Найти в Дзене
Видео-дизайн

История про умение слушать

Есть одна показательная история (специально для моего хэйтера из статьи Занимаю чужое место в жизни) из моей практики обучения в НГАХА.

Пришёл я как-то на консультацию перед экзаменом по "Истории архитектуры". Надо пояснить, что со школы с историей у меня не задалось - в голове никогда не возникало стройной картины, была какая-то мешанина из отдельных дат, фактов, личностей, завоеваний. Самое лучшее, что помню из школьной программы по истории это таймлайны - линии с отметками дат и соответствующих событий. Их было интересно поразглядывать, но и сами события и что зачем следовало, всё стёрлось из памяти ещё до последнего звонка.

А в архитектурном "История архитектуры" - предмет профильный, потому что изучается эволюция облика различных зданий и развитие технологий их строительства. Что напрямую взаимосвязано с другими профильными предметами - архитектурой, композицией, строительными технологиями, материаловедением и т.д.

Безусловно, какие-то знания на тот момент у меня уже были, но они кричали "хелп ми!" в общем хаосе исторической каши. Поэтому на консультацию я пришел в надежде услышать какую-то спасительную вещь, которая бы смогла мне помочь сдать экзамен. Что именно я искал - было непонятно.

Преподаватель по предмету был очень эрудированным человеком и слыл любителем расхожей фразы "Бог знает на 5, я знаю на 4, вам нужно постараться, чтобы сдать на 3".

На консультации он отвечал на вопросы и долго рассказывал один из билетов, про культовые сооружения Тобольска (есть кто-нибудь из Тобольска?), кто когда приплыл и чем отметился. Так как город стоит на слиянии двух больших рек - Иртыша и Тобола, то приплыло таки много народу - до 19 века это был один из чек-поинтов (контрольных точек маршрута) на пути в Центральную Азию и Китай. А кое-кто и прискакал (монголы, конечно).

На доске в итоге был нарисован земляной вал, рядом с ним тобольский детинец (кремль), а внутри его стен - винегрет из кубиков зданий и церковных маковок. Я за доли секунды успел впасть в отрицание, разгневаться, начать торговаться, впасть в депрессию и принять очевидное: мне конец.

Нарисованное на доске выглядело приблизительно так:

План города Тобольска, 1701 год.
План города Тобольска, 1701 год.

Даже если бы мне попался этот вопрос, ответ на который я внимательно слушал перед самим экзаменом, так как был заинтересован что-либо услышать, то я бы всё равно не смог рассказать его. И вопросов к учителю по остальным билетам у меня не было. Для появления вопросов нужно учить билеты.

Консультация кончилась. Преподаватель поднялся, обвёл нас взглядом и с жалостью по-отечески и сказал: "Вы хоть оденьтесь поприличнее". Народ большей частью был в предэкзаменационном трансе, несколько человек вяло посмеялись. Я посмотрел на собравшихся и понял: "вот оно!"

Архитектурка всегда была полна самой разношерстной публики - неформалы, гопота, ботаники, эмо, геи, натуралки, алкоголики, наркоманы, обычные среднестатистические психи, рейверы, рэперы, пацаны с района и прочие отличные девчонки и мальчишки. Одевались кто во что горазд и что есть дома или там где сегодня ночевал. Преподавателя можно понять: мы выглядели как таз оливье, опрокинутый на стол. Естественно, никто не собирался специально наряжаться на экзамен.

А я пошёл и подстригся. А вечером я отпарил и выгладил костюм, который одевал до этого один раз - на выпускной. А потом пришил недостающую пуговицу к белой рубашке и сам сделал для неё ответную петлю (китайский производитель сэкономил) на швейной машинке. Не буду говорить, что делал петлю для пуговицы и вообще что-то делал на швейной машинке первый раз, иначе вы подумаете, что хвастаюсь.

На экзамене было несколько групп. Как обычно, несколько первых отличниц сдали практически без подготовки на 5, кто-то из них ушел расстроенный с 4-кой твёрдо намереваясь пересдать. Наступило затишье.

