Найти тему
Четыре Семерки

Kashmir и Stargazer.Два рок-шедевра 70-ых

Оглавление

Каким-то образом эти две композиции незримо стояли рядом в моем воображении с самого начала, когда я услышал сначала одну, а затем вторую. Есть в них нечто общее, при том, что созданы они были разными группами. Как выяснилось много позже, аналогия эта совсем не иллюзорна и эти две песни действительно связаны - одна из них стала вдохновением для создания другой.

Kashmir

Начало создания песни - вторая половина 1973 года. Корни этой песни лежат в увлечении Джимми Пейджа и Роберта Планта восточной музыкальной экзотикой. Её первые проявления можно услышать в некоторых чертах Black Moutain Side уже на первом альбоме группы. Позже, во время краткосрочной паузы в гастролях, Пейдж и Плант посетили Бомбей, где недолго поработали с местными музыкантами, записав оригинальные версии Friends и For Stiks.

 Роберт Плант и индийские музыканты.Бомбей.1972 год.
Роберт Плант и индийские музыканты.Бомбей.1972 год.

Эти версии долгое время можно было услышать только на бутлегах.Изначально музыканты не планировали обнародовать результаты эксперимента. По воспоминаниям Ричарда Коула, запись велась на квадрофонический рекордер Stellavox, изготовленный по спецзаказу Джимми в Швейцарии, - оборудование бомбейских студий не могло обеспечить нужного качества. В записи использовались табла, ситар, скрипки и флейта. Надо заметить, что ситар у Джимми появился еще в конце 60-ых, даже раньше, чем у Джорджа Харрисона.

После эпических по размаху гастролей первой половины 1973 года музыкантам понадобился отдых и на этот раз Пейдж и Плант посетили Марокко.

В одном из интервью Пейдж освещает этот вопрос.

"- Вы с Плантом ездили по таким местам как Марокко и пустыня Сахара в те времена. Я слышу их влияние в песне “Kashmir”. Кому принадлежала идея съездить в Марокко?

- Я давал интервью Уильяму Берроузу (колумнисту Beat) для американского музыкального журнала Crawdaddy в начале семидесятых, и у нас был долгий разговор о гипнотической силе рока и о том, что нечто похожее есть в арабских культурах. Это было наблюдение Берроуза после прослушивания “Black Mountain Side” с нашего первого альбома. Он тогда порекомендовал мне съездить в Марокко и непосредственно на месте исследовать местную музыку. Что-то типа этого мы с Робертом и сделали, в конце концов."(с)

Led Zeppelin.
Led Zeppelin.

Если быть точным, то идея песни родилась на участке дороги из Гулимина в город Тантан. Как рассказал позже Роберт Плант:"Это была одноколейная дорога, которая тянулась по пустыне. В радиусе двух миль на восток и на запад располагались протяжённые каменисто-песочные насыпи. Создавалось впечатление, что мы едем по дну какого-то канала, которому не было видно конца и края". Отсюда, по словам Планта, и родились первые строки: "Oh let the sun beat down upon my face, stars to fill my dreams".
Источник:
https://music-facts.ru/song/Led_Zeppelin/Kashmir/

Первоначальное название песни было Driven to Kashmir.

Основной рифф может напоминать тяжелую поступь идущего каравана и имеет одну особенность - нарастание внутреннего напряжения с разрядкой в конце. Массивные барабаны Бонзо лишь подчеркивают это впечатление.Циклическое повторение привносит гипнотический эффект. Это звучание родилось в результате ночной репетиции Пейджа и Бонэма в Headley Grange. Бонэм обыграл рифф, написанный в размере 3/4 более простым и распространенным размером 4/4, отчего эффект нарастания напряжения - разрядки только увеличился.

«Были только Бонзо и я», — сказал Пейдж. «Он начал барабанить, а я сделал рифф и наложения, которые фактически дублировались в оркестровке в конце, что сделало музыку ещё более живой. Она казалась очень зловещей, а нам этого и надо было. Так здорово, когда удаётся уловить нужное настроение и когда знаешь, что всё получилось ».(с)

Led Zeppelin. Phisical Graffiti
Led Zeppelin. Phisical Graffiti

Работа над песней несколько раз прерывалась, пока вещь не обрела законченный вид. Родившись из кусочков риффов на диктофоне Пейджа, записанных в начале 70-ых она в итоге выросла в нечто эпическое. В начале 1974 года Джон Пол Джонс написал партии струнных и меллотрона, а Плант не без труда отшлифовывал вокальную линию, поскольку совместить мелодию голоса с необычным ритмическим построением песни было нелегко.

