Я покинул сперва Дом листьев, а затем и ещё один "неправильный" коттедж. Я хочу вернуться к себе. Прийти в себя в самом прямом значении этих слов.
Я сижу в машине.
Снаружи падает снег.
Я мёрзну.
Я
Иэн Рейд, "думаю, как всё закончить" (i'm thinking of ending things)
Год публикации: 2016
Жанр: психологический триллер, постмодернизм.
Джейк пригласил подругу на отдаленную ферму к своим родителям. У молодых людей все как будто хорошо складывается, но она почему-то уверена, что их отношения надо прекратить. Вот только как это сделать? Она постоянно получает странные, пугающие сообщения от незнакомца. Ей страшно, но она не решается рассказать о нем Джейку. В старом, темном доме в одной из комнат на ферме она увидела фотографию ребенка. На вопрос, кто это, ей ответили, что это Джейк. Но она вдруг понимает: на фото изображена маленькая девочка, и в этой девочке узнает себя. Дальше все становится еще непонятнее и страшнее...
И вот я здесь, в начале пути. Именно с этого романа я и должен был начать рассказывать о странных книгах. Иронично? В итоге вышло ещё ироничнее.
Эта книга — обман. Не верьте ей. И не верьте мне, когда я говорю о ней.
Описание как бы намекает на странный, напряжённый, может даже параноидальный триллер. Здесь и вечно названивающий маньяк, и странная семейка на жуткой ферме, и много чего ещё.
И всё это здесь правда есть. Честно.
Но есть что-то ещё. Что-то неприятное, неуловимое. Этакий зуд внутри черепа; тихий звон в ушах — он не особо мешает, но он всегда есть, и от него не отделаться. В этой истории всегда что-то не так. Слишком странные реплики — люди так не разговаривают. Слишком странные декорации — такого просто не может быть. Слишком странные персонажи — откуда они вообще здесь взялись? К тому же иногда повествование прерывается внезапным
-Нет, ну ты видела?
-Что, там что-то ещё нашлось?
-Ага. Мало ему было двух книг, он их тут целую полку собрал.
-И сколько там ещё.
-Штуки три минимум. Толстые.
-Да уж. Знал бы он, куда это его приведёт.
-Да как он мог знать? Никто из нас не знал.
-Нормальные люди таких книг не читают.
-Да, но для кого-то же их пишут. Судмедэксперты уже закончили?
-Сейчас, соберут последние образцы, и можно ехать домой.
-Бррр. Не произноси это слово.
-Прости.
диалогом непонятно кого непонятно о чём. Но о чём-то жутком. Но какое отношение это "что-то" имеет ко всему остальному?
Роман Рейда создает напряженную, но непостижимую атмосферу, в которой доверять нельзя никому и ничему. То, что кажется довольно обычным, очень скоро обрастает нереальными мелочами. Ты очень быстро понимаешь, что всё как-то неправильно, но почему? История же простая, как две копейки. Примитивная даже. Неужели это всё?
Сюрреализма происходящему придаёт и поведение главной героини. Нет, она, конечно, реагирует на происходящее, задаёт вопросы, подмечает странности, но как-то... неправильно? Слишком спокойно?
Что вообще происходит?
"думаю, как всё закончить" (Да, с маленькой буквы, я настаиваю) — увлекательное чтиво для тех, кто любит постмодернистские выкрутасы. Это не хорошо и не плохо. Просто лучше заранее понимать, что психологический триллер из этого романа такой же, какой из фильма "мама!" (mother!, 2017) ужастик. Это не совсем то, что вам, возможно, пытаются продать.
Это нечто более странное, и, если хотите, претенциозное. Рейд не заигрывает с форматом, не считая вышеуказанных диалогов, но ему это и не нужно. Если в "Доме листьев" рассыпался текст, то здесь сыплется сама история. Она ломается и закручивается, превращаясь со временем во что-то бесформенное и вроде бы как несвязное.
Но вся прелесть в том, что
-В чём?
-Что?
-Ну, он тут пишет: "Вся прелесть в том, что..." И в чём же?
-Не знаю. Давай поищем другие страницы. Здесь же никого ещё не было?
-Нет. Эксперты ещё разбираются с тем бардаком, что он устроил в коридоре.
-Кстати, он тут пишет про "вышеуказанные диалоги". Тебе не кажется, что он это про...
-О, нашла!
эта книга из тех, что я называю "хрустящими". В том смысле, что в итоге-то всё объясняется весьма понятно, и когда роман раскрывает все карты, в голове раздается приятный хруст, будто последняя деталь конструктора встала на место, и теперь ты видишь картину целиком.
Вам не понадобится лопата, чтобы докопаться до "глубокого смысла", но перечитать историю ещё раз наверняка захочется.
"думаю, как всё закончить" — короткая, но увлекательная история. Над ней, возможно, придется подумать, но она не успеет утомить. Сюжет здесь интереснее, чем в "Тебе следовало уйти" и не такой ломаный, как в "Доме Листьев". Но достаточно странный, чтобы угодить на эту полку и приятно пощекотать мозг.
Но в целом, повторюсь, ответ в книге весьма прост. В отличие от фильма.
Страна: США
Год выхода: 2020
Режиссёр: Чарли Кауфманн
Автор сценария: Чарли Кауфманн
В ролях: Джесси Племонс, Джесси Бакли, Тони Коллет, Дэвид Тьюлис
Честно говоря, фильм высказывается на ту же тему и с примерно тем же посылом, но делает это несколько иначе. В фильме история ещё сильнее размывается, а некоторые сюжетны детали либо меняют форму, либо исчезают вовсе. Зато отыскивать несостыковки здесь намного приятнее. Визуал, текст, звук — всё здесь заигрывает со зрителем, дразнит, но не говорит напрямую.
Это любопытная и красивая игра, но смысл по итогу уловить сложнее, чем в книге. Да и пресловутого "хруста" в конце не происходит. Просто потому, что фильм, в отличие от книги, никаких карт на стол по итогу не выкладывает, оставаясь ровно таким же загадочным, как и всегда.
И либо вас захватит местный визуал и атмосфера, либо фильм покажется вам затянутым и скучным.
Оба варианта, как по мне, будут правильными.
-Ну и куда он делся?
-Не знаю.
-Обычно он оставляет подсказки.
-Может, эта картина на стене?
-Какая-то улица. Две дороги, сходящиеся буквой V.
-И что это за V?
-Не знаю.
-Надо спросить Томаса.
*конец записи*