Гений Филиппо Брунеллески (1377—1446 гг.) — настоящий символ Возрождения. Обладая разными талантами, этот человек проявил себя как художник, скульптор, инженер, публицист. В нём гармонично сочетались математический ум и художественная интуиция.
Но особое место в культурном наследии занимают архитектурные сооружения Брунеллески. Без этих шедевров уже много веков невозможно представить себе облик Флоренции.
Давайте познакомимся с главными работами выдающегося мастера и посмотрим, какое влияние он оказал на искусство Ренессанса.
Начну с того, что именно Брунеллески разработал принцип линейной перспективы. То есть он первым сформулировал тезис о том, что предметы кажутся тем меньше, чем дальше они удалены от глаз. Это повлияло на всё дальнейшее творчество художников, скульпторов и архитекторов.
Он также вывел законы симметрии и пропорции, начал использовать трёхмерные изображения зданий. Всё это помогало учитывать сложности и особенности ещё до начала строительных работ.
Рассмотрим три самые знаменитые архитектурные работы великого зодчего. Все они находятся во Флоренции.
1. Ospedale degli Innocenti (воспитательный дом для сирот)
Годы строительства: 1419—1444.
Воспитательный дом общепризнанно считается первым памятником и эталоном Раннего Возрождения в архитектуре и первым самостоятельным проектом Брунеллески.
Его стиль оказал огромное влияние на развитие итальянской и мировой архитектуры. Простота, утончённость и лёгкость сооружения вдохновляли последующие поколения зодчих.
«В его постройках отсутствуют напряженные световые контрасты и строгие, холодные вертикали, столь характерные для готических соборов.
Стиль Брунеллески тяготеет к мягким, спокойным и ровным линиям, уравновешенному соотношению горизонтальных и вертикальных ритмов.
Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях».
Из книги «Брунеллески», издательство «Директ-Медиа».
2. Капелла Пацци
Проектирование и строительство начались в 1429 г. и закончились через несколько десятилетий после смерти мастера.
Филиппо Брунеллески не стремился просто копировать античные постройки. Он искал новые строительные приёмы и использовал архитектурные формы классики для новых гармоничных решений.
«Разглядывая фасад маленькой церкви, мы сразу заметим, что он имеет мало общего с античными храмами, но ещё меньше — с готическими.
Брунеллески воспользовался набором элементов классической архитектуры — колоннами, пилястрами, арками, но создал из них совершенно новые комбинации, добившись впечатления необыкновенной лёгкости и грации».
Из книги «История искусства» Э. Гомбриха.
3. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Годы возведения купола: 1420—1436 гг.
Это самый главный архитектурный символ Флоренции и вершина инженерного гения Филиппо Брунеллески.
Купол представляет из себя восьмигранную конструкцию высотой более 90 метров и диаметром 42 метра.
Подобное сооружение требовало сложнейших математических расчётов и вспомогательных инженерных построений:
— Брунеллески создал специальные механизмы с шестеренками, которые облегчили подъём многотонных строительных материалов на высоту.
— Он также продумал мельчайшие детали и вспомогательные приспособления.
— Он разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов.
Великий зодчий прекрасно справился с задачей. В западноевропейской культуре впервые появился монументальный купол спустя 1300 лет после создания Пантеона.
Филиппо Брунеллески завершил не все свои работы, но каждое его сооружение — это высокое искусство, соединившее в себе классические элементы и средневековые традиции.
Гениальный зодчий сформировал новаторские идеи и новые эталоны красоты в искусстве, которые навсегда изменили вектор развития архитектуры в эпоху Возрождения.
P. S. Также рекомендую вам прочитать мою статью об Андреа Палладио:
Почему Андреа Палладио считается отцом западной архитектуры?
Хотите знать еще больше об искусстве? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал.
Ну и, конечно, не забывайте подписываться на канал в Дзене :)