«Это была потрясающая музыка и невероятный вызов для меня», — вспоминал он позже. «Вся эта песня… не то, чтобы грандиозная, но мощная: для неё нужны были какое-то особые эпитеты или абстрактный текст на тему о том, что вся жизнь — это бесконечное приключение, ряд ярких событий».(Роберт Плант)

В завершении работы музыканты группы сделали весьма нехарактерную для себя вещь - привлекли для записи сторонних музыкантов, которые записали партии струнных и духовых. Длинный марафон создания эпического трека был закончен в в Olympic Studios в Лондоне.

Я отдельно выделил бы вокал Роберта Планта в этой песне.Это, безусловно, одна из его сильнейших работ за всю долгую карьеру.Композиция условно может быть разделена на две части. Сначала Роберт словно ведет повесть от первого лица, рассказывая о впечатлениях "бесконечной дороги". Дорога тянется и тянется, "караван идет"...и внезапно словно начало землетрясения...настроение песни драматически меняется. Именно такие моменты делают Led Zeppelin великими. Начиная слушать музыку, ты не ожидаешь столь впечатляющего развития. Уверенное, но достаточно однообразное течение трека как будто сначала не предполагает ничего подобного. Но самый впечатляющий момент впереди - это абсолютно гениально исполненный группой переход...возврат к основной теме, и то, что сделал здесь Плант - это просто высший пилотаж. Крик в пустоту, в безбрежность пустыни...на фоне неумолимо продолжающихся чугунных шагов основного риффа. Один из самых впечатляющих моментов в классическом роке.

Конечно, слушать "вернувшуюся на круги своя" основную тему теперь вряд ли можно так же спокойно. Слушатель, испытав шок однажды уже не верит...и ждет очередной драматической развязки. И она наступает! Струнные, духовые ....душераздирающие причитания Планта. На этот раз они хорошо подчеркиваются энергичной игрой Бонэма на ударных, который отойдя от роли цементирующей основы "пошел вразнос", поднимая градус драматургии на новую высоту. Особенно мощно Джон Бонэм исполнял эти моменты на концертах.

Музыка уходит вдаль, оставляя слушателя в прострации. Вряд ли на момент выхода альбома Physical Graffiti в феврале 1975 года кто-то ожидал от группы чего то подобного. Надо полагать - ждали сюрпризов, но чтобы именно это...Led Zeppelin умели удивлять и шокировать, и в этом - один из секретов их успеха.

На студийном альбоме песня Kashmir представлена в весьма лаконичной версии. Ничего лишнего нет, только то, что передает смысл идеи песни так, как его задумали музыканты. Раньше я часто сожалел о том, что в ней нет гитарного соло, настолько же эпичного как в Лестнице в Небо. Почему Джимми не сыграл соло? По здравому размышлению его некуда тут вставить, разве что небольшие вставки в конце, где они и появились на концертах. Идея песни реализована прекрасно, и даже в этом варианте длится восемь с половиной минут. Идея соло идет из концепции воображаемого противостояния ведущих гитаристов, но для Пейджа музыка очевидно стояла на первом месте.

Stargazer

Ричи Блэкмор неоднократно в своих оценках работы Джимми Пейджа отмечал Kashmir в качестве образца превосходно сделанной работы. По словам Ричи, Пейдж ему "не слишком нравился как гитарист", но при этом отмечал, что "он всегда умел делать хорошие песни", имея в виду как раз Kashmir.В некоторых интервью он касался этой темы более подробно.

 Rainbow Rising
Rainbow Rising

Из интервью Ричи Мартину Попову для книги «Sensitive To Light»

О «Stargazer» и группе Led Zeppelin. Тут Ричи коснулся также вопроса конкуренции и большой популярности Led Zeppelin в США. Так же любопытен момент, когда в записи участвовал приглашенный цыган, игравший на скрипке.