Из двух вопросов моего билета первым оказался... тот самый про Тобольск. Я ни черта не помнил с консультации. Я сидел и смотрел на билет. В руке между пальцев перекатывал шариковую ручку. Передо мной лежал чистый лист.

Учитель по "Истории искусств" сказал как-то "вы же визуалы, не надо много писать, рисуйте!" Ковыряться в памяти и составлять какой-то план повествования всё равно было бесполезно, я стал рисовать что помнил - пытаться мысленно делать кальку с почеркушек препода на доске.

Дорисовав до того момента, когда нелепость нарисованного начала меня веселить, я решил остановиться и иди на встречу судьбе. На листе было накарябано похожее на что-то такое:

Так летописец увидел основание Тобольска, Ремезовская летопись, XVII век.
Так летописец увидел основание Тобольска, Ремезовская летопись, XVII век.

Ещё раз гляньте, что было ранее нарисовано учителем на консультации. Есть чуть заметная разница, не правда ли?

Преподаватель сидел с торца стола. Я сел напротив с другого торца и положил перед ним листок с рисунками. Он глянул одним глазом, смерил меня взглядом и сказал:
- Рассказывайте!

Я бодро начал про слияние рек, про приплывших и прискакавших, но быстро потух, так как это было и началом и краем моих познаний. Дальше шли пустынные земли, на которых то тут, то там одиноко лежали церковные маковки, бродили неизвестные завоеватели среди руин недостроенных шедевров и случайных дат.

Преподаватель сказал:
- Рассказывайте второй вопрос.

Я молчал. Было понятно, что это максимум двойка, что означает пересдачу, что означает что нужно будет половину лета учиться, что означает меньше пляжа, рыбалки, солнца. И вообще, самого лета. Интересно, а ставят единицу? Ни разу не видел. Это было бы оригинально.

Преподаватель не поднимая на меня глаз поставил отметку в зачётке и бросил (не положил, а именно бросил, метнул) её мне через весь стол и сказал:
- Убожество.

"У, божество. У, боже, ство" - я шел по коридору и склонял про себя услышанное. Напряжение последних суток, прерывистый короткий сон - всё сложилось теперь в какую-то нейтральную субстанцию.

Однажды видел как студент в библиотеке рисовал на листочке А4 любопытную иллюстрацию - подбитый немецкий танк Тигр с крестом на боку, гусеница танка размоталась, у катков сидит фриц, уткнувшийся головой в колени и закрывшийся руками, а рядом подпись "Глубокий пятиминутный пофиг, когда патроны уже кончились, но противник ещё не знает об этом" (в общей солянке была часть студентов, которым нравилась эстетика формы от Hugo Boss и т.п. ерунда).

Так вот этот рисунок прекрасно описывал моё состояние. Состояния транса, когда из-за сильных переживаний организм ставит все эмоции на "стоп" и ты можешь просто подавленно созерцать окружающее.

Я раскрыл зачетку.

В зачётке стояла жирная ТРОЙКА!

Не может быть! Значит лету быть! Значит речка, солнце, песочек! Значит, я всё-таки я правильно услышал и сделал ставку! Мир заново раскрасили всеми цветами и прекрасные единороги заплясали вприсядку!

-5

Вообще-то я хотел написать вывод с какими-то умными словами про разницу между слышать или слушать, но будем честны: мне сильно повезло. Не делайте так как я, учитесь пока есть возможность, чтобы лето приходило без потрясений. Но уши всё равно держите по ветру!

А ещё, если история вам понравилась, поставьте лайк - так я буду понимать, что вы хотели бы почитать ещё интересных историй. А их у меня таки есть для вас!

А пока можете ещё полистать статью про учебу в НГАХА Диплом и куда его положить.

Прекрасный город Тобольск от фотографа Славы Степанова.
Прекрасный город Тобольск от фотографа Славы Степанова.