Найти тему
Мусагет о звёздах

Импровизация на съемках фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром!»

Оглавление

Эльдар Рязанов был известен тем, что, в отличие от многих режиссеров, позволял актерам импровизировать на площадке. А если учесть, что снимался у него, как сейчас бы сказали, весь цвет советского кинематографа, то шутки и неожиданные фразочки актеров порой выходили лучше, чем было прописано в сценарии. Не стал исключением и фильм «Ирония судьбы или С лёгким паром!».

ЗИМА В ПАВИЛЬОНЕ И ОТСУТСТВИЕ СНЕГА ЗА ОКНОМ

По сюжету действие фильма происходит накануне новогодних праздников. А значит, в кадре должна быть красивая снежная зима. Вот только за окном стоял крепкий мороз, но совсем не было снега. Художники-декораторы проделали поистине титаническую работу, засыпая улицы, попадающие в кадры, пенопластом, укладывая на крышах вату и украшая ветки деревьев пеной для бритья. В такой вот «белый, мохнатый декабрь» актерам и массовке пришлось изображать радостное ожидание Нового года и праздничную суету.

Зима стояла не только на улице, но и в павильонах, хотя по сюжету, как, например, в бане, герои находятся в очень жаркой обстановке. Сцену, где герои парятся в бане, снимали в подвальном помещении. Температура там была далека от банной, а потому актеры в кадре млели от жары, а за кадром кутались в теплые вещи.

Были перебои с горячей водой в холодных и сырых павильонах «Мосфильма». Когда она вдруг появилась, то очень удивила актера Юрия Яковлева. Сцена, где герой Яковлева стоял под душем в пальто и шапке, снималась около получаса. В павильоне холод, вода идет холодная… и тут вдруг актер иронично произносит: «Ой, тепленькая пошла». Этой фразы не было в сценарии, просто на киностудии неожиданно включили теплую воду.

В сцене в бане актеры в кадре млели от жары, а за кадром кутались в теплые вещи
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», 1975 год
В сцене в бане актеры в кадре млели от жары, а за кадром кутались в теплые вещи Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», 1975 год

ВОНЮЧАЯ РЫБА И РУМЫНСКИЙ ГАРНИТУР

По сюжету Надя, героиня Барбары Брыльской, готовила весьма скверно, что метко подметил захмелевший Ипполит. Герой Юрия Яковлева с досадой констатировал: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!». И он абсолютно не лукавил.

Дело в том, что еду на стол главных героев подыскивали реквизиторы. Видимо, заливная рыба либо испортилась за время съемок, либо блюдо изначально было с душком. Рыба, действительно, воняла. Юрий Яковлев по этому поводу вспоминал: «Эта рыба, которую принесли на площадку реквизиторы, действительно была дрянная, с душком».

Еще одной крылатой фразой стала реплика Лукашина в исполнении Андрея Мягкова. Когда герой пытался убедить Надю, что находится в своей квартире, он с уверенностью заявил: «Но это же моя мебель! Румынский гарнитур за восемьсот тридцать рублей». Это была блестящая импровизационная находка актера. А главное, фраза была понятна любому советскому зрителю, так как разнообразием мебели люди тогда не были избалованны.

Рязанов очень ценил и восхищался актерами, умеющими импровизировать, а потому любая подобная меткая реплика, идущая против сценария, непременно включалась в фильм. Образы и сюжет сразу получались более живыми и яркими.

Конечно, импровизация не всегда вызывает однозначную реакцию как у режиссеров, так и у зрителя. Но лично я за то, в частности, и обожаю фильмы Рязанова, что благодаря свободе действия актеров в кадре они приобретают особое очарование.