Найти в Дзене
Четыре Семерки

Rainbow. Rising. Третья версия термоядерного рок-н-ролла от Человека в Черном

Пластинка Rainbow, имеющая короткое, но звучное название Rising стала третьей удачной попыткой Ричи Блэкмора создать этакий концентрат тяжелого рока, почти лишенный лирических моментов и мягкости в звучании. Двумя предыдущими я считаю альбомы In Rock и Machine Head группы Deep Purple. Что интересно, каждый раз "тяжелая" пластинка создавалась, словно в противовес, после ухода в другую музыкальную плоскость. In Rock был записан после работы с оркестром, а Machine Head - своеобразная реакция Ричи, как одного из главных музыкальных вдохновителей группы, на экспериментальный Fireball, который Блэкмору по многим причинам не нравился.

Вот и появление Rising может показаться довольно странным зигзагом после сказочно волшебного и весьма лиричного по настроению дебютного альбома Rainbow. На самом-то деле ничего нового по сути не произошло - сполна выразив в музыке одну свою страсть, Блэкмор переключился к другой - более темной и агрессивной стороне.

Косвенно Ричи подтверждает эту версию событий в некоторых своих интервью.

"Я играю в тяжелой группе, потому что это то, что я чувствую. Мне нравятся крайности, эскапизм. Как вы знаете, я слушаю только классическую музыку. Единственная группа, которую я действительно слушаю, это Jethro Tull. Еще иногда люблю слушать Led Zeppelin, потому что они так здорово играют.

Но еще я люблю беситься и уходить в другую крайность, к буйному хард-року. Вот так, и мне не нравится все, что посередине. В музыке должна быть глубокая драма, напряженное чувство, как у моих любимых композиторов, Баха, Jethro Tull…"( из интервью журналу Sounds, 1977 г.)

"В Rainbow всегда будет Ронни, всегда будет Кози и я, и это все, что имеет значение, остальные приходят и уходят, потому что всегда оказываются простыми сессионщиками – пока мы не найдем кого-то действительно хорошего. Кози – лучше него не найти, и все, кто приходят к нам, должны быть на том же уровне, или мы их не примем." - говорит Ричи в другом своем интервью, и действительно - эти трое образуют своего рода треугольник, прочную основу из трех супер-эго, на котором держалась группа в то время.

Но меня всегда, с самого начала очень впечатляло вступление на клавишных, которое сыграл "простой сессионщик" Тони Кейри. Это на самом деле очень красивое и магическое начало для столь тяжелого альбома. Надо заметить, что Ричи Блэкмор проявил незаурядное чутье, когда настоятельно рекомендовал Кейри оставить самый первый дубль импровизации. Тони Кейри он показался недостаточно проработанным и он потратил целый день, пытаясь создать что-то еще лучшее. Но Ричи оказался прав - клавишнику не удалось превзойти плод своего вдохновения и поэтому именно первый дубль оказался на пластинке.

Второй состав Rainbow начал совместную работу в октябре 1975 года и к моменту начала записи сессий Rising были уже готовы три вещи - Do You Close Your Eyes и дилогия Stargazer и A Light In The Black. О композиции Stargazer я в свое время уже писал достаточно подробно, так что тут я только добавлю, что начальный замысел этого шедевра был еще более грандиозным, чем то, что было записано на диск. Первоначально планировалось записать к ней развернутое intro на синтезаторах, а в конце - добавить соло на скрипке. Интро осталось только в черновых вариантах записи, а соло на скрипке просто не удалось записать из-за того, что не вовремя закончилась пленка. Очень досадный момент, ибо приглашенный цыганский скрипач сыграл превосходное соло, если верить словам очевидцев.

Особенно хорошо, на мой взгляд выдержана нужная пропорция звучания группы и Мюнхенского филармонического оркестра. Может показаться, что оркестра могло быть и больше в итоговом миксе, но мне кажется, что как раз такой вариант - идеальный. Я с интересом узнал, что партитуру писал известный немецкий аранжировщик Райнер Питч, и по мнению Ричи Блэкмора получилось что-то слишком сложное и несколько уходящее от основной темы. Поэтому было решено добавить звучание оркестра только в самом конце, на исходе. Могу только поаплодировать прекрасному вкусу Ричи. То, что нужно.

В целом, пластинка слушается как предельно собранный в фокус концентрат мощнейших боевиков. Градус экспрессии не спадает до самого последнего звука. Альбом короткий - по современным меркам это всего лишь половина стандартного компакт-диска, зато качество материала высочайшее и нет ничего такого, что выбивалось бы из общей канвы или звучало неуместно. Только "термоядерный рок-н-ролл", как выразился один из критиков.

В завершение несколько любопытных фактов.

Работа над пластинкой была завершена за время пребывания группы в небольшой баварской деревне. Музыканты поселились на маленькой ферме,а репетиции проходили в местном закрытом клубе.

Второй состав Rainbow был в ударе - песни рождались на ходу и идеи быстро приобретали законченный вид. Всего на запись Rising ушло не более десяти дней.

В качестве отдыха группа часто посещала ледовый каток в Мюнхене. В ходе одного из таких визитов музыканты Rainbow позаимствовали инструменты у местной группы и устроили небольшой блюзовый джем, чем немало удивили и порадовали местных спортсменов - любителей.

Работа над записью велась в известной студии Musicland, но в какой-то момент было решено также использовать передвижную студию Rolling Stones, которая была припаркована снаружи. Звук, который получался в передвижной студии больше понравился Блэкмору. Отдельная комната была выделена для барабанов Кози Пауэлла.

Пластинка достигла 11 места в Великобритании и 48 места в чартах США. Но приличные места в чартах все же не передают степень влиятельности этой пластинки. Она стала настоящей иконой для хеви-металла, неоклассического тяжелого рока и хард-энд-хеви. Обложка, нарисованная американским художником Кеном Келли - одна из самых знаковых и узнаваемых в роке, настоящий символ тяжелого стиля.

А Ричи Блэкмору в третий раз удалось записать канонический бескомпромиссный альбом, без которого золотой фонд тяжелого рока просто немыслим. Стабильность - признак мастерства.

На этом я сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!