Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

История Веры Мухиной

Имя Веры‏ Мухиной у наших соотечественников ассоциируется,‏ в первую‏ очередь,‏ со знаменитейшим монументом‏ «Рабочий и‏ колхозница». Но, разумеется, не‏ только‏ это произведение‏ создала Вера.‏ А помимо пластического искусства, она‏ занималась‏ и дизайном‏ одежды, о‏ чем сегодня мало кто помнит.‏ Итак,‏ героиня‏ нашей сегодняшней‏ заметки –‏ женщина невероятного‏ таланта‏ и непростой‏ судьбы, Вера Игнатьевна Мухина.

Родилась Вера‏ в Риге,‏ в‏ 1889 году, в‏ купеческой семье.‏ Девочка рано потеряла мать:‏ ребенку‏ было всего‏ два года,‏ когда Надежда Вильгельмовна Мухина умерла‏ от‏ туберкулеза. Игнатий‏ Кузьмич, переживая‏ за здоровье девочки, увез ее‏ в‏ Крым,‏ в Феодосию.

Здесь‏ надо сказать,‏ что отец‏ Веры‏ занимался не‏ только коммерцией. В семье Мухиных‏ любили искусство‏ и‏ покровительствовали ему. Девочка‏ росла на‏ разговорах о музыке, театре‏ и‏ живописи. Стремясь‏ помочь погибающему‏ от туберкулеза художнику Алисову, Игнатий‏ Кузьмич‏ приобрел у‏ него морской‏ пейзаж. Мухин-старший стремился подражать Козимо‏ Медичи‏ в‏ его покровительстве‏ художникам, ученым‏ и поэтам.

Но,‏ к‏ несчастью, Игнатий‏ Кузьмич тоже скончался, и Веру‏ с сестрой‏ воспитывали‏ родственники. Они жила‏ у дяди‏ в Курске, затем в‏ Москве.‏ Девочка взрослела,‏ превращаясь в‏ девушку. Она желала не только‏ вести‏ светскую жизнь‏ и танцевать‏ на балах. Вера рисовала, писала‏ стихи‏ и‏ музицировала. В‏ Москве она‏ обучалась живописи‏ в‏ студии Константина‏ Юона и Ивана Дудина .‏ Работала в‏ скульптурной‏ мастерской Нины Синициной.‏ Затем перешла‏ в студию к Илье‏ Машкову,‏ одному из‏ лидеров художественного‏ объединения авангардистов «Бубновый валет».

А еще‏ –‏ страстно мечтала‏ поехать в‏ Париж, чтобы продолжить свое художественное‏ образование‏ там,‏ и, в‏ частности, учиться‏ ваянию у‏ Эмиля‏ Бурделя. Но‏ родственники, консервативно настроенное купечество, не‏ одобряли таких‏ ее‏ устремлений. Молодой девушке‏ точно не‏ пристало заниматься таким «неженским»‏ делом,‏ еще и‏ так далеко‏ от семьи.

Все изменил случай. В‏ 1912‏ году, на‏ Рождество, Вера‏ гостила в имении у дядюшки.‏ Там‏ она‏ каталась на‏ санях с‏ горки, налетела‏ на‏ дерево и‏ получила увечье: ей отрезало нос.‏ Нос пришили.‏ Но‏ шрамы остались на‏ всю жизнь.

Девушка‏ тяжело переживала произошедшее. О‏ балах‏ пришлось забыть.‏ Видя, как‏ горюет Вера, родственники смягчились и‏ разрешили‏ ей исполнить‏ мечту: уехать‏ на лечение и учебу в‏ Париж.

Во‏ Франции‏ девушка занималась‏ в мастерской‏ ученика знаменитого‏ Родена,‏ Эмиля Антуана‏ Бурделя. Она подошла к обучению‏ со всем‏ прилежанием‏ и серьезностью. Титанические‏ усилия принесли‏ свои плоды, и Вера‏ стала‏ лучшей ученицей‏ мастера. А‏ еще именно в Париже Вера‏ встретила‏ свою первую‏ любовь –‏ русского мигранта Александра Вертепова, эсера-террориста.‏ Вертепов‏ тоже‏ учился в‏ студии Бурделя.‏ Позднее он‏ погибнет‏ на фронтах‏ Первой Мировой. А Вера в‏ память о‏ нем‏ создаст скульптуру медсестры,‏ оплакивающей солдата.‏ К сожалению, эта скульптура‏ сегодня‏ утрачена.

В 1914‏ г. Вера,‏ расставшись с Вертеповым, вернулась в‏ Москву.‏ Вскоре началась‏ война. Девушка‏ окончила курсы медсестер и работала‏ в‏ военном‏ госпитале, где‏ и познакомилась‏ со своим‏ будущим‏ мужем, военным‏ врачом Алексеем Замковым.

А дальше будет‏ Великий Октябрь.‏ Вера‏ Игнатьевна будет много‏ и успешно‏ творить. В рамках плана‏ «монументальной‏ пропаганды» создаст‏ проект памятника‏ русскому просветителю Николаю Новикову. Он,‏ к‏ сожалению, тоже‏ не сохранится.‏ К концу 20 гг. 20‏ века‏ скульптор‏ выполнит такие‏ произведения, как‏ «Юлия», «Ветер»,‏ «Крестьянка».‏ К десятилетию‏ Октябрьской революции «Крестьянка» будет удостоена‏ первой премии.‏ Затем‏ она экспонировалась на‏ международной выставке‏ в Венеции и была‏ выкуплена‏ музеем Триеста.

И,‏ наконец, в‏ 1937 году на Всемирной выставке‏ в‏ Париже Вера‏ Игнатьевна была‏ удостоена золотой медали Гран-при за‏ «Рабочего‏ и‏ колхозницу». И‏ это был‏ настоящий триумф‏ ее‏ как художника.‏ Пабло Пикассо следующим образом отзовется‏ об этой‏ скульптурной‏ группе: «Как прекрасны‏ советские гиганты‏ на фоне сиреневого парижского‏ неба».‏ С 1947‏ года «Рабочий‏ и колхозница» станет эмблемой киностудии‏ «Мосфильм».

-2

Талант‏ Веры Игнатьевны‏ находит разное‏ применение – тут и коренастая,‏ твердо‏ стоящая‏ на земле‏ русская баба-«Крестьянка»,‏ и изящнейшие‏ балерины‏ Галина Уланова‏ и Марина Семенова. Еще она‏ создаст памятник‏ Чайковскому,‏ который будут буквально‏ обожать студенты‏ консерватории. Еще из-под ее‏ рук‏ выйдут два‏ памятника советскому‏ писателю Максиму Горькому. Она будет‏ преподавать,‏ будет удостоена‏ пяти Сталинских‏ премий и множества других наград…

И‏ умрет‏ всего‏ лишь в ‏ 64 года‏ от стенокардии,‏ так‏ и оставив‏ многие свои замыслы и идеи‏ неосуществленными.

Автор - Алина Говенько