«Да, я вдохновлялся «Kashmir». Не думаю, что между нами была конкуренция, Пейдж был настолько популярен. Особенно здесь, в Штатах; он был просто гигантом. Когда я переехал сюда в 75-м, то не понимал, насколько здесь популярны Led Zeppelin. В Европе они тоже были очень успешны, но в Европе мы сами составляли им конкуренцию. Но здесь никто не мог за ними угнаться. Они были самой главной группой. Это была самая американская группа. Led Zeppelin – в плане популярности им не было равных. Так что между нами не было конкуренции, потому что он был недосягаем.

Помню только, что рифф «Stargazer» я написал на виолончели. Я тогда начинал учиться играть на виолончели. Удивительно; когда берешь другой инструмент, начинаешь иначе думать о гаммах. Перестаешь играть очевидные гаммы, удобные гаммы, начинаешь брать другие ноты. Интересно, что хроматические… восходящие фразы, это Ронни Дио придумал инструментальные восходящие фразы, этот восходящий рифф, певцам такое приходит не часто. Он просто это спел, а клавишник доработал. Было очень приятно работать с людьми, которые помогали писать музыку.
Ронни раньше играл на трубе, так что он в этом разбирался. Вот почему он умел так петь… благодаря этому вы никогда не услышите, что он фальшивит или не попадает в ноты, потому что он научился импровизировать на трубе. Я помню, как мы записывали «Stargazer». У нас кончилась пленка. С нами играл цыганский скрипач, песня должна была заканчиваться минутным соло цыганской скрипки. Он начал играть, а у нас кончилась пленка. Он сыграл прекрасное соло, но на запись оно не попало. Это было неприятно, мы ступили и стали записываться на почти закончившейся пленке. В то время мы писались на 24-дорожечные кассеты, аналог… и у нас в буквальном смысле кончилась пленка, пока этот парень играл невероятное цыганское соло, которое должно было завершать песню, крутилась пустая катушка. Но все остальное получилось. А потом он приходил послушать свое соло. Он спросил: «Ну как я сыграл?». Нам было очень неприятно говорить: «Соло было отличное, но у нас кончилась пленка».

Rainbow эпохи Дио
Rainbow эпохи Дио

Очевидно, что музыканты Rainbow изначально придерживались несколько иного подхода, чем Led Zeppelin, и сразу решили реализовать в записи весь потенциал рок-группы. Заявка на яркое инструментальное исполнение проявляется в первых же секунд записи, где можно услышать замысловатое и эффектное вступление на барабанах Кози Пауэлла, после которого на слушателя обрушивается тяжелый, наполненный напряжением и тревожностью основной рифф.

Ронни Дио, на мой взгляд, повторил тут "подвиг" Роберта Планта и выдал одну из лучших вокальных партий в мировом роке. И сделано это было в абсолютно другой манере и в другом настроении. Хотя это и неудивительно - оба вокалиста уникальны.

При всей непохожести Kashmir и Stargazer в них есть некоторые схожие идеи, которые были при этом по разному реализованы. И в первую очередь бросается в глаза переход от припева к основной теме, на фоне которого Дио берет протяжные ноты... "Ooh, now where do we go..."поет вокалист, на фоне того, как группа возвращается к изначальному риффу. Сделано впечатляюще, и, хотя отсылка к схожему моменту в Kashmir довольно очевидна, об этом как-то не думается, когда слушаешь настолько талантливо исполненный момент.

В следующей части пьесы Ричи делает то, чего нет у Пейджа - играет невероятное гитарное соло. Структура композиции продумана таким образом, что соло на гитаре не только уместно, но и является одним из самых впечатляющих моментов всего произведения. Яркий пример того, как вообще может быть построено грамотное гитарное соло. Ричи начинает с протяжных нот и бэндов, оставляя паузы( необходимый элемент драматургии!), нарастание напряжения происходит постепенно. Скоростные пассажи появляются не сразу и обусловлены развитием темы( наука всем любителям скорости при отсутствии воображения и мысли). Далее идет восходящая гармония, весьма схожая с Kashmir, и части "вопрос - ответ", где Ричи виртуозно завершает каждое такое "восхождение на вершину". Заканчивается все это великолепие новым переходом, но на этот раз роль вокалиста берет на себя гитара! Шикарно сделанный момент.

