна - Фредерик Белл, тоже оказался не робкого десятка, уже раненый он отдал приказ идти на таран линкора! Хлюпики не становятся капитанами флота Его Величества!

Но догнать линкор «Эксетеру» было не суждено – Лангсдорф, был уверен, что встретившаяся троица авангард крупной флотилии, потому на линкоре поставили дымовую завесу и повернули на запад. По моему мнению - это фатальная ошибка, продолжи он бой - флот Его Величества не досчитался бы трех единиц, «Шпее» все одно погиб. Тяжелый крейсер капитана Белла чудом дотянул до Фолклендских островов. Судно представляло собой сплошную лапшу из искореженного тяжелого металла.

Всё. А! Я же про парочку из «Иллиады» забыл! И английский «Аякс» и новозеландский (!) «Ахиллес» вели себя в высшей степени примерно. Поскольку немцы долгое время не обращали на них должного внимания, своего главного калибра, оба легких крейсера смогли выйти на дистанцию дуэли со вспомогательной артиллерией линкора и метким огнем весьма сильно беспокоили противника. Они же, точными попаданиями, вывели из строя систему управления огнем на рейдере, что спасло «Эксетер» от уничтожения – бойцы Кригсмарине не смогли его добить. Взбешенный Лангсдорф поворотил одну из башен 283 мм против назойливых малявок и снес на «Аяксе» часть артиллерии, несколько охладив пыл врага.

Влекомый неудержимым убеждением, что на горизонте вот-вот объявятся полчища англичан, «Шпее» уходил к Монтевидео, а два легких крейсера пытались досадить ему чем могли, но приближаться на близкое расстояние уже не решались.

Ночью «карманный линкор» бросил якорь в столице Уругвая. Выход из бухты сторожили все та же сладкая парочка с именами греческих героев. К исходу суток их усилил Cumberland («Камберленд») – как раз типа «Кент», рассмотренного нами в первой части статьи. Кстати, немцы и тут напутали с опознанием – посчитав, что новый противник это линейный крейсер Renown («Ринаун») с 6орудиями калибра 381 мм (не хилая ошибка – разница между этими кораблями в водоизмещении 2,7 раза).



На ремонт потребовалось бы недели две, но «Уругвай разрешил немцам стоять не более 72 часов, что усугубляло положение, приводя нас к истории с крейсером «Варяг» - попытка выйти из бухты закончилась бы, с большой вероятностью, гибелью судна и команды. Лангсдорф отправил запрос в Берлин и получил ответ, что или он прорывается в Буэнос-Айрес, или топит корабль. Но ни при каких условиях судно не должно быть интернировано в Уругвае – добрые отношения последнего с Великобританией рисовали для немецкого командования вполне вероятные перспективы столкнуться со «Шпее» уже в качестве врага.

17 декабря линкор вышел в нейтральные воды. Все Монтевидео собралось на побережье, надеясь увидеть войнушку. Зрители, видимо, были не в курсе, что большая часть экипажа уже на берегу. Минерная команда, во главе с капитаном, покинула судно на буксире. В 19-56 17 декабря раздалась серия взрывов. Через некоторое время корабль погрузился на дно. Глубина затопления 7-8 метров и «Адмирал Граф Шпее» и поныне там.

Капитан корабля, Ганс Вильгельм Лангсдорф, скончался в Морском отеле Буэнос-Айреса 20 декабря 1939 года. Моряк завернулся во флаг своего судна и застрелился, оставив предсмертные строки, обращенные командованию:

«Теперь я могу доказать только своей смертью, что ради борьбы с врагами Третьего рейха, за честь флага я готов умереть. Я один несу ответственность за затопление карманного линкора «Адмирал Граф Шпее». Я счастлив заплатить своей жизнью за свою честь и за честь флага»

За сим, завершаю наш сегодняшний помин по битве при Ла-Плате (108 погибших с обеих сторон), «карманным линкорам», как явлению вообще и Гансу Вильгельму Лангсдорфу, в частности. Выпить предлагаю ром Black Tot – 40-летний дублёр Оригинального рома Британского Королевского Флота. Все же англичане «победили». Пьём!

-8

Подписывайтесь на Пьём помин!