В завершении можно услышать, как тонко Мартин Берч и музыканты группы подошли к продюсированию трека. Оркестр Берлинской филармонии, который до этого скорее "незримо присутствовал", чем играл первую роль, по мере нарастания драматизма в музыке стал слышен куда как более явственно.Дио берет новые вершины и весь трек звучит невероятно возвышенно и драматично.

На вопрос о том, какой альбом Rainbow является самым лучшим, Ричи ответил: «Второй альбом, Rainbow Rising. Там была «Stargazer», «Stargazer» отлично показывала к чему мы стремились, мощная работа оркестра, хороший рифф. И Ронни пел просто превосходно.».

Впрочем, мнение Ричи Блэкмора по поводу лучшего альбома впоследствии не единожды менялось, но с оценкой Stargaser тут спорить очень сложно.

Исполнение на сцене

Kashmir исполнялась группой на сцене неоднократно с середины 70-ых, поскольку песня моментально стала мега-хитом. Если судить по некоторым бутлегам, партии Джона Бонэма иногда для большего эффекта прогонялись через эффект флэнжера. Надо сказать, что именно Бонэм имел несколько большее поле для импровизаций на концертах в этой песне, поскольку гитарное соло в ней не предусмотрено, а партии других музыкантов достаточно жестко продуманы, чтобы менять что-либо по ходу концерта.

Led Zeppelin - Kashmir. (Live at Knebworth 1979)

Rainbow - Stargazer. Видео смонтировано фанами на студийную аудио дорожку....

Поздние версии и исполнения

Ронни Дио вернулся к исполнению классических вещей Rainbow на концертах в начале-середине 2000-ых.

Версия Ричи Блэкмора с Ронни Ромеро на концертах 2018 года в ходе реализации проекта Memories of Rock.

В 1994 -ом году, когда Пейдж и Плант воссоединились для совместного проекта No Quarter, была записана необычайно мощная и развернутая версия Kashmir с оркестром египетских музыкантов. Если честно, то сам альбом попадал у меня на прослушивание не очень часто, мне куда больше по душе пришлась работа Пейджа с Дэвидом Ковердейлом, но именно эта версия Kashmir, на мой вкус, шикарна во всех отношениях.

Пейдж и Плант. Версия Kashmir 1994 года

Что еще более круто, музыканты взяли египетских музыкантов с собой в тур, в результате чего есть записи превосходных концертных версий. Композиция заметно разрослась, прибавилось экзотики и импровизаций, а завершается она железобетонными риффами Джимми.

Роберт Плант использует свой голос как экзотический арабский инструмент. С годами, он, похоже, только еще больше развил у себя эти вокальные способности!

Песня исполнялась и во время известного концерта- реюниона Led Zeppelin на O2 Arena в 2007 году.

Другие любопытные факты

Название песни Kashmir не имеет никакого отношения к одноименной области в Индии. Напомню, что песня навеяна путешествием по Марокко, который находится в другой части света. Kashmir было использовано просто как красивое слово.

Текст Stargazer повествует о драме древнеегипетского раба, который в числе многих себе подобных строит башню для хозяина - фантазера, мечтающего взлететь на небо. В конце концов горе-астроном( звездочет) падает с башни и разбивается насмерть. Рабы свободны, но они истощены и не знают куда им теперь идти.

«Мы с Ричи написали эту песню, вдохновившись эпохой Древнего Египта. По идее, рабы служат Чародею, Звездочёту, одержимому идеей летать… Тогда он приказывает рабам построить самую высокую башню в мире из камня, чтобы спрыгнуть с её вершины и взлететь в небо… В конечном итоге Звездочёт разбился насмерть. Рабы наконец-то свободны! Но прослужившие Звездочёту всю жизнь, они понятия не имеют, куда им следовать дальше… Им необходимо уловить свет во тьме…»( Ронни Дио)

Stargazer была написана перед первым концертным туром Rainbow в США и исполнялась группой на всех концертах с Дио 1975-76 годов, а также в составе с Боннэтом до 1980 года.

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи автора:

Led Zeppelin.Тень.Самые забойные хиты

Почему звучание Rainbow так заметно изменилось в конце 70-ых?

От Black Sabbath к Heaven and Hell

Led Zeppelin.Black Dog.Странный хит?

Sweet или Slade? Битва гигантов